Криминал История Тюмени «Залитый кровью самолет, чуть поодаль — голова»: как в страшной авиакатастрофе погибли два тюменских пилота

«Залитый кровью самолет, чуть поодаль — голова»: как в страшной авиакатастрофе погибли два тюменских пилота

Они не впервые выполняли сложный трюк, но в этот раз произошла фатальная ошибка

До распада СССР в газетах, по радио и ТВ запрещено было рассказывать о страшных авариях. После это начали активно делать, показывая порой очень страшные, леденящие кровь кадры трагедий

Сейчас информация об авиакатастрофах разлетается со скоростью света, но так, конечно, было не всегда. Не сразу узнали тюменцы и о крушении самолета Як-52 на областных сельских играх в Голышманово. Дело было в июле 1995. Три самолета, сделав круг, готовились выполнить сложный трюк — мертвую петлю Нестерова. Вдруг зрители загудели: один из самолетов исчез за жилым домом рядом со стадионом. Стало понятно — случилась трагедия.

Лужи крови и изуродованные тела

Зрители тут же побежали на место крушения воздушного судна: самолет рухнул в один из огородов. Все ждали взрыва, но его не было. Зрелище, представшее перед взором зевак, было поистине жутким.

— Залитый кровью самолет. Вглядываясь, я различил разорванную шею и чуть поодаль — голову пилота. Рядом с ним сидела женщина, буквально четвертованная смявшимся в гармошку железом. Имена погибших — Александр Ториков, Ирина Гусева. Женщина была подругой пилота, ее первый муж тоже разбился. Причины аварии пока выясняются, но известно, что пилоты не раз выполняли этот трюк, — писал спецкор газеты «Тюменские ведомости» Сергей Новоселов.

Почему разбился самолет? Был ли у пилотов шанс выжить

Сразу после крушения самолета началось расследование: в причинах трагедии разбирались и местные авиаэксперты, и специально приглашенные специалисты из Москвы. Большим подспорьем стала любительская видеозапись полета, сделанная одним из сотен зрителей.

— Скорость на входе в петлю была маленькая, в первой половине наблюдалось перетягивание ручки. Можно отчетливо увидеть срыв штопора на выходе из петли. Но, в принципе, петля была завершена. Самолет вышел «в горизонт», и, казалось, ничего не должно было произойти. Официальная версия — ошибка в технике пилотирования, — рассказывал журналистам мастер спорта по самолетному спорту, тренер Владимир Палей.

Он же объяснил, что на показательных выступлениях самолеты обычно летают тройками: два считаются ведомыми и один — ведущим. Именно ведущим управлял Александр Ториков.

— Есть стандартная концовка мертвой петли: ведомые самолеты одновременно разлетаются в стороны, ведущий делает «бочку» (горизонтальное вращение самолета на 360 градусов). Я предполагаю, что Саша хотел сделать «бочку». На пленке видно: самолет дернулся и завращался. А эту фигуру очень трудно сделать, когда торопишься. Саша начинал уходить из поля зрения зрителей и торопился. Затянул «бочку» в крутую спираль, а при таком выполнении идет потеря высоты минимум на 250–300 метров, — продолжил авиаэксперт.

На вопрос о том, могли ли пилоты выжить, Палей ответил однозначно.

— Ехал ты на жигулях под 100 км/час и врезался в стену. Выживешь? У них скорость при падении была минимум 240 км/час... — резюмировал он.

Женщина на борту и еще одна трагедия

Второй пилот, Ирина Гусева, оказалась в самолете неслучайно. Как у мастера спорта, у нее был огромный опыт в полетах. Взяли ее, чтобы подстраховаться, потому что в тот злополучный день было облачно. И сделали это в нарушение правил: на официальных соревнованиях запрещено летать вдвоем. Но пилоты полетели, каждый — в отдельной кабине, управление из которых одинаковое. Ирина видела ошибку коллеги, но на ее исправление было слишком мало времени — секунды полторы.

Как это часто бывает, после крушения этого маленького самолета поползли слухи: мол, согласились на полет Ирина и Александр ради больших денег, которые им якобы пообещали. Оказалось, это совершенно не так. Авиаэксперты заверили, что пилоты летают не ради денег и полетели бы, даже если бы им не заплатили ни копейки.

Через год в Ялуторовске произошла еще одна трагедия. В тот день, 3 августа, во время тренировочного полета потерял управление и упал Як-52. Погибли двое — пилот Александр Хребтов и тележурналистка Ольга Згурская. Как девушка оказалась в самолете, выполняющем фигуры высшего пилотажа, было не совсем понятно.

Пилота и журналистку похоронили 6 августа. По иронии судьбы, они родились в один день и в один же день погибли. Прыжки с парашютом, которые проводили на этой летной площадке, на время запретили.

На летном поле Ялуторовска в тот августовский день должны были состояться прыжки с парашютом для представителей СМИ. Ольга Згурская прыгать отказалась, но по неведомой причине оказалась в кабине самолета

Другие рассказы про наш город в прошлые десятилетия найдете в нашей рубрике «История Тюмени». Например, мы уже рассказали вам, что (и как) рекламировали в местных газетах в 90-х, как обычная студентка стала первой в Тюмени королевой красоты и какое преступление потрясло своей жестокостью весь город.

Будем рады, если поделитесь своими архивными фото советских лет, сопроводив их кратким описанием. Пишите на почту редакции: 72@iportal.ru или в любой из этих мессенджеров:
Звоните круглосуточно8 (3452) 56-72-72
Мы в соцсетях
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем