Экономика Малый бизнес и банки: что происходит в отрасли сейчас и чего ждать в будущем

Малый бизнес и банки: что происходит в отрасли сейчас и чего ждать в будущем

Уралсиб рассказал о мерах поддержки предпринимателей и внедрении новых продуктов

Тема цифрового взаимодействия банков и бизнеса стала главной для обсуждения на конференции с участием банка Уралсиб

Как происходит взаимодействие банков и малого бизнеса, в какую сторону меняется спрос корпоративных клиентов и какие перспективные возможности есть на этом рынке — ответы на эти и другие вопросы прозвучали на пресс-конференции банка Уралсиб.

Спикером выступил заместитель председателя правления, руководитель блока корпоративного и малого бизнеса Евгений Абузов. О цифровизации, ковидной перезагрузке и мерах поддержки предпринимателей — в итоговом материале.

Как коронавирус повлиял на взаимодействие банков с клиентами?

Изначально, как и большинство банков, Уралсиб был по большей части офлайн с точки зрения обслуживания. Когда в прошлом году мир стал стремительно меняться, основной задачей, которую потребовалось решить, стало формирование нового взаимодействия с клиентами — без их личного присутствия в банковском офисе.

Уралсиб успешно внедрил новые модели работы и ответил на пандемию обновлением интернет-банка и мобильного банка, введением круглосуточного режима работы кол-центра и развитием дистанционных и цифровых форм общения с клиентами. Также появился сервис выездных менеджеров и возможность добираться в отделение на такси за счет банка.

— До пандемии было немного страшно менять привычные схемы продаж и взаимодействия с клиентами, однако в локдаун выбора не оставалось, модель продаж изменилась очень сильно. Всё ушло в онлайн. Сегодня две трети активных клиентов уже не ходят в банк, все их потребности мы закрываем с помощью дистанционного обслуживания. Это повлияло также и на кадровые изменения — мы стали привлекать гораздо больше ИТ-специалистов в штат банка. Теперь мы выпускаем новые продукты в несколько раз быстрее, — рассказывает Евгений Абузов.

Клиенты хотят получать всё больше продуктов в цифровом формате. Это основной запрос, и банки сейчас активно работают над тем, чтобы перенести максимальное количество продуктов в дистанционку.

Кредитование выросло на 70%


Банки фиксируют активный рост спроса на кредитные, лизинговые и другие банковские продукты со стороны бизнеса

В пандемию Уралсиб предложил своим клиентам целый комплекс мер, основанный как на государственных, так и на собственных программах поддержки предпринимателей. Наиболее востребованным продуктом в то время была реструктуризация кредитов.

— Когда начался коронакризис, мы использовали как государственные программы поддержки МСБ, так и собственные программы по реструктуризации. Тогда около 20% клиентов от нашего кредитного портфеля пришли за реструктуризацией на 180 дней, а по собственным программам сроки были длиннее. И после 180 дней мы увидели, что практически все клиенты стали платить, и с просрочкой оказалось только около 0,1–0,2% кредитов. Мы видим, что большое количество клиентов избежали долгосрочных последствий пандемии. Сейчас мы видим, что кредитующийся малый бизнес восстановился полностью, хотя понятно, что в разных сегментах ситуация развивалась по-разному. Спрос на кредиты стал активно расти. С начала 2020 года мы выросли в кредитном портфеле по малому бизнесу на 70%, — рассказал Евгений Абузов.

Эксперт также отметил большой интерес к лизингу, который позволяет гораздо большему количеству клиентов профинансировать свои капитальные затраты, потому что требования здесь менее жесткие, чем по кредитам, а также интерес к гарантиям и другим продуктам.

По словам банкира, в 2021 году малый бизнес стал закрываться в полтора раза меньше, чем в 2020-м. Кроме того, в этом году наблюдается положительная дельта — предприятий малого бизнеса открывается больше, чем закрывается.

Полезности для бизнеса от Уралсиба

Сегодня один из главных подходов банка в работе с малым бизнесом — кастомизация и разработка пакетных предложений для отдельных сфер и направлений.

— Мы всегда были универсальным банком и сегодня «собираем» предложения и пакеты для разных отраслей. Потому что, например, потребности медицинской отрасли очень сильно отличаются от потребностей розничной торговли, а потребности производственной компании отличаются от потребностей парикмахерской возле дома. И поэтому здесь скорее важен не запуск новых продуктов, а то, как как мы скомпоновали предложение для какого-то отдельного сегмента., — рассказал топ-менеджер Уралсиба.

Новый выгодный пакет услуг «Макс», запущенный на текущей неделе, поможет корпоративным клиентам экономить

Сегодня Уралсиб предлагает новые пакеты услуг, выгодные корпоративным клиентам, которые помогают экономить, получая при этом достаточно большой объем услуг. Один из них — запущенный на текущей неделе пакет «Макс».

— Мы заложили туда довольно большое количество услуг за небольшую стоимость. Нам кажется, что это очень выгодный пакет для малого бизнеса. Для нас он — практически на грани рентабельности, но это интересное предложение для бизнеса, и мы предприняли много усилий по изменению своих процессов, чтобы этот продукт запустить, — пояснил Евгений Абузов.

Уралсиб в разных регионах — какие отличия?

На протяжении своей истории банк Уралсиб был «собран» из 16 банков. В основном это были региональные банки и несколько московских.

Регионы все очень разные, соответственно, различный интерес и у малого бизнеса. Одним нужна внешнеэкономическая деятельность, других интересует туристический сегмент, третьи развивают сырье и производство.

Этими особенностями и определяется стратегия и подходы в работе Уралсиба.

— Мы смотрим на профиль клиента в региональном разрезе: на чем он больше фокусируется, что ему интересно. Нет смысла приходить во все 40 регионов со стандартной линейкой — у всех разные потребности. Уралсиб — это универсальный, подстраивающийся под клиента банк. Это наше важное конкурентное преимущество — мы подстраиваем тарифы и услуги специально под наших клиентов.

Как будут развиваться отношения банков и бизнеса в ближайшем будущем?


По словам Евгения Абузова, в ближайшем будущем банки будут все больше уходить в дистанционный и цифровой форматы

Абсолютно точно продолжится текущий тренд: всё больше банки будут уходить в дистанционный и цифровой форматы. Сейчас в Уралсибе уже 98% клиентов пользуются услугами интернет-банка.

— Вряд ли мы перейдем к концепции полного онлайна, хотя, возможно, это случится для какого-то отдельного сегмента. Но что точно произойдет: банки будут кредитовать малый бизнес по моделям кредитования физических лиц. Появится больше продуктов, которые будут основываться не на индивидуальном анализе, а на скоринге. Также из-за перехода клиентских бизнесов из офлайна в онлайн совершенно точно сместится продуктовый ряд и появится больше новых сервисов, настроенных на финансирование и предоставление транзакционных услуг именно для онлайн-бизнеса. Сейчас мы с интересом смотрим в этом направлении, — резюмировал Евгений Абузов.

ПАО «БАНК УРАЛСИБ»

Новости компаний

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем