Все новости
Все новости

«Взрослым приходится искать способы быть интересными». Интервью с тюменской участницей «Учителя года»

Наш регион представляет Вероника Таут, учитель сразу четырех иностранных языков

Вероника Александровна очень добрая и позитивная девушка

Поделиться

В Тюменской области стартовал заключительный этап конкурса «Учитель года — 2022». В прошлом году титул получила учительница физики Екатерина Костылева из гимназии № 16. В этот раз наш регион представит Вероника Таут, учитель иностранного языка в школе № 15. Девушка говорит по-английски, по-немецки, по-французски и по-китайски! Перед началом соревнования мы пообщались с молодым энергичным педагогом. О чем она мечтает, как находит общий язык с подростками, почему не любит удаленку, но обожает родительские чаты — читайте в нашем интервью.

О языках

— Расскажите, почему вы начали изучать иностранные языки?

— Изучать языки мне всегда было интересно. А когда я работала вожатой еще в школе, то поняла, что мне нравится заниматься с детьми. Задумалась, почему бы не связать жизнь с профессией учителя. Первые два года я училась в Ишимском пединституте (сегодня — филиал ТюмГУ). Но потом перевелась в Тюмень, поскольку в Ишиме не было второго языка. Я потеряла год из-за этого перехода, но ни капли не жалею. Здесь я начала учить французский — такой мелодичный и красивый. Уже после того, как я окончила вуз и начала преподавать, заинтересовалась немецким и китайским.

— И как умудряетесь держать в голове сразу четыре?

— (Смеется.) А в голове всё улеглось очень просто — я структурирую языки и сравниваю их между собой. Еще в процессе обучения задалась вопросом: а есть ли что-то общее между ними? Я начала исследования и нашла ответ на свой вопрос. У меня получилось преподавать ребятам сразу несколько иностранных языков. На одном уроке мы решили разобрать одно и то же слово, но на разных языках. Я ребятам показала, что есть заимствованные слова и они похожи на всех четырех языках.

Именно тема сравнения разных языков и поиск их схожести привела Веронику Таут к победе на региональном этапе конкурса

Именно тема сравнения разных языков и поиск их схожести привела Веронику Таут к победе на региональном этапе конкурса

Поделиться

— А есть любимчик среди языков?

— Да, китайский. Я увлекалась им четыре года назад, у меня было желание посмотреть в сторону востока. Он необычный. Жаль, что в нашей области его не преподают в университетах.

О начале карьеры

— Молодому учителю тяжело влиться в работу?

— Мне было несложно, скорее волнительно. Я пришла на практику с большим воодушевлением, предвкушала, как начну преподавать, общаться с детьми. Мой юный возраст скорее, наоборот, помог мне справиться с психологическим барьером, с которым встречаются выпускники. Я просто нашла с детьми общий язык. Важно не забывать, что мы тоже когда-то были детьми, и быть на одной волне с ними. Любовь к профессии поможет преодолеть страх.

— А бывало такое, что старшеклассники не воспринимали вас серьезно?

— Да, любой молодой педагог с этим сталкивается. Взрослые ребята, 10-й и 11-й класс, стараются вести себя на равных. Но все-таки этика и субординация помогает. Я показываю, что я — учитель, а не подружка. Но мне важно создавать доброжелательные, а не холодные отношения. Это самая сложная часть работы — найти подход к ребенку. Дети все разные, нет одинаковых. С кем-то можно пошутить, а с кем-то быть построже.

Веронике Александровне 29 лет. Она маленькая и хрупкая — как школьница

Веронике Александровне 29 лет. Она маленькая и хрупкая — как школьница

Поделиться

О современном поколении

— Какие они — современные дети? Чем не похожи на нас?

— Мои дети в 8-м классе знают, кем они хотя быть, они уверены. Я не знала, была немного потерянной. Их от нас сильно отличает цифровизация. Мы больше общались в живую, застали еще постсоветскую эпоху. А сейчас сердца ребят полностью покорила цифровизация. Взрослым приходится искать способы быть им интересными.

— Как вы относитесь к засилью гаджетов?

— Я отношусь к этому больше положительно, поскольку я сама зумер. (Смеется.) Плохо, что у детей с раннего детства появляются проблемы со зрением. Число детей с близорукостью неуклонно растет — это факт. Но если употреблять цифровые технологии в меру, то можно сохранить здоровье и добиться успеха. Это интересная и привычная им среда. Сухим преподаванием из учебника их не заинтересовать. Даже поколение более опытных взрослых педагогов старается перейти на цифровые технологии. Им интересно, они стараются. Все мы проводим время в соцсетях. Но им бывает тяжело, потому что они не успевают за детьми. Даже я порой не знаю о каких-то новшествах: мне о них рассказывают ученики. Новые приложения, сленговые слова.

Зумер — термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 год. Представители поколения Z активно используют планшеты, VR- и 3D-реальность. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Зумеры интересуются наукой и технологиями, а также искусством.

— Дети учат вас сленгу? Говорите что-то из молодежных словечек?

— Я не употребляют в речи молодежный сленг, потому что чувствую себя некомфортно. Это все-таки больше для подростков. Представьте я скажу на уроке: «Вот это кринж». Детям, наверное, будет смешно, а мне нет. Но я знаю педагогов, у кого получается вставлять в свой лексикон сленг, и он звучит положительно. Но если я не знаю какое-то слово, я могу спросить у ребят. Они начнут активно объяснять: «Вы что! Да это же вот это!»

Я употребляю другие сленговые слова, которые их могут заинтересовать. Это маленькая хитрость. Например, инсайт, коворкинг. Им потом нравится их употреблять, они чувствуют себя взрослее.

Взрослым часто приходится немного ухищряться, чтобы заинтересовать детей чем-то полезным

Взрослым часто приходится немного ухищряться, чтобы заинтересовать детей чем-то полезным

Поделиться

— Хитро! А как вы себя чувствуете, когда ребенок демонстрирует, что ему неинтересно?

— Мне некомфортно. Я начинаю на себя переводить стрелки. Значит, я неинтересно говорю или дала скучный материал. Но чаще всего это происходит из-за того, что дети уходят в себя из-за проблем. Он не просто уткнулся в телефон, а ищет поддержку в соцсетях.

В такой ситуации можно попробовать поговорить после урока, просто по-человечески спросить. Такое бывало, дети нормально реагируют. Им приятно, что на них обращают внимание. Но самое главное правило тут — не навреди. Подростки своеобразные, у них тонкая душевная организация.

О трудностях и планах

— А что сейчас для вас самое сложное в работе?

— Для меня было трудно быть классным руководителем. Это моя точка роста. Многим кажется, что в работе учителя много бумажек, но это не так. Бюрократия уходит — это радует. Можно больше времени уделять творчеству.

— А отношения с родителями всегда складываются? В чатах не донимают?

— С родителями у меня конфликтов не было, но случалось недопонимание. К чатам в мессенджерах я отношусь положительно, потому что при всех недостатках это экономит время. Чаще всего общение происходит через Viber, эмоции сложно распознать. Иногда приходится с конкретным родителем побеседовать по телефону или лично.

— Как вы пережили удаленку?

— Сначала было сложно. Я искала способы, как преподать ребенку иностранный язык, находясь в удаленном доступе. Да, были микрофоны и камеры, но не каждый ученик подключался. Не каждый открывался и показывал, что он делает. Будем честны: не все дети на удаленке выполняют задания. Это их расслабляет. Такой формат не может заменить очное преподавание. Только помочь в какие-то периоды.

По мнению учителя, общение вживую ничем нельзя заменить

По мнению учителя, общение вживую ничем нельзя заменить

Поделиться

— К конкурсу готовы? Победы ждете?

— Конечно! Без такого намерения лучше и не участвовать. Но я порадуюсь любому результату, ведь у меня будет 85 сильнейших соперников из разных регионов.

— А на будущее есть какие-то планы?

— Мечта у меня банальна. Помимо успехов в профессиональной деятельности, я хочу испытать радость материнства. Я замужем уже пять лет. Мой муж тоже учитель. В свободное время мы любим ходить в походы и стараемся показать хороший пример ученикам. Мы пробовали выезжать на природу: детям понравилось. Никто даже не сидел в телефоне.

Мы желаем Веронике Таут удачи на предстоящем конкурсе! О его результатах мы напишем на нашем сайте.

Если вы пропустили интервью с прошлогодней победительницей Екатериной Костылевой, то скорее почитайте его. Пару лет назад лауреатом этого конкурса стал другой учитель из Тюмени — Виталий Ерохин. Вот что он рассказал о конкурсе, любви к профессии и трудностях, которые по силам преодолеть.

Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter