Каждые выходные Лена, Сережа и Андрей покидают стены центра «Семья», где они живут, чтобы встретиться со своими наставниками. Нет, это не преподаватели и репетиторы. Это обычные взрослые люди, которые в какой-то момент своей жизни решили, что хотят быть значимым другом для ребенка из детского дома. Это решение Анастасия, Ирина и Татьяна приняли по разным причинам. В обычной жизни они вряд ли бы встретились. Разные интересы, профессии. Но их и еще десятки людей объединила одна идея — помочь ребятам, оставшимся без родителей, найти себя.
Лена и Анастасия
— Я по взгляду Лены поняла, что она выбрала меня. И прям помню этот момент: она сидит и смотрит, я ей показываю: «Я?», и она кивнула головой, — вспоминает Анастасия Львова.
Всё это время на нее с интересом и расплывшейся улыбкой смотрит Лена. Девочка немного застенчива при посторонних, но даже когда стеснительно наклоняет голову и прячет руки в объемный худи, нельзя не заметить ее красивую, по-детски милую улыбку.
Анастасия и Лена познакомились год назад, когда девочке было 13 лет. Это была их первая встреча, которая всё определила. Регулярно для ребят и участников соцпроекта «Наставники» организуют встречу-знакомство. В процессе взрослые рассказывают о себе, своих увлечениях, разговаривают с детьми. Это всё нужно для того, чтобы в конце ребята выбрали себе наставника.
— Сначала мы полгода приезжали к ребятам сами в Борки и общались с ними на территории центра. Разговаривали, рисовали, пили чай, на улицу ходили гулять. Лена мне показывала территорию Борков, ходили в магазин. В общем, просто узнавали друг друга, — вспоминает Анастасия.
Только спустя полгода Лена и Анастасия начали вместе выезжать в город: в кино, на мастер-классы, кафе, совместные прогулки. У самой девушки и ее мужа нет детей. Как-то посмотрев драму про сирот, в конце ленты пара увидела рекламу социального проекта. Анастасия начала искать в интернете похожие программы в Тюмени и нашла.
— Усыновить, наверное, это еще немного страшно, потому что не готов. А вот стать другом для ребенка — да, — объясняет мотивы наставница Лены.
Прежде чем познакомиться с девочкой, Анастасии пришлось заполнить анкету для проекта, пройти двухдневное обучение и пообщаться с психологами. Вместе с тюменкой была еще группа желающих стать участниками проекта. Но в процессе некоторые отсеялись. Кто-то передумал сам, а кому-то порекомендовали обдумать решение более тщательно.
Анастасия вспоминает: наладить контакт с ребенком было непросто. Впервые она почувствовала, что важна для Лены, после того, как та попала в больницу и первым делом после возвращения позвонила Анастасии.
— Я почувствовала, что я вообще нужна этому ребенку. Когда ее привезли из больницы, она первым делом, не имея сотового телефона, не имея своей сим-карты, нашла способ связаться, написать, позвонить. Сказать, что это Лена, я вернулась. Тогда поняла, что ее зацепила, а не просто приезжаю, развлекаю, — говорит Анастасия. — Захотелось становиться лучше, чтобы это транслировать ребенку. Что-то узнавать самой и чему-то Лену учить.
Анастасия работает инженером-сметчиком. Девушка признается, что обожает свою работу, ей нравится видеть результат своего труда. О том, что нужно выбирать профессию по душе, она говорит и своей юной подопечной. В свои 14 лет Лена обзавелась необычным для девочки увлечением. Она обожает играть в компьютерные игры в жанре шутер. И в будущем мечтает создавать свои игры и тоже видеть результат работы.
Сергей и Ирина
В отличие от других пар наставников и подопечных Сергей и Ирина познакомились немного иначе. Девушка не успевала приехать на традиционную встречу с детьми, где те должны были выбирать наставников. С Сережей они познакомились немного позже, когда Ирина приехала в центр для детей в Борках. Сама девушка хотела стать наставницей для ребенка младше. Желательно, девочки. Но вот список хобби и интересов у Ирины оказался явно ближе к подросткам-парням.
— Я на горных лыжах катаюсь, на беговых, скалолазанием немного занимаюсь. У меня интересы более спортивные, и я понимаю, что с мальчиком мне, наверное, даже проще, чем с девочкой, — признается Ирина Гагарина. — Мне сказали, вот, есть Сережа, поедете к нему знакомиться. Непривычно было. Считайте, встретились два взрослых человека, которым нужно найти общий язык, интересы. Это, конечно, сложно.
Ирина признается, что, как и многие в проекте женщины, задумывалась об усыновлении ребенка, но решиться ей сложно. Сама она долгое время работала юристом, но ей пришлось уволиться, чтобы ухаживать за мамой. Год спустя она решилась на другой шаг — стать другом для ребенка, а в ее случае, даже не для ребенка, а взрослого подростка.
Сейчас Сергею 17 лет. В проекте он решил участвовать в ноябре 2023-го. Юноша вспоминает, как про него рассказали в центре. Предложили узнать об идее получше и, возможно, выбрать наставника и себе. Сначала парень отказался. Но через какое-то время передумал.
С того момента прошел год. Одна из руководителей проекта «Наставник» Динара Толстоухова говорит, что за это время парень очень изменился, стал решительнее, начал не только участвовать в конкурсах проекта, но и побеждать в них.
— На этих конкурсах ребята очень растут, у них поднимается самооценка, они и сами понимают, что меняются, — говорит Динара. — За конкурсы есть призы. Например, кто набрал большее количество баллов, отправляются в ежегодные поездки, которые мы устраиваем. Ребята были уже в Казани, Питере, Екатеринбурге, на Байкал ездили. Это новые эмоции, которые дают им заряд, вкус к жизни.
Новые эмоции у Сережи появляются и даже от еженедельных встреч с наставником. Зимой — лыжи, летом — скалодром, велосипеды или даже раскопки. Вместе с Ириной этим летом он помогал археологам. А теперь пристрастился и к театру.
— Последний раз были в драматическом театре на постановке про «Бэмби». Я думала, что это сказка детская, а оказалась, серьезная история, история взросления. Но Сереге театр заходит. Мне нравится, что ему нравится театр, — с улыбкой говорит Ирина. — Сложности могут быть в общении, конечно. Нельзя же просто заставить что-то делать, надо убедить. Приходится много сил тратить, чтобы донести до Сереги, что нужно, например, учиться или участвовать в конкурсах. Что это полезно.
Помимо увлечений спортом и театром, есть у парня и еще один интерес. Сейчас он постепенно осваивает столярное мастерство. Этим увлечением, как и проектом, его заинтересовал Андрей.
Андрей и Татьяна
Со своим наставником Андрей познакомился три года назад, когда ему было еще 14. Свою первую встречу он и Татьяна помнят по-разному. Женщина вспоминает, что мальчик выбрал себе наставника одним из первых. И сразу определил, что это будет именно она. Сама Татьяна попала в проект, когда поняла, что у нее есть немало ресурсов и сил, чтобы стать наставником.
— У меня всё из семьи. Муж, он, скажем так, капитан очень дальнего плавания. Уходит в рейс на полгода. Сын у меня взрослый, ему 27 лет. И получается, одного дома нет, другой на работе. А я сижу в четырех стенах: приготовить, помыть, убрать. Думаю: «Блин, я вроде как не для этого родилась!» Хотелось быть нужной, интересной для кого-то. В проекте меня зацепил момент, что ты для ребенка становишься взрослым другом. Родители же хотят от детей чего? Чтоб жили по нашим правилам, мы на них давим. А тут немного по-другому. Как у нас говорят, не надо быть училкой, — говорит Татьяна Калячкина.
За три года, что женщина является наставником, она успела сблизиться не только с 17-летним Андреем, но и его 11-летним братом. Вместе они не раз проводили время вне стен центра. Одно из самых ярких воспоминаний — празднование дня рождения младшего брата Андрея. Когда мальчики вместе с Татьяной и ее супругом отправились в аквапарк. Тогда маленький Никита (имя изменено) боялся воды и не умел плавать, но через несколько часов его уже было невозможно достать из бассейна. Вспоминая это, Татьяна и Андрей начинают искренне смеяться.
— Это реально круто было, я впервые там побывал, — вспоминает Андрей. — Вообще я уже не хотел свой праздник, а для брата — важно. Он же маленький, ему это надо было. Ладно мой день рождения, ничего такого. Главное — его праздник, правда, я его люблю больше, чем себя, наверное. Всё-таки он крутой.
Но были у Татьяны и Андрея не только радостные моменты. Вместе приходилось и преодолевать некоторые трудности в общении, ведь с подростками не бывает просто. Андрей искренне говорит, что у него был период, когда общаться с людьми не хотелось.
— Я потерял какую-то волю к жизни. Не было никакого смысла. Только в колледж ходил, домой, и всё — больше никуда не хотелось. Потом после зимы что-то я устроился на работу и что-то мне вообще не понравилось. Это было первое такое впечатление, потому что всё-таки тяжелый труд, он не сразу дается. А сейчас я работаю почти каждый день, мне это нравится, устраивает. Ну и как бы всё немного налаживаться стало. Я поступил в автошколу. Если в прошлом году у меня не было ни одного автомата в колледже, в этом году я закончил с автоматами, постарался, — не без скромности в голосе говорит Андрей — сейчас он уже не живет в стенах центра.
Изменился не только сам юноша. Но и Татьяна, и ее семья так же начали замечать, что с появлением проекта в ее жизни, она стала проще смотреть на некоторые ситуации, научилась принимать выбор других.
Сейчас Андрей активно осваивает столярное мастерство и уже дорос до специалиста третьего разряда. А еще он учится в автошколе, безумно любит музыку и мечтает создать собственный комикс. Когда он начинает говорить о своей идее и новом увлечении, глаза подростка загораются. А Татьяна расплывается в улыбке.
— Вот, я уже начал, неделю рисую целую. Свои рисунки мне пока что не нравятся. Но я хочу нарисовать такой комикс, чтобы это еще сопровождалось анимацией дополнительно. Идею эту держу, не знаю, как с ней получится, но стараюсь, — говорит Андрей.
— Он стал более вдумчивый, более осознанные решения. Даже сейчас фантазии, комиксы, но у них есть логика, с чего начинается и как он это видит. Просто на него интересно смотреть, когда он о чём-то рассказывает, что его увлекает. Это такие моменты хорошие, самые запоминающиеся, когда человек увлечен. И вот мне бы хотелось, чтобы он был увлечен так же работой и любимым делом. А потом, он будет увлечен тем, чтобы сделать вокруг себя всё хорошо.
Особенности проекта
Наставником проекта может стать любой желающий, но вы должны понимать, что свободного времени станет гораздо меньше. Важно отнестись к решению серьезно. По словам руководителя проекта, чаще всего его участниками становятся женщины, у которых нет детей. Сейчас в программе не меньше 30 наставников для ребят-подростков. Как рассказала Динара, нередко бывает и так, что наставники становятся для ребят не только взрослыми друзьями, но и полноценными родителями. Таких случаев за 10-летнюю историю проекта было не мало.
В проекте, к слову, участвуют дети старше 12 лет. Помогут наладить отношения с детьми не только руководители проекта, но и опытные психологи. В общем чате каждый может высказать о трудностях и получить совет. Но многое, конечно, будет зависеть от желания самого участника, ведь главное — не отступать.
— В проекте очень много интересных, добрых людей, и ты удивляешься, что встречаешь их. И, оказывается, их много, у них такая душа большая, у них столько любви, — восхищается Анастасия. — Мне казалось, что в моей жизни не так много таких людей. А здесь их десятки. И ты раскрываешься, становишься добрее, чувствительнее, больше эмпатии появляется. Становишься лучше, как человек.
Сейчас официально в Тюмени нет ни одного детского дома: последний закрыли без малого 10 лет назад. Произошло это вовсе не потому, что все тюменские дети-сироты чудесным образом вмиг обрели заботливых родителей, а новых с тех пор не появилось. Просто цифры: сейчас в нашем регионе в усыновлении и опеке нуждаются более 400 девчонок и мальчишек разных возрастов. Где они живут сейчас? Чем отличается ныне существующий дом ребенка от детского дома в привычном его понимании? Ища ответы на эти (и не только) вопросы, мы узнали кое-что неожиданное и очень интересное.