Город Перевал Дятлова: не ходи туда

Перевал Дятлова: не ходи туда

Если смотреть с перевала чуть левее, вдали два белых снежных пятна – это гора Отортен, с мансийского «не ходи туда». По прямой примерно 15 километров, в обход по хребтам – 35 километров в одну сторону. Дорога занимает два дня пути. Нас было шесть человек: Саша, Миша, Юра, я, Саша и Маша. И мы все-таки пошли туда.

Курумник, или «каменные россыпи» на склонах или на плоских поверхностях гор, медленно сползающие вниз. Курумы представляют собою результат морозного выветривания горных пород в условиях высокогорного климата. Курумник нагревался на солнце и был теплым, на привалах лежали на них, млели, болтали. Потом опять шли-шли-шли... много километров шли. Под единственной елочкой в тундре было решено оставить наши рюкзаки и идти к Отортену пешком. По плану, мы должны были вернуться через четыре часа, к вечеру, но по факту вышло около семи часов. Очень долго шли...

Путь до Отортена начал казаться мне адом. Мы шли, шли, шли... Я всегда видела только спины ребят, порой отставала от них до полутора километров. Поняла, что зря переобулась из резиновых сапог в ботинки – ноги насквозь были мокрыми, к тому же постоянный боковой ветер. Нас поливал дождь, посыпало градом, потом вдруг выходило солнце, потом вновь дождь и ветер, словно Отортен не хотел, чтоб мы к нему подходили.

Наконец дошли до подножья горы. Перед подъемом решили перекусить, спрятавшись от ветра за останцем. Я так сильно устала, что осталась ждать у камня. К черту покорение горы, манси же говорили «не ходи туда», и я не пошла. В ожидании я смотрела на противоположную сторону – на перевал Дятлова, где был наш экспедиционный лагерь. Это был час, когда сидя в одиночестве посреди тундры я смотрела на придуманное Вселенной чудо природы – горы, думала, осознавала, благодарила за чудо мгновения и мерзла.

1 из 10

Все спустились с Отортен около 20:00, когда солнце уже садилось за горизонт. До места ночёвки предстояло пройти 10-12 километров. К тому моменту я сильно замерзла, но мы быстро зашагали друг за другом, тело стало согреваться, но усталость... В 23:00 мы добрели до рюкзаков и в темноте установили палатки. Это был очень длинный день.

Ночь была холодной – высота, в двух спальниках, между двумя мужчинами я всё равно не смогла согреться, немного поспала только под утро. Утро следующего дня было прекрасно – солнце и голубое небо. Мы с Юркой провалялись в палатке до 10:00, а ребята успели спуститься в каньон к водопадам, искупаться и сделать летние фото на снегу. В сторону перевала Дятлова, в лагерь, почти бежали – дорога домой всегда кажется короче.

Продолжение следует.

Предыдущие записи автора:

Юля Манифестор, 2/4. Актриса, режиссер, пацифист, космополит, экоцентрист, йогиня, вегетарианка, путешественница.