Город Не стреляйте в бакалавра

Не стреляйте в бакалавра

По распоряжению Правительства РФ с 1 января 2011 года приема на специалитет в российских вузах официально не существует. Те, кто поступал на классическую форму обучения до этого, окончат вуз в роли специалистов. Все прочие (за редким исключением, прописан

По распоряжению Правительства РФ с 1 января 2011 года приема на специалитет в российских вузах официально не существует. Те, кто поступал на классическую форму обучения до этого, окончат вуз в роли специалистов. Все прочие (за редким исключением, прописанным в приказе Министерства образования по ряду специальностей) получат звание бакалавра.

Между тем общественность, в том числе сами студенты и даже педагоги университетов, не до конца разобрались, что же это за новая система и чем она лучше или хуже прежней? Решительный протест по поводу вступления в России условий так называемой Болонской декларации в свое время уже выразили некоторые представители высшей школы и производственных отраслей. Первые предостерегли, что это окончательно погубит науку, вторые выразили озабоченность уровнем подготовки бакалавров, которые, в отличие от специалиста, учатся только четыре года.

Занервничали и абитуриенты. Вокруг этой темы уже сформировалось немало слухов, например, что бакалавриат — это неполное высшее образование, или что новая система окончательно сделает обучение платным (высшее образование действительно неуклонно перемещается в сторону платных услуг, но к Болонской системе это не имеет непосредственного отношения).

Насколько оправданы опасения общественности, стоит ли бояться тотального перехода России на Болонскую систему — в этом корреспонденты 72.ru попытались разобраться вместе с экспертами на заседании круглого стола «Бакалавриат и магистратура: мифы и реальность», которое состоялось на прошлой неделе в учебном центре сети «КонсультантПлюс» ООО «Полное ПРАВО».

Большинство экспертов уверены, что вопрос введения бакалавриата не стоит той шумихи, которая поднялась вокруг него: новая система после окончательной «подгонки» докажет свою эффективность для российского образования. Оппонентом оптимистически настроенным коллегам выступил один из наиболее выдающихся ученых, живущих и работающих в Тюмени. Общими усилиями удалось нащупать и перспективы, и слабые места новой системы, а также развеять ряд домыслов, уже прочно поселившихся в общественном сознании.

Накануне заседания наша редакция провела видеоопрос среди студентов и педагогов тюменских вузов о бакалавриате. И надо сказать, ответы респондентов вызвали недоумение у участников круглого стола. «У меня такое ощущение, что мешанина в головах студентов и педагогов капитальная, не говоря уже о родителях, — сокрушается проректор по учебно-методической работе и инновационному развитию Тюменского государственного нефтегазового университета Владимир Майер. — Давайте разберемся. Вместо ступенчатой появилась уровневая система. Вместо пяти лет студент будет обучаться четыре. Но судя по тем учебным планам и стандартам, которые мы приняли и будем применять с 1 сентября этого года, по содержанию это практически та же самая подготовка, которую мы имели до сих пор. Разве что меняется терминология: раньше это называлось «знания, умения, навыки», теперь — «компетенции». Для преподавателей это большого значения не имеет, они, по большому счету, будут преподавать то, что и преподавали раньше. А бакалавры будут приходить на те же должности, на которые прежде выпускники шли со специалитета».

Следующее пояснение: на бакалавриате направлений меньше, чем было на специалитете, но каждое из них шире, при этом не упущена ни одна отрасль. Таким образом и знания у студента будут шире. Кроме того, Болонская система дает возможность комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.

«Раньше много говорилось о том, что когда абитуриент приходит поступать, у него часто глаза разбегаются, и он может выбрать не ту специальность, к которой на самом деле у него наибольшая предрасположенность, — отмечает Владимир Майер. — Однако сейчас он может выбрать широкое направление, которое ему ближе. А уже к третьему курсу определиться с профилем — раньше это называлось «специализация». Так вот профилей на бакалавриате уже очень много. И на старших курсах студент будет более глубоко изучать те предметы, которые ему нужны по конкретному профилю».

Сегодня в ТюмГНГУ вместо существовавших при прежней форме обучения 66 специальностей и 33 направлений осталось 51 направление бакалавриата, и они по своему содержанию шире, чем те, что были при специалитете. Однако, заметил Владимир Майер, при этом остаются пять специальностей, которые будут преподаваться по прежней схеме. «Причем это не наша воля, это решение Министерства образования и науки», — отметил проректор ТюмГНГУ.

Согласен с Майером и начальник учебно-методического управления Тюменского государственного архитектурно-строительного университета Александр Воронин: «Действительно, у поступающих на бакалавриат возможностей больше. Выбрав какое-то направление, студент через год-два может определиться, какую же более узкую специальность в рамках этого направления он будет изучать дальше. Но при этом хочу отметить, что Министерство образования неоднократно обещало подготовить к моменту перехода нормативную базу, тем не менее к 1 января 2011 года этого так и не произошло. В итоге на нас легла функция разъяснения, что такое бакалавриат и магистратура, в чем их особенности. Наш вуз, подготовив основные образовательные программы, пытается наладить контакт с работодателями, чтобы объяснить им, что шарахаться от бакалавров не надо. Приходится успокаивать и студентов, которые задают много вопросов, путаются в той же терминологии о специальностях и профилях».

Отметим, что в отличие от Нефтегаза, в ТюмГАСУ специалитета не осталось ни на одном факультете.

Вторит коллегам и ответственный секретарь приемной комиссии Тюменского государственного университета Сергей Толстогузов: «Вы правильно выбрали название для круглого стола — мифов по этой теме сформировалось действительно немало, и теперь приходится их опровергать, объяснять родителям, что ничего страшного в этом нет, что бакалавр — это человек с полноценным высшим образованием, что переход на уровневую систему не влечет за собой снижения качества образования. Это возможность сделать наше образование эквивалентным европейскому. Наши программы уже адаптированы к переходу на бакалавриат, по многим из них мы перешли на уровневую систему уже достаточно давно».

На сегодня в ТюмГУ 41 направление подготовки бакалавров и 21 направление подготовки магистров по более чем 50 магистерским программам. Сохранилось лишь три специальности: компьютерная безопасность, таможенное дело и информационная безопасность автоматизированных систем, — по которым система обучения осталась прежней.

«Когда начинали набирать абитуриентов на бакалавиат, у них поначалу было много вопросов, но затем опасения развеялись. И работодатели, которые принимают наших выпускников бакалавриата на работу, видят, что те ни в чем не уступают прежним специалистам», — заявил в свою очередь начальник учебно-методического центра Тюменской государственной сельскохозяйственной академии Валерий Бердышев. Сельскохозяйственная академия на сегодня готова принимать по 15 направлениям в бакалавриат и по шести — в магистратуру. «У нас пока не такой большой опыт работы по новой системе, в отличие от многих коллег, состоялось только два выпуска», — добавляет Валерий Витальевич.

«Для нашего вуза подготовка бакалавров — не новшество, потому что эта система по сути появилась в ТГАМЭУиП с момента его становления, — заявила начальник отдела управления качеством образования Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права Ольга Кузьменко. — К вопросу об уровне — наши выпускники-бакалавры работают сегодня в крупных компаниях, в том числе и в Москве. Но, присоединюсь к коллегам, вопросов и у педагогов, и у абитуриентов по-прежнему возникает много. Поэтому активно разъясняем суть перехода на бакалавриат».

Не поддержал точку зрения относительно безоблачного будущего бакалавриата светило современной науки, заведующий кафедрой химии и технологии нефти и газа ТюмГНГУ Ромэн Магарил. «Ничего плохого в введении бакалавриата для гуманитарных направлений я не вижу, — отметил Ромэн Зеликович. — Пожалуй, здесь это правильная мера. Но что касается технических специальностей, особенно потенциально опасных, тех же нефтегазовых, то боюсь, что перевод их на бакалавриат в будущем грозит нам техногенными катастрофами. Потому что бакалавр широко образован, теоретически может пойти в разные отрасли, но по конкретному производству его знания очень ограничены».

В целом согласна с тезисом, что для гуманитарных направлений бакалавриат действительно не представляет проблем, доцент кафедры журналистского мастерства Тюменского госуниверситета Елена Арбатская: «Некоторых наших студентов я бы смело отпустила со старших курсов в отрасль на какие-то вспомогательные специальности. Например, в газету, но не журналистом для начала, а в какой-нибудь не самой ответственной должности. Однако наша кафедра тянула с бакалавриатом до последнего. Потому что с другой стороны жалко терять пятый курс, когда мы получаем наконец-то зрелого человека, образно говоря, кладем на торт ту самую вишенку. Все-таки журналистика — профессия зрелых людей».

Кроме того, отмечает Елена Оттовна, многие в самом деле боятся перемен. В прошлом году студенты, поступая на платные места, говорили: «Уж лучше платно, только бы успеть на специалитет», — делится доцент.

Несмотря на заверения экспертов в том, что бакалавриат практически целиком вобрал в себя прежнюю «специалитетовскую» программу, вопрос о сроках обучения по-прежнему беспокоит многих. Все-таки изымается год, в течение которого студент проходил преддипломную практику и работал над дипломным проектом. «Как вариант можно было бы ввести дополнительный год обучения за счет работодателей, — предлагает Ромэн Магарил. — Я как-то спросил бельгийского профессора: «Неужели вы учите инженеров за четыре года?». Он ответил: «Лет 15 мы понаблюдаем, а пока, как и немцы, учим, как учили раньше». То есть они, как и мы, Болонскую декларацию подписали, но на новую систему, в отличие от России, переходить не спешат, а сначала решили более детально изучить все нюансы. Многое, конечно, зависит от учебных планов, программ. И наши специалисты уже приложили много сил, чтобы в рамках этих программ бакалавр получал достаточно знаний. Но сокращение срока обучения на год полностью компенсировать все же нельзя».

Как подметил Ромэн Зеликович, хорошо еще, что на днях президент обратился к министру образования с предложением отложить школьную реформу. Поскольку поступило множество жалоб. «Ведь в последние годы мы ощущаем постоянное понижение уровня абитуриентов. Приходится значительно больше усилий тратить на их обучение, чем раньше. А теперь еще и срок учебы уменьшается на год. Я долгое время противостоял открытию бакалавриата на нашей кафедре, но в этом году пришлось подчиниться. Одним словом, опасение по поводу того, как бакалавриат отразится на различных сферах жизни в нашей стране, у меня остается», — признается профессор.

«Проблема в связи с сокращением сроков обучения действительно может возникнуть, — добавляет Владимир Майер. — Но поскольку в Нефтегазовом университете бакалавриат существует уже не один год, у нас есть опыт ее решения. Если говорить о подготовке дипломной, или правильнее сказать, выпускной квалификационной работы бакалавра, то, по сути, это совокупность тех курсовых проектов, которые студент готовил в течение всего периода обучения». Да, времени на подготовку итоговой работы будет значительно меньше, отмечает проректор ТюмГНГУ. Зато теперь в подготовке этой итоговой работы прослеживается некая последовательность, когда студент подытоживает свои работы за весь период обучения, то есть не придется начинать с нуля.

«Если говорить о программах, то в самом деле никакие предметы не остались за бортом. Просто где-то поджали часы, где-то объемы исследовательских работ пострадали. Для прикладных направлений это не очень хорошо. Но в целом изменения незначительные. И только время покажет, скажется это на качестве или нет», — резюмирует Елена Арбатская.

Сокращение периода учебы беспокоит прежде всего работодателей. Кроме того, многие компании вообще отказываются признавать само понятие «бакалавр», ссылаясь на то, что слово «специалист» для них звучит привычнее и вызывает больше доверия. Как отметил Владимир Майер, работодатели, производственники, конечно, лукавят, когда уверяют, что понятия бакалавра нет у них в квалификационном справочнике, и это якобы дает им основание отказывать выпускникам в приеме на работу. «Успокою родителей и абитуриентов, — заявил представитель ТюмГНГУ. — В квалификационном справочнике должностей говорится о прежде всего о наличии высшего образования, чему звание бакалавра в полной мере соответствует. Поэтому оснований не брать бакалавра на работу у предприятий нет».

При этом Владимир Викторович добавил, что профессиональная адаптация бакалавра должна быть результатом совместных усилий вуза и работодателя: «Когда я встречался с иностранными коллегами, специалистами, представителями предприятий, то тоже задавал вопрос: как за четыре года подготовить человека, чтобы он сразу мог начать работать по специальности? И они отвечали: «А кто вам сказал, что он сразу должен начать работать?»». За рубежом бакалавр, приходя в компанию, стартует с рабочих профессий, постигает производство и постепенно добирает те инженерные и управленческие навыки, по которым получил теоретическую подготовку в вузе. На это уходит года три–четыре.

То есть можно говорить о том, что не столько сфера образования, сколько наши промышленность, бизнес, сельское хозяйство не готовы к переходу на бакалавриат. В европейских странах технология устроена таким образом, что, когда бакалавр по окончании учебы приходит на производство, там уже создана целая система, которая адаптирует нового специалиста, давая ему возможность со временем дойти до необходимого уровня профессиональной квалификации. «В России таких производств, которые имеют собственную систему, так сказать, «доведения» нового сотрудника, прямо скажем, не много», — добавляет Владимир Майер.

О настороженности со стороны работодателей свидетельствует и начальник отдела трудоустройства и взаимодействия с предприятиями ТюмГНГУ Светлана Чуйкова. По ее словам, с непониманием приходится сталкиваться по-прежнему часто. В то же время растет и число компаний, принявших новую систему: «Задают вопросы: а кто вообще такие бакалавры, магистры. Но любые изменения всегда должны пройти период адаптации, в том числе и на уровне сознания. С другой стороны, мы в своем учреждении все чаще наблюдаем, что крупные компании, прежде всего нефтегазодобывающего комплекса, предпочитают брать наших инженеров с дополнительными корочками по рабочей профессии. И работодатели предлагают выпускникам начинать именно с рабочих профессий. Не потому что они их как специалистов не ценят, а потому что существует четкое понимание: чтобы управлять рядовыми сотрудниками, он должен сам пройти через эти производственные ступени и хотя бы знать, в какую сторону те или иные гайки закручивать. А потом уже начинается профессиональный карьерный рост по своей специальности. Под то, о чем говорила Елена Арбатская, имея ввиду будущих журналистов, идущих в газету работать, что называется, «на подхвате», система бакалавриата как раз оптимально подходит».

Некоторые эксперты выражают и еще одно опасение. Вступление в число стран-подписантов Болонской декларации подразумевает возможность продолжать обучение за границей в любой момент, поскольку программы и системы оценки должны быть идентичны. Но ввиду крайнее невысокого уровня жизни в стране очень немного найдется студентов, которые смогут позволить себе продолжить обучение во Франции, Англии или где-то еще. По большому счету те, кто мог, туда уже уехали. Поэтому для россиян преимущество весьма сомнительное. «А вот вероятность еще большего оттока преподавательских кадров, причем лучших, что, в общем-то, и так происходит многие годы, в таких условиях вполне реальная», — сокрушается Ромэн Магарил.

«Что касается свободного перемещения и обмена студентами и педагогами между вузами хотя бы внутри страны, не говоря уже о Европе, то вряд ли это будет иметь широкое распространение, по крайней мере в ближайшие годы», — согласна Елена Арбатская.

По магистратуре вопросов у общественности меньше, все-таки и учиться туда пойдет лишь небольшой процент бакалавров. Однако и здесь часто появляется не совсем достоверная информация, отмечают специалисты вузов. «Магистратура — это не второе высшее образование, — поясняет Владимир Майер. — Это лишь повышенная ступень. И здесь магистранту надо определиться: или он по окончании магистратуры идет на предприятие, но, скорее всего, это будет НИИ, проектная организация, или остается в вузе, чтобы поступить в аспирантуру, защищать кандидатскую диссертацию и так далее. В любом случае выпускник магистратуры должен выполнить магистерскую работу — диссертацию, а дальше он продолжит работать в научном профиле», — отметил проректор Нефтегазового университета.

«Если мой студент, будущий экономический обозреватель, пойдет в Нефтегазовый университет и прослушает курс по экономике, промышленности, производству, то, думаю, ляпов в его материалах на эти темы будет гораздо меньше», — отмечает Елена Арбатская.

Однако, как считает Ромэн Магарил, четкого понимания у студентов, какие перспективы открывает магистратура, кроме возможности для молодых людей получить еще два года отсрочки от армии, нет. «Меня коллега с другой кафедры попросил почитать курс для его магистратуры. Из 18 человек ко мне на занятия ходили двое. Остальным я вынужден был сказать, что квалификацию по моему курсу они не получат. То есть они все работают, числятся магистрами, куда поступили лишь с одной целью — получить отсрочку от армии. Но желания заработать степень магистра, чтобы развиваться в этом направлении дальше, у большинства из них нет. Насколько я понимаю, 16 магистрантов были отчислены», — поделился завкафедры химии и технологии нефти и газа.

Таким образом, вопрос функционирования магистратуры как первой научной ступени решается в рамках более глобального вопроса — поднятия престижа профессии педагога и научного работника.

Последний вопрос, который обсудили участники круглого стола, звучал так: верите ли вы, что переход на Болонскую систему позволит нашему образованию выйти на уровень ведущих европейских стран?

«Я думаю, нам не стоит тянуться за Европой, у нас и без того уровень достаточно высок. Полагаю, что в условиях бакалавриата мы просто можем взять лучший опыт вузов Европы и применить с учетом наших потребностей. Возможно, не самое удачное время выбрано для массового перехода на уровневую систему, но в остальном эта идея вполне оправданна и жизнеспособна», — поделился мнением Александр Воронин.

«Российское образование в свое время было лучшим в мире. И надо не догонять Запад, а стремиться к тому уровню, который у нас был несколько десятилетий назад, — считает Ромэн Магарил. — В Силиконовой долине 40 процентов специалистов — наши люди. В офисе компании «Майкрософт» в лифте висит табличка: «Ребята, говорите по-английски, американцы обижаются». Русских там значительно больше, чем представителей других стран. Это говорит о том, что мы готовили лучших специалистов в мире. В то же время хотелось бы, чтобы столь массовый отток лучших умов все-таки прекратился и они бы работали на нашу экономику и науку».

«Поменьше бы формализма при внедрении всего нового. Поскольку часто хорошие идеи страдают от неразумного исполнения. Ведь многое в уровневой системе образования вполне оправдано. Важно это правильно воплотить», — отмечает Елена Арбатская.

«Наши студенты и выпускники, уехавшие продолжать обучение за границей, говорят, что там учиться легче, чем у нас. Так что не стоит так уж принижать собственный уровень образования», — отметила начальник учебного отдела ТГАМЭУиП Татьяна Бикусова. «Мы многое заимствуем из зарубежного опыта, и не всегда то, что стоило бы, — вторит коллеге Ольга Кузьменко. — Поэтому считаю, главное — грамотно применять чужие наработки, брать только апробированные технологии, которые уже дали положительный результат в других странах».

Вывод напрашивается следующий: сама по себе уровневая система никакой угрозы для образования в нашей стране не таит, а во многом наоборот может оказаться более выгодной. Но главное — с учетом множества проблем, накопившихся в сфере образования за многие годы пренебрежительного отношения к ней власти, реализовать все преимущества Болонской системы в наших высших учебных заведениях будет непросто.

Редакция благодарит учебный центр сети «КонсультантПлюс» ООО «Полное ПРАВО» за помощь в организации круглого стола.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО, видео Дениса ФИЛИППОВА и Юрия БЫБИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем