Бизнес Обман покупателя обойдется в 300 тысяч

Обман покупателя обойдется в 300 тысяч

Увеличить сумму штрафа за нарушение прав потребителей предложили депутаты Госдумы. За некачественное оказание услуг предпринимателям придется раскошелиться до 300 тысяч рублей.

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предусматривающий увеличение в несколько раз штрафов за нарушение прав потребителей. Согласно документу, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества влечет наложение штрафа на должностных лиц – от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на ИП – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; на организации – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Такие же штрафы грозят продавцам за обмеривание, обвешивание, обсчет и введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара. При повторных нарушениях предпринимателям придется заплатить еще больший штраф – до одного миллиона рублей – или вовсе приостановить свою деятельность до тридцати суток.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, сейчас максимальный штраф, который грозит фирме или индивидуальному предпринимателю, составляет всего две тысячи рублей. А значит, выгоднее заплатить, чем устранять нарушения по жалобе.

В 2012 году в Союз потребителей РФ и его региональные организации обратилось свыше 400 тысяч граждан, чьи потребительские права были нарушены. По количеству обращений лидируют претензии к качеству непродовольственных товаров (53%), на втором и третьем местах – сфера ЖКУ и нарушение сроков исполнения договоров – чуть более 8%. Количество претензий по качеству ремонта и строительства жилья выросло в полтора раза и превысило 6%.

Авторы законопроекта отмечают, что новая инициатива коснется всех видов бизнеса: турфирм, магазинов, авиакомпаний, управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Как рассказала юрист юридического партнерства «Жданова и Степанова» Александра Степанова, в прошлом году Верховный суд РФ сделал несколько «подарков», плодами которых уже воспользовались многие потребители. Так, например, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя взыскивается в его пользу (ранее суды толковали норму закона иначе и взыскивали штраф в доход бюджета). А между тем штраф составляет 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. «Безусловно, такой существенный размер штрафа мотивирует потребителя защищать свои права до конца – в судебном порядке, а кроме того стимулирует производителя, продавца, исполнителя решить вопрос не доводя дело до суда», – отметила эксперт.

Второй подарок, по ее словам, – это распространение действия закона о защите прав потребителей на отношения по страхованию: «Страхователь как потребитель имеет право на взыскание неустойки, штрафа, возмещение морального вреда, и, кроме того, освобожден от уплаты госпошлины при обращении в суд по страховым спорам», – говорит Александра Степанова.

Однако не все эксперты согласны с кратным увеличением штрафов. «Сегодня отсутствуют предпосылки для увеличения штрафов за нарушение прав потребителей, – считает юрисконсульт юридической фирмы «Результат» Илья Соколов. – Давление, в том числе административное и налоговое, на малый и средний бизнес со стороны государства и без того очень существенное. Добиваться исполнения законов необходимо не путем повышения ответственности, а путем обеспечения неотвратимости наказания. Необходимо организовать работу Роспотребнадзора таким образом, чтобы ни одна жалоба потребителей на нарушение их прав не оставалась безнаказанной».

Также, по мнению эксперта, следует вести работу по повышению правовой грамотности населения в целях снижения количества необоснованных претензий и исков, предотвращения «потребительского экстремизма» и ситуаций, когда за незначительные недочеты предпринимателям будут приходить крупные штрафы.

Юристы призывают граждан быть активными, ведь эффективность защиты прав потребителя во многом зависит от их собственных действий. «Если вы считаете, что ваши интересы нарушены, обратитесь с претензией к изготовителю, продавцу, исполнителю, иному уполномоченному лицу. Возьмите за правило все обращения подавать в письменной форме – в двух экземплярах, один из которых с отметкой о принятии оставлять у себя. Отказываются принимать претензию? Отправляйте ее заказным письмом с описью вложения. Старайтесь сохранять договоры, чеки, иные документы. Однако знайте, что их отсутствие не является препятствием для защиты ваших прав», – отметила Александра Степанова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем