Образование Как всероссийский конкурс «Большая перемена» растит будущих лидеров: по следам суперфинала-2021

Как всероссийский конкурс «Большая перемена» растит будущих лидеров: по следам суперфинала-2021

Успехи Тюменской области и ЯНАО в суперфинале в «Артеке»

Школьники получат по миллиону рублей

13 ноября в «Артеке» завершился суперфинал всероссийского конкурса «Большая перемена» В финальном состязании приняли участие полторы тысячи школьников старших классов со всей страны. Двое наших земляков, одиннадцатиклассники Карина Разумова из Тюмени и Кирилл Падерин из Тобольска, выиграли по 1 миллиону рублей. Кроме того, сразу четыре ямальца удостоились титула победителей, а школа в Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО вошла топ-30 лучших школ России.

Онлайн-трансляцию торжественной церемонии закрытия посмотрели почти 2 миллиона человек. Узнаем, почему этот конкурс всего за два года обрел такую бешеную популярность среди российской молодежи, куда победители тратят свои миллионы и какие успехи на счету школьников из Тюменской области и ЯНАО.

Конкурс, где дети решают всё


«Большая перемена» — это один из 26 образовательных проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». В этом году на участие во всероссийском конкурсе было подано более 2,5 миллиона заявок. В итоге только 600 конкурсантов стали победителями и получили свои заслуженные награды: 300 школьников 11-х классов выиграли по 1 миллиону рублей, 300 учеников 9–10-х классов удостоились денежной премии в 200 тысяч рублей.

«Большая перемена» — необычный конкурс. Он проходит при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения и Федерального агентства по делам молодежи, он также является одним из оплотов масштабного национального проекта «Образование», но при этом главной движущей силой его являются дети. Именно благодаря их активности, инициативам этот конкурс обрел невиданный размах и всего за два года собрал вокруг себя многотысячное сообщество школьников, педагогов и родителей. В этом конкурсе дети сами создают проекты, сами берут на себя ответственность за личную и командную работу и даже наставников они выбирают себе сами.

Кроме того, финалисты конкурса объединились, чтобы создать на своей родине региональные представительства «Большой перемены» и помогать новым участникам сообщества на пути к своей цели.

Победитель-2021 и «летающие вещи»


Один из девизов «Большой перемены» «Здесь не оценивают, а ценят». И школьники выбирают этот конкурс как раз потому, что здесь важны не оценки, а знания, навыки и способность творчески мыслить в нестандартных ситуациях.

В 2021 году команда финалистов Тюменской области достойно выступила на конкурсе. Победителями, получившими в награду по одному миллиону рублей, стали одиннадцатиклассники Карина Разумова и Кирилл Падерин.

16-летняя Карина Разумова, ученица МАОУ лицей № 81 в Тюмени, как и многие финалисты из Тюменской области, состоит в региональном представительстве конкурса. В суперфинале в «Артеке» она возглавила команду «Крылья помощи», в которую вошли ребята из разных уголков страны: Чебоксар, Томска, Кемерова, Тобольска, Красноярска и других.

— Наверное, самым сложным и одновременно интересным была для меня работа в команде с людьми, с которыми я знакома не так давно, — рассказала Карина Разумова сразу после суперфинала. — Нужно было рационально расставить силы, чтобы каждый занимался в проекте тем, в чём он разбирается, и оказался полезным команде, к тому же нужно было правильно выстроить стратегию защиты кейса. На всё это давалось крайне мало времени. В будущем я бы очень хотела воплотить наш проект в жизнь, а в ближайших планах сдать ЕГЭ и поступить в хороший вуз.

Половина ребят из команды Карины Разумовой в итоге стала победителями конкурса — так высоко эксперты оценили их проект. Карина дополнительно учится и работает тьютором в Школе инженерного резерва Тюменского индустриального университета. Именно там она со своим наставником продолжит разрабатывать проект. Речь идет о доставке малогабаритных грузов с помощью беспилотных летательных аппаратов.

— Многие зарубежные компании уже ведут такие разработки, — добавила Карина. — Я думаю, что в ближайшие 10 лет вы сможете заказать какой-нибудь товар онлайн и получить его с доставкой дроном. Мы решили, что городу необходим такой стартап, я бы назвала его Flythings (с англ. «летающие вещи»).

Два миллиона на развитие


Региональная команда ЯНАО тоже блестяще проявила себя на суперфинале в «Артеке» в 2021 году. Победителями домой вернулись четыре ямальца: Александр Пониванов, Виталина Ячнева и Максим Тюрин из Ноябрьска и Александр Ковалевский из Тазовского. Кроме того, школа в Тарко-Сале Пуровского района вошла в топ-30 лучших школ России и получила грант в размере двух миллионов рублей.

В этой уникальной школе начиная с 2020 года реализуется инновационный проект «Блокчейн "Круги поддержки" — целевая модель многоуровневого наставничества», являющийся ярким примером авторского внедрения национального проекта «Образование» на региональном уровне. Его идея состоит в создании многоуровневой модели наставничества для поддержки педагогов, учеников и их родителей и организации комфортной и успешной образовательной среды.

— По оценкам всероссийского конкурса, количеству финалистов и полуфиналистов МБОУ «СОШ № 3» в Тарко-Сале стало четвертым в России, — рассказала куратор и методист команды «Большой перемены» из ЯНАО Татьяна Геннадьевна Симонова. — Это результат слаженной работы всего коллектива школы и ее учащихся. Приз 2 000 000 рублей будет потрачен на развитие образовательной среды, в частности на проект #Школа старшеклассников. Это будет новое единое образовательное пространство, объединяющее академические классы, зону форума, коворкинг зону, IT-полигон, инженерный класс, зону для реализации проекта «Точка роста» (реализуемый в рамках федерального проекта «Выявление талантов»), проектный офис школы, лабораторно-исследовательский класс. Главная идея проекта — создать школу, из которой не хочется уходить домой!

Если такому примеру последуют и другие учебные заведения, то совсем скоро российские школы ждут серьезные качественные изменения, в том числе благодаря росту и популяризации сообщества «Большой перемены».

Школа будущего и жизнь после победы


В заключительный день соревнований гости церемонии не раз подчеркивали, что «Большая перемена» — уже не просто конкурс, это огромное сообщество. А идеи и проекты, которые предлагают дети, ставят совсем не детские серьезные задачи, продолжая жить даже после завершения конкурса. В частности, ребята высказывают множество идей по модернизации школы, и взрослые уже к ним прислушиваются.

— На финальном этапе конкурса мы разрабатывали школу будущего, — рассказала Амалия Гультяева, победительница первого сезона «Большой перемены», выпускница лицея им. Е. Г. Лукьянец в городе Ишим. — Мы хотели, чтобы каждый ученик смог собрать свое обучение сам: выбрать предметы для углубленного изучения, внеурочную деятельность. Главную роль в образовательном процессе по-прежнему будут играть учителя, но на помощь им придут роботы, которые освободят их от ведения различной документации. Больше внимания будет уделяться soft skills (с англ. «гибкие навыки») — коммуникативности, развитию лидерских качеств, анализу информации. В программу будут введены новые обязательные предметы, такие как психология, финансовая грамотность, проектная деятельность. Всё обучение должно быть нацелено не на получение оценок, а на получение знаний. Насколько мне известно, в финале многие команды (и наша в том числе) отметили значимость проектной работы и урока финансовой грамотности, и Министерство просвещения уже заявляло в начале учебного года, что будет эти предметы вводить в систему образования.

Амалия подчеркнула также важность инклюзивного образования, чтобы все дети независимо от своих физических особенностей учились вместе, а ребята с особенностями здоровья не чувствовали себя изгоями. Это далеко не все идеи, предложенные школьниками, но самые главные.

Спустя год после своего звездного часа на «Большой перемене» Амалия Гультяева, получившая один миллион рублей и дополнительные баллы для поступления в вуз своей мечты, окончила школу с золотой медалью, учится на телерадиожурналиста в Санкт-Петербурге и параллельно занимается вокалом в Международной академии музыки Елены Образцовой. Свой выигрыш она потратила на оплату обучения, хороший планшет и покупку пианино.

— Все мои родные отметили, что после конкурса я изменилась, — рассказала Амалия. — Я стала увереннее в себе, своих силах. Конкурс помог мне развить свои внутренние качества и дал возможность обучаться в желаемом вузе. В институте мне теперь легче работать в команде, я даже взяла на себя роль лидера. Я перестала бояться брать на себя ответственность. Просто в один миг почувствовала, что могу вести за собой людей.

Идеи конкурсантов уже сейчас находят отклик на самом высоком уровне, а нынешние школьники и студенты совсем скоро сами встанут у руля и будут внедрять свои инициативы уже на другом, взрослом поле деятельности.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем