Бизнес «Таксисты выстраивались в очередь»: модная продуктовая сеть продолжает покорять тюменский рынок

«Таксисты выстраивались в очередь»: модная продуктовая сеть продолжает покорять тюменский рынок

Интервью с сооснователем, директором по франчайзингу и персоналу «Жизньмарт» Ксенией Лысенко

Прошлым летом в Тюмени открылся первый магазин модной уральской сети — и сразу привлек внимание многочисленных покупателей

Прошлым летом в центре Тюмени открылся первый магазин полезных продуктов и готовой еды «Жизньмарт». Магазин необычный — и по ассортименту, и по формату. Здесь продают разноцветные пельмени, готовую пшенку на кокосовом и даже постную пшеничную колбасу. За пакеты платить не обязательно, кассиров нет — зато есть бариста, который варит для посетителей латте или капучино. А еще можно самому приготовить шоколад или свежевыжатый сок.

В конце февраля новый большой супермаркет открылся на 50 лет Октября, 57в, всего же в Тюмени сейчас работают четыре магазина сети. У себя на родине, в Екатеринбурге, «Жизньмарт» вообще есть практически в каждом микрорайоне. Ждать ли подобного в Тюмени? Насколько здесь прижился свежий и смелый формат и чем привлекает покупателей, сотрудников и инвесторов — рассказала сооснователь и директор по франчайзингу Ксения Лысенко.

Сооснователь сети «Жизньмарт», директор по франчайзингу и персоналу Ксения Лысенко

— Ксения, насколько первый магазин в Тюмени оправдал ожидания?

— Тюмень стартовала очень успешно. Уже по выручке первого дня мы обычно видим, удачными ли оказались локация и ассортимент, сработал ли маркетинг, правильно ли подобрали сотрудников, выложили продукты, выставили ценники и так далее. И при целевом показателе в 150 тысяч выручка в Тюмени составила около 176 тысяч в первый же день. И эта тенденция сохраняется до сих пор.

— В чем секрет успеха?

— Во-первых, магазин находится в самом центре города, здесь хороший трафик. Во-вторых, сказалась близость Тюмени и Екатеринбурга: многие уже слышали о нас, сработало так называемое переопыление аудитории, плюс партнер был активно вовлечен в маркетинг. А еще в Тюмени в принципе хорошо развиты общепит и доставка, жителям не в новинку заказывать продукты домой. И если в среднем по сети на доставку у нас приходится примерно 15–20% выручки, в Тюмени — порядка 50%.

Тюменцы не только посещают магазины лично, но и активно заказывают продукты и готовые блюда из «Жизньмарта»

Один из наших франчайзи рассказывал, как приезжал в магазин на Горького: он пил кофе, а на улице выстраивалась очередь из таксистов, которые берут дальние заказы на доставку, стояли по 3–4 машины. Другой наш потенциальный партнер сам работает таксистом и часто возит заказы из «Жизньмарта» в один и тот же микрорайон. Решил, что, раз люди постоянно туда заказывают, значит пора открываться.

— То есть скоро в Тюмени откроется новый «Жизньмарт»?

— И не один. Всего планируем открыть здесь 19 магазинов большого формата, 6 магазинов сейчас на стадии проектирования или стройки. На сегодня уже подписано порядка 10 договоров. Еще несколько магазинов — и город будет sold out, перестанем продавать франшизы.

Всего в городе откроются почти два десятка магазинов большого формата
Одна из фишек «Жизньмарта» — отсутствие кассиров. Даже кофе можно заказать нажатием кнопки — и бариста сварит ароматный напиток без лишнего ожидания

— Здорово, что формат сразу «зашел». А то ведь несколько лет назад в Екатеринбурге первые покупатели возмущались отсутствием касс…

— Сейчас это, наоборот, востребовано — магазин для самостоятельных. Не нужно тратить время, выбирать из десятков однотипных товаров, стоять в очередях. Даже кофе можно заказать на кассе самообслуживания: выбрать вид молока, указать, нужна ли корица или крышка, при желании вписать свое имя для наклейки. У нас нет кассиров — есть супергерои, которые варят этот самый кофе, а также занимаются выкладкой, ездят на доставку. Но они не пробивают товар на кассе, не складывают в пакет.

— Супергерои?

— Да, так мы называем сотрудников на базовых должностях, каждый совмещает несколько ролей. Ведь если ты пришел просто курьером, то так и останешься курьером, нет же должности «начальник курьерской службы». А супергерой в «Жизньмарте» может стать старшим продавцом, затем директором. Директор, если найдет инвестора, сможет стать управляющим партнером, открыть свой магазин — уже есть несколько примеров. Плюс из супергероя можно через какое-то время уйти в бэк-офис, в управляющую компанию, таких кейсов очень много. Для многих «Жизньмарт» становится первым местом работы, трамплином.

Сотрудников «Жизньмарта» называют супергероями: они занимаются выкладкой товаров, ездят на доставку, варят кофе и создают в магазинах легкую, душевную атмосферу

— Легко ли удается набрать персонал в новые магазины?

— Мы не устраиваем пятиэтажных отборов. Важно, чтобы человеку нравилась наша философия, чтобы у него было такое, знаете, гостеприимство, «сервисность», желание помочь. Остальному научим. Учим работать с кассой и терминалом сбора данных, учим маркетингу, учим правильно разговаривать с гостями, не используя скрипты. Профессионально обучаем наших сотрудников искусству бариста. Это одна из фишек «Жизньмарта»: мы тщательно следим за качеством и технологией вкуса напитка и при этом держим низкую цену. Латте на кокосовом стоит 145 рублей — я говорю про 400 миллилитров.

— Цены на кофе невысокие, плюс в магазинах много полностью бесплатных фишек: лед, вода, Wi-Fi, теплые пледы — насколько это оправдано?

— Все эти пазлы работают на каждый сегмент аудитории, делают наши магазины уютными, сюда хочется возвращаться. Все знают, что в «Жизньмарт» можно спокойно зайти погреться, сходить в туалет, зарядить телефон, разогреть купленную еду в микроволновке, взять тарелки, ложки, вилки, палочки для суши, зубочистки, салфетки, соль, перец, сахар — мы не берем за это денег. Для большинства предпринимателей это неочевидные фишки, и люди из ритейла обычно говорят: у вас же всё вынесут, заберут, зачем вы это делаете, вы на этом не зарабатываете!

В магазинах сети можно не только купить продуктов, но и подкрепиться, встретиться с друзьями, а также погреться и зарядить телефон

Да, есть вещи в магазине, на которых мы не зарабатываем, потому что они относятся к нашей миссии. Мы создаем комфортное пространство и хотим, чтобы покупателям было вкусно, быстро и недорого. У нас можно набрать фильтрованной питьевой воды — бесплатно и безлимитно. Мы поставили ледогенератор — в жару здорово пить прохладную воду или набрать льда в пакет, чтобы мороженое по дороге домой не растаяло. Для сохранения свежести продуктов в залах довольно прохладно, но можно укутаться в плед и не мерзнуть. Рядом с магазинами есть скамеечки с розетками, каждый может посидеть и отдохнуть, даже ничего у нас не покупая, взять той же бесплатной воды.

— Пакеты, в отличие от большинства магазинов, у вас тоже бесплатные?

— Да, ритейлеры на этом зарабатывают просто миллиарды, мы же раздаем пакеты бесплатно. Но чтобы не стимулировать бездумное потребление пластика, решили добавить опцию: можно по желанию гостя заплатить 5 ₽. На собранные деньги каждый год высаживаем вокруг магазинов яблони — в знак благодарности. Это наша любимая экофишка. В 2022 году удалось посадить более 50 деревьев.

И еще одна крутая вещь — полка для садоводов. Бабушкам и дедушкам не нужно целыми днями сидеть на улице и продавать урожай: можно оставить овощи на специальной полке и написать номер телефона, куда перевести деньги. Принести товар может любой человек, без комиссии и платы за место — это, опять же, не про выгоду, а про добрую инициативу.

— Поговорим тогда про выгоду. Если сеть может позволить столько социальных фишек — значит окупается?

— Важно понимать, что ритейл строится на микропоказателях: важно следить за выручкой, маркетинговыми расходами, себестоимостью продукции, грамотно управлять уценкой, зарплатой сотрудников. Регулярно проводить инвентаризацию, плюс это тысячи чеков — за товары, за доставку, за приготовление продукции. И чтобы вытащить свои 7–10% чистой прибыли, каждый из этих показателей необходимо оптимизировать: по полпроцента, по проценту. Невозможно делать это на бумаге или в условном «Экселе». Но у нашей франшизы есть особая фишка — собственная IT-система. Она позволяет управлять всеми показателями, предугадывать заказы, держать руку на пульсе.

В ассортименте магазина много готовых блюд и продуктов с коротким сроком годности, при этом товары разбирают практически без остатка — благодаря умной системе автозакупа процент списания минимальный

Например, есть система «Автозакуп». Это искусственный интеллект с дата-офисом, который с помощью различных алгоритмов настраивает закупки. В наших магазинах много продуктов категории «фреш», с минимальным сроком годности — если не удастся продать их за день-другой, то придется списывать. Представьте, что у вас больше 300 наименований готовой еды, причем покупатели вряд ли захотят всю неделю есть одно и то же. Значит, нужно все спрогнозировать, вовремя произвести ротацию: сегодня заказать побольше цезаря, завтра — боулов. И вот программа анализирует все эти цифры и настраивает закупки автоматически.

Система аналитики подсвечивает абсолютно все показатели работы магазина. Всё наглядно, управляющему легко подтянуть слабые места. Вполне реально раскачать выручку до 7 миллионов рублей, то есть получать 700 тысяч чистой прибыли в месяц. Это очень хорошие деньги для управления одним магазином, и многие партнеры открывают второй, третий, заходят в другие города.

— А почему тогда решили развиваться по франшизе, ведь можно получать всю эту прибыль самим?

— Мы могли бы взять помещение, привлечь инвесторов, открыть магазины, нанять директоров. Но мы верим, что именно культура предпринимательства привносит совершенно другого рода мотивацию. Это драйв, желание быстрее окупить вложенный капитал. Взять ту же уценку товара: наемный директор, списывая продукты, всё равно списывает не свое. Предприниматель, который вложил в эти продукты свои деньги, мыслит иначе: ищет способы, как не выкидывать, как привлечь больше покупателей, накормить как можно больше людей. Это очень классная эмоциональная энергия.

Дружная команда «Жизньмарта» всегда рада новым партнерам и единомышленникам

«Жизньмарт» — очень необычная франшиза: я всех франчайзи знаю лично, у нас непрекращающийся поток информации и общения, поддержка в чатах. Наши партнеры учатся друг у друга, помогают подтянуть те или иные показатели — и конкурируют очень экологично. А еще за каждым магазином есть закрепленный супервайзер, который всегда на связи, составляет план действий и помогает выйти на крутые показатели. В результате растет и выигрывает вся сеть.

Хотите узнать, как «Жизньмарт» выбирает крутые локации для новых торговых точек? Или как директора управляют магазинами? Подпишитесь на телеграм-канал по франшизе. По вопросам франшизы можно обращаться по телефону +7 912 044-89-64.

Адреса магазинов в Тюмени:
Максима Горького, 74;
50 лет Октября, 57в;
Дмитрия Менделеева, 18 (mini);
Мельникайте, 94 (mini);
«ВКонтакте»;
телеграм;
ассортимент и доставка по Тюмени;
франшиза.

ООО «Кушать Надо Вкусно и Полезно, а Не как Сейчас в Магазинах», fr.lifemart.ru

Реклама

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем