Рынок event-услуг в Тюмени развивается пусть и недавно, но стремительно. Одним из «первопроходцев» этого рынка можно назвать творческое агентство «Сибирский Мелофон». Мы поговорили с генеральным директором «Сибирского Мелофона» Натальей Кузнецовой о самых заметных свадьбах Тюмени, о её видении бизнеса и, конечно, о конкурентах.
– Недавно «Сибирскому мелофону» исполнилось пять лет. Вспомните, как все начиналось?
– «Сибирский мелофон» был создан 23 сентября 2003 года перед играми городской лиги КВН. В тот момент мы организовывали и спонсировали ее. Расстояние между играми было достаточно большое, а творческий потенциал кавээнщиков огромный. Собрались на кухне я, мой муж, Костя Субботин и решили, что надо начать что-то делать вместе. Начиналось все с комплекта аппаратуры и хороших людей: Вадима Зимакова, Кати Кабановой, Кости Субботина, Жени Серова, Анны Паршиной, Александра Некрасова, Юры Бячкова. Нас было много.
– Почему решили заниматься event-услугами? Может, у вас была какая-то необычная свадьба?
– Моя свадьба не была удивительной, именно поэтому я и занялась этой стороной event-индустрии. Тогда вообще не было организации свадеб. Были творческие агентства, которые могли сделать любой праздник. В основном рынок был насыщен частниками. Когда мы пришли в этот бизнес, я мечтала освоить именно свадебный сектор. И за пять лет организация свадеб стала обычным делом. Толчок к развитию дали большие банкетные залы и хорошие дорогие машины, СМИ быстро подхватили это направление. Все это происходило на наших глазах.
– Какую позицию вы занимаете на рынке?
– Мы имеем хорошую позицию.
– Лидирующую?
– Хотелось бы...
– В Тюмени проходит несколько свадебных фестивалей. Агентство Black Lady делает «Венец Любви», агентство «Виктория» – Фестиваль невест. Планируете ли вы такой-же масштабный проект?
– Мы хотим сделать такой проект, но пока держим это в секрете. Скорее всего, в нашем шоу не будет соревновательного момента. Конечно, определенные конкурсы будут, но только для того, чтобы придать мероприятию «экшна».
Я не люблю фестивали невест, но, безусловно, уважаю людей, которые их делают. Если речь идет о всероссийском фестивале, то это должен быть соответствующий уровень. В этом году в фестивале участвовало очень много наших невест. Девочки были недовольны подходом, организацией. В самой идее конкурса красоты для невест есть противоречие. На свадьбе невеста одна в своем роде, королева своего свадебного бала. А на конкурсе их минимум 40. Здесь включается соревновательный момент, и каждая думает: «Почему она, а не я?!». И это еще хуже обычного конкурса красоты. Там девушки подготовленные, всю жизнь вращаются в этой сфере, где царят интриги, где воруют туфли, режут платья... Фестиваль невест должен доставлять удовольствие и самим участницам, поэтому нужно менять подход к этому мероприятию.
Хотя у нас уже есть проекты, которые зарекомендовали себя. Прежде всего, акция «Бабий бум». В Тюмени многие до сих пор не могут понять, как можно бесплатно катать невест на лимузинах по свадебным салонам и помогать им выбирать платья. Мы это можем, и делаем уже не в первый раз.
– Я знаю, что вы создаете свадебный центр...
– Да, я очень хочу осуществить этот проект. На это уйдет еще как минимум год. Есть проблемы с помещением. Оно должно быть достаточно большим – от 200 до 400 квадратных метров. Мне не хотелось бы арендовать его, потому что эти финансовые средства можно бросить в оборотный капитал.
В центре мы предусмотрим весь спектр свадебных услуг, но будем только за, если другие фирмы сделают свои филиалы у нас. Причем арендная плата будет небольшой, чтобы привлечь партнеров. В этом году мы обновляли автопарк, купили несколько лимузинов, чтобы нашим клиентам не пришлось переплачивать посредникам.
– Попытки сделать свадебный центр в Тюмени уже были, но его до сих пор нет...
– У нас с эксклюзивом проблема. Я всегда ворчу по этому поводу на владельцев свадебных салонов. Пора начинать продавать что-то оригинальное. Невесты не должны ездить за платьями в Екатеринбург, Москву! У нас покупательская способность выше, чем в Екатеринбурге. Возможно, предприниматели боятся рисковать. Я не боюсь эксклюзива. в нашем парке есть машина, единственная в России – Ford Excursion ателье Harley Davidson. Несмотря на то, что автомобиль черный, он пользуется огромной популярностью.
– Чаще всего «Сибирский мелофон» занимается свадьбами?
– Другие свадебные агентства в панике: «В октябре-ноябре свадебный сезон закончится и работы не будет!». Наши клиенты заказывают у нас не только свадьбы, но и юбилеи, презентации, корпоративные вечеринки, детские дни рождения. Не чураемся мелких заказов, потому что они позволяют держать себя в тонусе. Мы четко выстроили работу по сезонам. Сейчас закончится «свадебный переполох», и с середины декабря мы будем обслуживать только новогодние праздники. В остальное время занимаемся текущими мероприятиями. Кстати, не рекомендуем своим клиентам жениться перед Новым годом – стоимость услуг возрастает.
– Вы однажды сказали: «Мы делаем слишком дешевые свадьбы, над нами смеются». Наверно вдохновляют не деньги?
– Я сразу говорю всем своим работникам – деньги это не ко мне. В глубине души я уверена, что все эти люди пришли в «Сибирский мелофон» не за деньгами, а за драйвом, который мы получаем от работы.
– Была ли свадьба, которую оценили все, в том числе и конкуренты?
– Такие свадьбы мы делаем время от времени. Этим летом мы делали шикарную свадьбу в стиле Голливуда. Были лучшие лимузины, в кортеже только Porsche Cayenne, оформленные одинаково. Выкуп был в духе пиратов Карибского моря с Джеком Воробьем. Был восхитительный фуршет в доме невесты. Распорядителей мы нарядили в костюмы а-ля Индиана Джонс. В зале организовали выставку фотографий, на которых жених и невеста были в разных образах: то монаха, то Конана Варвара, то Миледи. Зал украшало только огромное красное горящее сердце. На второй день гости поучаствовали в съемках свадебного сериала, им вручали шоколадные статуэтки «оскаров».
– Но ведь провальные свадьбы тоже случаются?
– За пять лет жалоба по организации свадьбы была только одна. Критику воспринимать стало сложнее. Обычно нас хвалят и поэтому, когда начинают ругать, мы думаем: «Как же так, мы ведь такие клевые!». Возможно, это рабочий критинизм. Но я не хочу, чтобы нас ругали. Я вижу, как мы выкладываемся на каждой свадьбе, как работает моя команда.
– От многих ведущих слышу: «Тюмень не готова к стилизованным свадьбам». Вы согласны с таким утверждением?
– Тюмень к нестандартным решениям готова, но она не готова за них платить. Я всегда говорю клиентам: «Хотите хорошую стилизацию, а не просто ведущих в других костюмах, и новые названия для конкурсов, готовьтесь платить за это больше». Стилизовано должно быть все: от пригласительных билетов до ночи любви.
Недавно мы делали свадьбу в шотландском стиле. Жених и его друзья были в килтах и беретах. На регистрации в зал сначала входили друзья жениха с настоящими мечами. Церемония была в стиле времен короля Артура.
Креативность сейчас стоит дорого, но за идеи мы денег не просим. Нам нужны только деньги на воплощение этих идей. Мы хотим своим примером научить других быть креативными.
– Откуда вы черпаете идеи?
– В первую очередь у нас собственные идеи. Но мы ищем вдохновение во всем. Очень расстроена, что перестали транслировать канал WeddingTV. Покупаю все свадебные журналы.
Есть передачи и фильмы о свадьбах. Например «27 свадеб», «Моя большая армянская свадьба», «Друг невесты», «Свадьба лучшего друга», ну и культовый фильм «Свадебный переполох». И это только свадебные фильмы. В любом кино, где есть сцена свадьбы, я замечаю такие моменты, которых не заметит обычный зритель. Вообще Голливуд дарит много идей. Но мы стараемся не брать их в чистом виде, а совершенствовать, адаптировать.
– Почти все свадебные агентства предлагают VIP-услуги? Как вы себя позиционируете?
– «Сибирский мелофон» не делает VIP-свадьбы. Этот вопрос мы решили раз и навсегда. Зачастую под VIP-статусом нет ничего, кроме желания поднять цену для тех, кто может заплатить больше. Неправильно брать с человека деньги только потому, что он хорошо зарабатывает, или потому что мы знаем, что он хорошо зарабатывает, или потому что он публичный человек. Для всех клиентов цены одинаковы, но каждый сам формирует бланк своего заказа.
– У «Сибирского мелофона» есть свое ноу-хау?
– Мы придумали «Бабий бум», и это великая штука. Кроме того, у нас в офисе уютная домашняя обстановка. Это очень располагает клиентов к общению. Сначала они немного опасаются, но потом приходят даже просто попить чаю, поговорить о своих проблемах.
Мы стараемся увозить молодых после банкета в гостинцу или домой. Предоставляем VIP-автомобиль. И еще у нас бесплатные консультации и идеи тоже бесплатные.
Можно не быть нашим клиентом, но прийти и обсудить с нами свою свадьбу.
– Кто ваши конкуренты?
– Сложно сказать. Я не знаю, как работают другие агентства. Есть неплохие частники, но оценить агентства сложно.
Судить по чужим отзывам будет неправильно, как юрист могу сказать – это лишь косвенная информация.
Могу рассказать только об одном агентстве. Отзыв о свадебном центре «Диана» опубликовал один из тюменских женихов на свадебном форуме. Там были описаны какие-то ужасы. Ведущая пришла в зал вместе с молодыми, хотя должны была встречать их. Жених звонил ей за несколько часов до свадьбы и говорил: «Вы сегодня у нас свадьбу ведете!». А она ему отвечала: «Нет, у меня завтра ваша свадьба». И этого жениха я знаю лично.
– Удаются ли партнерские отношения?
– Я считаю партнерами всех, с кем сталкиваюсь по работе. Я готова работать, если все сотрудничают и любят друг друга. Очень люблю сеть цветочных салонов «Фиори». Если мы что-то придумываем, они легко воплощают. Сейчас появился партнер «Флосдекор». Они тоже занимаются организацией свадеб, но оформление у них получается лучше.
Очень довольна работой компаний «Праздник-сервис», «Стар-лимос». Нет никаких замечаний по отелю «Тюмень». Там лучший свадебный зал в городе.
Поначалу владельцы свадебных салонов смотрели на мои частые визиты с невестами настороженно, а сейчас мы там лучшие гости. Даже если ничего не покупаем. В этом бизнесе тоже могут быть нормальные человеческие отношения, хотя это очень тяжело. Там, где женщины, есть место зависти и склокам.
– В вашем агентстве начинали очень известные ведущие, фотографы, видеооператоры... Как вы вырастили такую команду?
– Самая большая ценность – это моя команда. Я обожаю людей, с которыми работаю. Мы дружим и стараемся друг другу помогать. Все проблемы решаем вместе. Я могу сказать – давайте сегодня поночуем в офисе, – и никто не откажется. Не бывает тех, кто говорит: «Рабочий день закончился – я ухожу». У нас есть система и среда, которая помогает людям раскрыться. Фотографы наши – великолепные ребята. Мы даем им возможность развиваться. И за этот год они очень выросли. Очень радуют Паша Петров, Андрей Хиневич, Андрей Павлюков. Видеооператоры на новый этап вышли наконец-то.
Когда от нас уходят, я всегда тяжело это переживаю. Это как отпускать ребенка из семьи.
Возможно, потому что в нашу команду сложно попасть. Прежде чем человек получит у нас работу, он должен влиться в коллектив.