Бизнес «Меня аж трясет, когда его вижу»: какой продукт продуктовой сети свел с ума его владельца

«Меня аж трясет, когда его вижу»: какой продукт продуктовой сети свел с ума его владельца

Бизнесмен из Екатеринбурга стал ярым фанатом собственной продукции

Иван Зайченко — основатель сети продуктовых магазинов «Жизньмарт»

В Тюмень пришла новая сеть продуктовых магазинов. Вывески «Жизньмарт» горожане могли увидеть в центре на Мельникайте и Горького и в Восточном микрорайоне на Менделеева. Основатель сети, екатеринбургский бизнесмен Иван Зайченко, рассказал о неожиданном успехе тюменских точек, необычном нейминге и еде, которую он сам пачками скупает в «Жизньмарте».

— Иван, вы не новичок в сфере бизнеса и общественного питания. До «Жизньмарта» вы уже владели брендом «Сушкоф». Как вы пришли в ресторанный бизнес?

— Мой первый бизнес — сайт доставка1.ру. Eще до «Яндекс еды» и Delivery Club мы с партнером занимались доставкой еды из разных ресторанов, в чем я видел большую перспективу. Покупатели часто звонили и спрашивали: «Есть ли у вас блюда японской кухни?». Мы доставляли разное, а именно японской не было — ни один ресторан в Екатеринбурге тогда не соглашался сотрудничать с нами. У них и без того было много заказов, а доставка казалась лишним «геморроем». Так, мы решили сами начать готовить. И делали это на отремонтированной маленькой кухонке в жилой квартире, как сейчас помню, на четвертом этаже. Товарищ крутил роллы, я занимался упаковкой. В этот момент мы и запустили первое собственное производство.

— Как получилось, что от доставки роллов вы пришли к открытию магазинов с готовой едой?

— Я учился в Сколково. Обучение там состояло из теории и практики. Вторая как раз касалась разработки собственного бизнес-проекта, какого-то креатива. Я долго ходил, думал, чем бы заняться. В то время моя жена уехала в отпуск. Поскольку обычно готовила она, я два месяца жил на самообеспечении. И вот походил я по нашему местному магазину и понял, что это не мое — выбирать среди массы товаров, изучать этикетки.

Концепцию «Жизньмарта» Иван придумал во время обучения в Сколково. Изначально предполагалось, что в магазинах будут продаваться готовые наборы для приготовления различных блюд

— Получается, что вы вдохновились своим жизненным опытом?

— Да, я увидел свободную нишу. Обычно слишком много времени ты тратишь на поиск продуктов в магазине, раздумывание, что приготовить. Первоначальная идея «Жизньмарта» состояла в том, чтобы убить всех зайцев разом: сформировать готовые наборы продуктов, например, для борща, чтобы человеку не нужно было ничего выбирать по отдельности. Достаточно подойти к витрине, сформулировать блюдо, которым хочешь поужинать, и потратить на покупки пять минут вместо получаса. Звучало круто, все мои друзья и знакомые тоже оценили идею.

— А покупатели?

— Без энтузиазма. Видимо, мы не учли, что люди не хотят готовить то, что им навязывают. Или вообще готовить не хотят (улыбается. — Прим. ред.). Поэтому мы поплюхались, поплюхались и сократили этот сегмент. Оставили штуки три-четыре экзотических набора, вроде том-яма с креветками, фо бо, тайского ризотто. Они продаются лучше, чем борщи, щи и котлеты, потому что предназначены не для ежедневного потребления, а чтобы побаловать себя. Тут, скорее всего, работает другая модель, которую мы закрываем для покупателя. Я и сам так делаю, периодически беру какой-нибудь ризотто с креветками.

— То есть концепт магазина разительно отличался от нынешнего?

— Да, в то время магазин был другим. В 2019 году, когда мы открылись, это был магазин продуктовых наборов с прилавком, за которым готовили сэндвичи, чиабатты. Еще стоял шведский стол с самообслуживанием. Задумка в том, что ты подходишь, накладываешь ложкой понравившееся блюдо, взвешиваешь и оплачиваешь. Я очень верил в эту идею, но тоже не пошло. Видимо, у людей был барьер подойти и положить себе что-то, взвесить. Проще, когда все делают за тебя. Мы смотрели, наблюдали и решили отказаться от всего этого. Вообще экспериментов было много, целый винегрет из реализованных и нереализованных идей. Методом проб и ошибок «Жизньмарт» стал таким, каким мы видим его сейчас.

«Жизньмарт» работает по франшизе. В августе в Тюмени открылись три магазина сети и уже показали хорошие результаты

— У магазина интересное название. Какой смысл в нем заложен?

— Мы долго искали вариант названия. Многие товарные знаки на тот момент были уже зарегистрированы или домен несвободен. Мне тогда очень понравилось название «Пастернак», даже сейчас от него мурашки идут по телу, но оно было занято. Второй раз мурашки пошли от названия «Жизньмарт». Оно такое позитивное, мартовское, ведь первая точка открылась в марте. Одновременно «март» как «маркет, магазин». У названия хороший международный потенциал, его легко перевести — lifemart.

— В Тюмень сеть «Жизньмарт» пришла недавно, в августе. Какие успехи уже показали магазины?

— Новые магазины нас приятно удивили. Всем франчайзи мы показываем определенную модель, мол, финансовые показатели могут быть такими-то. Один из магазинов превысил прогноз на 40% и вышел в прибыль уже после второго месяца работы. Хотя планировалось достичь этого только на четвертый. Это очень хороший показатель для нового бизнеса в регионе, когда тебя не знали, а тут ты появился и начал активно продавать.

— Люди оценили продукцию, потому что она связана с трендом на правильное питание (ПП)?

— Не скажу, что мы ПП. У нас есть ППшный ассортимент, но одновременно на полках можно найти жирное сало и продукты с сахаром. ПП — очень нишевая история. Мы проверили — приверженцев здорового питания не так уж много, просто они умеют громко говорить об этом, потому кажется, что ПП хотят все. С веганами получилась такая же история. Нас очень просили сделать веганскую линейку: «Ребят, ну вы же магазин здорового питания, ну сделайте». Мы запустили веганское меню, но никто его не брал.

Большую часть ассортимента составляют товары местного производства. Готовую еду привозят из Екатеринбурга

— Тогда что означает слоган «Магазин хорошей еды»?

— Прежде всего, что мы за нормальный, «чистый» состав. А еще за низкие цены и максимальный вкус. Мы смотрим, чтобы продукт в своей категории был самым вкусным. Если не получается сделать вкусно, то мы его не заводим.

— Поговорим как раз о том, как формируется ассортимент и где производится продукция.

— Мы отдаем предпочтения местным производителям. Когда мы заходим в новый город, первым делом изучаем локальный рынок. Если не находим подходящую по цене и качеству продукцию на региональном уровне, то идем к федералам. Если и у них нет, то не заводим продукт. Любой поставщик может прийти к нам и предложить свой продукт. Мы пробуем, говорим, что нравится, а что стоит поменять для увеличения продаж. Те, кто готов сотрудничать, дорабатывать состав, попадают на полки.

Бывает так, что в некоторые магазины привозят готовую продукцию из Екатеринбурга. Это связано с отсутствием в регионе фабрик, которые бы производили нужный нам продукт, отсутствия технологий или из-за отказа предприятий работать с нами. В Тюмени так и произошло. Здесь есть очень крутое производство, сотрудничество с которым не состоялось. Нам сказали: «Нет, вы слишком маленькие, всего по пять порций будете у нас брать, мы так работать не будем».

В планах «Жизньмарта» — за два-три года постепенно расшириться: сначала в близлежащих регионах, а затем в сторону запада

— Качество продукции у производителей из разных регионов не одинаково. А сеть насчитывает около 65 магазинов в Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Санкт-Петербурге, Пышме. Как удерживать планку качества продукции на одном уровне в каждой торговой точке?

— Главное, чтобы продукты были вкусными. Для того чтобы узнать мнение покупателей на этот счет, мы собираем обратную связь через разные каналы: приложения, опрос на кассе, QR-коды на каждом продукте, по которым можно перейти и оценить продукт. В месяц получаем около 64 тысяч оценок. Наш специальный комитет берет всю продукты с низкими оценками и проводит дегустацию, после которой мы просим поставщика либо доработать что-то, либо выводим продукт из ассортимента.

— Лично у вас есть любимые продукты в «Жизньмарт»?

— У нас крутая сметана деревенская — очень люблю ее. Из закусок — чесночный сыр с помидорами. Кофе — один из лучших. И чизкейк. Когда его вижу, меня трясет, аж сил нет. Еще недавно появилась еда в термоупаковке. Она держит срок годности четыре месяца, но не за счет консервантов, а потому что приготовлена в автоклаве. Сейчас я живу на два города, и мне очень удобно набрать штук 10 блюд, бросить дома и даже не думать о том, что надо что-то приготовить. Просто достаю, перекладывают в тарелку, и ужин готов. Это суперудобно и вкусно.

— Какие у вас планы на развитие сети?

— В планах масштабировать бизнес в ближайшие два-три года. Изначальная задумка заключалась в том, чтобы выйти в самые богатые регионы, потому что там есть спрос, экономика растет. Но мы поменяли мнение, учли элемент логистики: не везде есть нужный ассортимент и возможность добраться прямым рейсом из Екатеринбурга, что препятствует эффективному управлению и поставкам товара. Поэтому распространяться будет постепенно в направлении запада от близлежащих к более отдаленным регионам.

«Жизньмарт» планирует провести конференцию для потенциальных партнеров и поставщиков в декабре 2022 года. Предварительно записаться можно через телеграм-канал по франшизе, где опубликуют анонс о мероприятии. По вопросам, касающимся франшизы магазинов «Жизньмарт» можно обращаться по телефону +79120448964.

Адреса магазинов «Жизньмарт»:
ул. Максима Горького, 74
ул. Менделеева, 18
ул. Мельникайте, 94
Сайт: lifemart.ru
Телеграм;
Телеграм-канал Ивана Зайченко;
«ВКонтакте».

ООО «Кушать Надо Вкусно и Полезно, а Не как Сейчас в Магазинах.Франчайзинг», lifemart.ru.

Реклама

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем