Анатолий Королькевич — выдающийся актер, который мог запомниться в фильме всего одной фразой. До появления на экране он проделал тяжелый путь — служил во Владивостоке, а потом отправился на другой конец страны в Ленинград. Артист снимался в комедии о Старике Хоттабыче, выходил на сцену вместе со знаменитейшей Алисой Фрейндлих в телеспектакле «12 стульев».
Ниже рассказываем о непростой судьбе тюменца, который участвовал в Первой мировой войне, выступал в блокадном Ленинграде и обрел славу героя эпизодов.
Детство, война, начало карьеры
Анатолий Королькевич родился в Тюмени в 1901 году. Его отец работал главным бухгалтером в транспортной компании «Товарищество пароходства и транспортирования грузов Ф. и Г. Братья Каменские». После первого города Сибири он перевелся в Омск, а дальше — в Ново-Николаевск (ныне — Новосибирск. — Прим. ред.), где стал главным счетоводом в «Алтайских мукомолах». Родные, конечно, следовали за главой семейства. Мать будущего актера была домохозяйкой и растила троих детей.
«Товарищество пароходства и транспортирования грузов Ф. и Г. Братья Каменские» — организация, известная на всю империю. Основана она бывшими крестьянами, а позже богатейшими купцами Перми Федором и Григорием Каменскими. У них трудился англичанин Гектор Гуллет, которого считают основателем уральского пароходства. Долгое время он жил в Тюмени.
Анатолия отдали в Ново-Николаевское реальное училище. Но он дважды сбегал оттуда на фронт — в разгаре был Первая мировая война. В первый раз в 14-летнем возрасте, хотя историкам было непонятно это решение патриотически настроенного юноши. Из зоны боевых действий его вернули, но в мирной жизни он оставался недолго и в 17 лет снова уехал к месту боев. В 1917 году был контужен. Его отправили в Киевский госпиталь, а после домой, в Ново-Николаевск.
Там он присоеденился к красному кавалерийскому отряду, выступающему против белого атамана Семенова. Королькевич попадает в плен к противнику, его отправили в концлагерь. Оттуда он сбежал и отправился во Владивосток. Там его снова схватили и хотели отправить на фронт — воевать против красных. Делать этого будущий актер не захотел и снова убежал.
Опасаясь новой отправки на фронт, будущий актер поступает на обучение телеграфистом. Однако уже в процессе учебы Королькевич узнает, что солдат этой специальности сразу после завершения курсов направляют на войну. Анатолий специально заваливает выпускной экзамен и поступает на сигнальщика, который занимается расшифровкой и считыванием информации на корабле.
В 1920 году, после установления советской власти, Королькевич переводится во Владивосток. В 1921 он переходит на работу в морской клуб, где проходит путь от руководителя драмкружка до начальника клуба. Он постоянно принимает участие в постановках в качестве актера.
Обучаться актерскому мастерству Королькевич начал только во Владивостоке в 23 года. В дальнейшем он служил в Чите, Благовещенске и Москве. Лишь к 1929 году актер попадает в Ленинград. Там в труппах он служил по 2–3 года, пока не пришел в Ленинградский театр музкомедии — это случилось в 1939 году.
Блокадный Ленинград
И зрители шли именно на спектакли, в которых участвовал Королькевич. Обладая широкой известностью среди ленинградцев, о своей личной жизни актер практически не высказывался и почти ничего не упоминал. Коллеги считали, что его домом всегда был только театр, которому он служил много лет.
В своей книге «А музы молчали» Королькевич рассказывает о своей супруге. В блокадном Ленинграде она работала на железнодорожном вокзале. Судя по воспоминаниям актера, женщина была очень смелой.
— Это ты трус (обращалась жена к Королькевичу. — Прим .ред.). Услышишь — бухает, так бежишь вниз как сумасшедший. А посидел бы ты у нас на Кушелевке хоть минутку, посмотрел бы, как рвутся рядом снаряды, а мы сидим на пульте, принимаем и отправляем поезда. Не можем же мы убежать, в самом деле! <…> Если тебе суждено умереть, куда ни прячься — всё равно умрешь! А не суждено, так и ходи, сколько влезет, — вспоминал актер в авторской книге.
О своей жизни в блокадной Северной столице актер вспоминал много. Однажды его чуть не арестовали: бдительные ленинградцы посчитали, что актер — шпион. Рассказывал он о выступлениях перед ранеными солдатами и нуждах, которыt испытывал он и его семья. Королькевича за один из самых трудных этапов в его жизни наградили медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в ВОВ».
«Писал я книгу долго, урывками, бросал, опять принимался. Закончил почти к концу войны. Имеет ли книга сюжет? Связаны ли эпизоды между собой? Сюжет — блокада. Связывает все эпизоды — блокада» (Анатолий Королькевич. А музы молчали).
Впоследствии в Санкт-Петербургской средней школе имени Шостаковича открыли народный музей с одноименным названием.
Кино
Королькевича охотно приглашали сниматься в кино. Дебют состоялся в драме Бориса Шрейбера «Первая любовь», вышедшей в 1933 году, где он исполнил роль поэта. Записей этого кино не сохранилось.
Играл Королькевич в нескольких культовых советских фильмах. В «Укротительнице тигров» он исполнил роль фокусника, в «Старике Хоттабыче» он сыграл представителя госцирка, приглашавшего старика в турне по Советскому союзу. Настоящую известность ему принесла роль барона де Кревельяка в музыкальной истории «Мистер Икс». Эту оперетту посмотрели более 20 миллионов советских граждан в первый же год показа.
Несмотря на этот успех, Королькевича всё так же приглашают на эпизодические роли в разные фильмы. Историки даже писали, что актеру разрешалось вносить правки в сценарий — фразы своих героев он оттачивал так, чтобы вызвать истерический смех или же недоумение у зрителя.
В фильмах актер снимался ежегодно. Бывали и такие моменты, что он работал над двумя картинами сразу, например в 1966 году. Перед зрителями телеспектакля «12 стульев» Королькевич предстал в образе председателя Одесской бубличной артели «Московские баранки» Кислярского, а в «Начальнике Чукотки» исполнил роль военного министра.
Способствовал съемкам в кино уход из Музкомедии, в которой Королькевич прослужил больше 30 лет. По одной из версий, на пенсию он ушел сам, по второй — из-за интриг театрального руководства, которое не давало ему почетного звания. Достоверно неизвестно, но после ухода из театра, он снялся еще в 20 картинах — это ровно половина от всей его кинокарьеры.
Королькевич ушел из жизни 11 апреля 1977 года в почтенном возрасте 76 лет. Его похоронили в Ленинграде, на Литераторских мостках, где упокоены многие известные поэты и литераторы.
До этого мы писали о кумире миллионов, актере Александре Абдулове. Он умер на 55-м году жизни. Прожил он ее ярко — родившись в Тобольске, в пять лет впервые вышел на сцену в Фергане, где его отец основал русский театр, отлынивал от звания пионера. После школы попытался поступить в актерское училище, но, несмотря на хорошие рекомендации, так и не смог этого сделать.
А какие роли Королькевича помните вы?