Все новости
Все новости

Выжить на северах и в кризис: бизнесмен рассказал, как в России делают спецтехнику для экстремалов

История регионального завода, который всё смог сам, но его по-человечески поддержали в банке

ds

Вездеходы предназначены для работы в условиях Крайнего Севера

Поделиться

2022 год стал очередным испытанием для российских компаний. Начало года отметилось резким изменением экономической ситуации: санкции, нарушение привычных логистических схем и другие сложности заметно проредили рынок. Как сейчас чувствуют себя региональные производители, что происходит с ценами на их продукцию, смогли ли они реализовать идею импортозамещения и получается ли развиваться в текущих условиях, читайте в материале, подготовленном совместно с Уральским банком реконструкции и развития.

От экспедиций до большого завода

Компания «Вездеходы «Бурлак»» из Кургана занимается разработкой и производством спецтехники для работы в условиях бездорожья. Сначала это был некоммерческий проект — машина создавалась для частных поездок и экспедиций. Первые прототипы были сделаны в 2016 году в Екатеринбурге, прошли испытания. А через год после доработок появилась модель, уже похожая на те, что компания производит сейчас.

В этот момент стало ясно, что вездеходы будут полезны в районах Крайнего Севера. Таких решений на рынке мало, а спрос есть. Так что в компании решили начать инвестировать в мелкосерийное производство.

Сейчас возводится большой завод для производства снегоболотоходов: производственные площади увеличатся с двух до восьми тысяч квадратных метров. В этом году заканчивают строительные работы, в следующем начнут монтаж оборудования, а уже летом планируют запустить цех. В месяц здесь, в среднем, выпускают три машины и один прицеп. Уже к концу 2023 года хотят «вырасти» до 10 вездеходов ежемесячно. А вообще новый цех сможет производить до 30 машин в месяц, но это амбиции на 2024 год.

Коммерческий директор компании «Вездеходы «Бурлак»» Роман Панкратьев

Коммерческий директор компании «Вездеходы «Бурлак»» Роман Панкратьев

Поделиться

— С банком УБРиР мы уже несколько лет сотрудничаем по лизингу, приобретали дорогостоящее оборудование для нового цеха. На себе проверили, что оформление происходит быстро и без заминок. Работать было комфортно. Порадовал профессиональный подход сотрудников банка: нас всегда слушали. Удалось получить господдержку по лизинговым платежам. Поскольку с УБРиР у нас сложились хорошие отношения, рекомендуем банк своим клиентам, если им нужен кредит для приобретения нашей техники, — говорит коммерческий директор компании «Вездеходы «Бурлак»» Роман Панкратьев.

УБРиР предлагает предпринимателям полный спектр продуктов, которые можно оптимизировать под стоящие перед бизнесом задачи: регистрация ИП и ООО, открытие счета в рублях и иностранной валюте, все виды эквайринга, предоставление овердрафта и кредита, а также функциональный бухгалтерский сервис.

Как конкурировать с готовыми решениями

Как рассказали в компании, машина делалась с нуля. Такое бывает редко. Обычно производители берут за основу уже имеющийся на рынке опыт. «Бурлак» — это универсальное шасси, на его базе делают вариации: экспедиционные, с краном, буровой установкой, медицинские и другие. Есть четырехколесные машины на двух осях, шестиколесные на трех осях, в перспективе разработка восьмиколесных вездеходов. Также компания выпускает прицепы.

— В условно-массовом производстве таких машин в мире не было. Делали что-то штучно, а у нас серийная машина с документами. Она стала прародителем нового класса колесных вездеходов повышенной грузоподъемности. «Бурлак» может перевозить 3 тонны груза, а с прицепом — 5,5 тонн. На такое еще способен вертолет Ми-8, но для вездехода не надо строить аэродромы на севере, и он готов к транспортировке в любую погоду, поэтому себестоимость транспортировки ниже, — объясняет Роман Панкратьев.

Машина создавалась для длительных экспедиций, в ней заложена возможность долгой автономной работы. При относительно небольшом расходе топлива (в среднем от 35 литров на 100 километров), запасные баки вмещают около 700 литров. Это позволяет проехать от 1,5 до 2,5 тысяч километров без дозаправки в зависимости от местности. У вездехода одни из самых больших в классе колес. Это авторская разработка, которая дает клиренс 750 мм и повышает проходимость.

Не вредит ландшафту и уютный, как квартира

Вездеход на шинах низкого давления практически не повреждает тундру, что очень важно для арктической зоны. Его скорость около 60 км/ч по пересеченной местности без существенных нагрузок для машины. Стоимость эксплуатации вездехода «Бурлак» примерно сопоставима с Газелью. Он гораздо экологичнее, быстрее и экономичнее гусеничной техники.

— При проектировании вездехода учитывали, какие виды техники уже есть в Арктике — некоторые узлы агрегата брали от серийных машин. Это снижает стоимость обслуживания, потому что какие-то запасные части не приходится долго ждать. К тому же для обслуживания машины не надо выходить на улицу, доступ реализован изнутри снегоболотохода, что становится преимуществом, когда снаружи мороз.

«Бурлак» заменяет сразу пять видов машин: трактор, дом на колесах, квадроцикл, снегоход, вездеход-амфибию. Внутри есть кухня и спальные места. Человек до 1,85 метров может встать в полный рост. Экспедиционная модификация оборудуется дополнительными комфортными спальными местами, телевизором, некоторые модули мы даже делали с горячей водой, туалетом, баней, душем, — говорит Роман Панкратьев.

Колеса — собственная разработка конструкторов «Бурлака»

Колеса — собственная разработка конструкторов «Бурлака»

Поделиться

Курганские вездеходы ждут за границей

Сперва клиентами компании были частные перевозчики Чукотки, Магадана и других населенных пунктов, куда нужно доставлять товары, где сотрудничают с нефтегазовым сектором, организуют туры, охоту и рыбалку. Сейчас клиентская база — крупные предприятия, занимающиеся геологоразведкой, госструктуры, МЧС, муниципалитеты.

Пока «Бурлак» ориентируется на Россию, но поступают запросы из азиатских, арабских, африканских стран. Компания рассматривает возможность разработать машину для эксплуатации в жарком климате, но из-за пандемии этот проект пока заморозили.

Сложное и удивительное время — сейчас

Коммерческий директор «Вездеходов «Бурлак»» рассказал, с какими сложностями компания столкнулась в пандемию и кризис 2022 года:

— Отменились многие мероприятия, выставки, встречи. Часть контрактов и наших проектов были поставлены на паузу. На пике пандемии темпы производства снизились, поскольку рабочие уходили на карантин и больничный. Но мы научились действовать в новой реальности и стали сильнее. Где-то даже сэкономили время, заменив очные встречи взаимодействием по телефону или видеосвязи.

В феврале этого года некоторые клиенты и поставщики пересматривали планы по закупкам и даже отменяли предзаказы. Из-за изменения ключевой ставки ЦБ РФ часть заказчиков, которые хотели приобрести нашу технику в кредит, отказывались от покупки.

Некоторые поставщики комплектующих взвинчивали цены, ссылаясь на внешнеэкономические факторы, из-за этого нам приходилось корректировать ценообразование. Особенно неприятно было делать это по уже существующим договорам.

Но через несколько месяцев все устаканилось, ставки вернулись в нужное русло, и клиенты снова начали пользоваться лизингом. Сейчас у нас все стабильно, заказы расписаны на несколько месяцев вперед.

Еще проблема, с которой мы столкнулись в этом году — из-за санкций мы не смогли работать с партнерами, у которых есть иностранные бенефициары, потому что через наш банк не проходили платежи. Для расчетов с ними мы открыли счет в УБРиР. Используем валютный счет для контрактов с зарубежными партнерами, в частности, через него было закуплено дорогостоящее оборудование для нового цеха, которое должно прийти в течение полугода.

За время кризиса у нас появилось больше госзаказов, в том числе оборонных. Как машиностроительное производство мы стали получать региональную и федеральную государственную поддержку по закупке оборудования для нового цеха.

Мы адаптировались к новым условиям: заменили иностранные товары, которых было немного, отечественными аналогами. И они порой даже лучше по качеству. Любой кризис — это возможности, и мы их использовали.

В УБРиР прямо сейчас можно открыть расчетный счет в долларах, евро, тенге и юанях. Банк поможет поставить на учет экспортный или импортный контракт и оформить документы для валютного контроля.

У компании большие планы на расширение производства

У компании большие планы на расширение производства

Поделиться

Плюсы и минусы регионального бизнеса

Компания начинала в Екатеринбурге, но серийное производство решили создавать в Кургане. Во-первых, стоимость труда здесь ниже, чем в крупных городах. К тому же уже была инфраструктура: цеха, которые перепрофилировали под машиностроение, земельные участки, инженерные коммуникации.

— Я не вижу никаких ограничений для бизнеса в том, что мы находимся в маленьком городе. Курган на границе с Казахстаном, а страны СНГ интересуются нашей продукцией, так что локация — это плюс. Конечно, есть особенности, потому что часто решения о закупках принимают в Москве, но эту проблему мы планируем решить либо развитием дилерской сети, либо открытием своего представительства в столице, — комментирует Роман Панкратьев.

Сейчас для компании во главе угла улучшение качества. Активно вводят систему менеджмента качества, внедряют принципы бережливого производства.

Еще одно перспективное направление — сервис. Вездеход не может сам приехать на СТО, ведь обычно их просто не бывает на расстоянии сотен километров вокруг. Поэтому производитель создал профессиональную выездную бригаду, которая оперативно помогает клиентам по гарантийному и постгарантийному обслуживанию. При необходимости специалисты выезжают на место, проводят диагностику и, если нужно, ремонт.

ПАО КБ «УБРИР».

Реклама

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter