Авто Город Иллюзиями жить нельзя

Иллюзиями жить нельзя

Месяц назад мне довелось поучаствовать в ток-шоу на телевидении, где обсуждался вопрос безопасности дорожного движения. Невооруженным взглядом было видно, что ведущий и главные герои, рассуждая о безопасности на дорогах, «витают в облаках». В том числе они готовы были рассуждать о низком качестве обучения в автошколах.

Попытка рассказать о реальном положении вещей закончилась провалом: меня не захотели услышать и возмутились моим словам. Лично меня привел в ужас сам факт непонимания, неприятия обществом реалий, из которых нужно исходить при обучении будущих водителей.

На следующий день мне было крайне неприятно, что меня не захотели слушать. Но уже к вечеру пришло чувство, что мне несказанно повезло. Я понял, что в борьбе за безопасность на дороге общество исходит не из реального положения вещей, а из какой-то идеальной модели, которой в природе не существует. Улучшать придуманный мир можно, но он все равно останется выдумкой.

Поясню, о чем идет речь, на примере обучения в автошколах.

Первобытный человек миллионы лет бегал по полям и лесам. Максимальная скорость бегущего человека не превышает 40 км/ч. Усэйн Болт в 2009 году в середине стометровой дистанции развил скорость в 43,9 км/ч.

Мозг человека приспособился к передвижению на скоростях до 40 км/ч. Главное, что сознание, получая информацию от глаз, успевает подключить память и сформировать итоговую картинку об окружающем мире. Если скорость выше, то у неподготовленного человека наступает паника.

В итоге водителю-новичку удобно ездить со скоростью 40 км/ч. Он ощущает движение, он чувствует скорость, но ему на такой скорости комфортно – мозг не паникует.

К скоростям до 40 км/ч приспособлено и тело: падая и ударяясь, человек получит травмы, но вероятность летального исхода мала.

Инструктору, обучающему курсанта, и инспектору, который будет принимать экзамен, данная скорость тоже комфортна. Генетическая память им подсказывает, что ничего страшного даже в случае ДТП с ними не произойдет.

Таковы исходные данные обучения. И изменить их не сможет никто. Даже если в каждой автошколе сделать операционную и трепанировать череп, чтобы скальпелем хирурга изменить структуру мозга начинающего водителя, у вас все равно ничего не выйдет.

Главные жалобы курсантов автошкол после первого-второго вождения связаны с тем, что они не видят пешеходов. И это нормально. Мозг от мелькания предметов на периферии зрения быстро устает и буквально через 15-20 минут вождения дает глазам команду «искать стационарную картинку». Новичок бессознательно начинает вглядываться вдаль, пропуская сигналы светофора, знаки, разметку, не замечая пешеходов. Было бы странным иное поведение – против природы не попрешь.

Автошколы в первую очередь для того и нужны, чтобы на первоначальном этапе правильно адаптировать сознание к новым непривычным условиям. Основное в подготовке водителя-новичка – это заставить принимать решения за рулем его самого. Сидящий рядом инструктор должен подстраховать и в случае намека на опасность немедленно переключить управление на себя.

Как только начинающий водитель достиг первого автоматизма в управлении автомобилем, он должен остаться на дороге один. Излишняя опека ведет к увеличению количества ДТП с новичками. «Результаты показывают, что чем больше уроков вождения ученик проходит в формальном обучении, тем выше у него риск попасть в ДТП на километр пройденного пути. Этот результат весьма неожидан, так как обычно считается, что увеличение объема тренировок и упражнений позволяет снизить риск ДТП» («Справочник по безопасности дорожного движения. Обзор мероприятий по безопасности дорожного движения» под редакцией профессора В.В. Сильянова. Осло – Москва – Хельсинки, 2001).

По всей видимости, долгие занятия с инструктором приводят к тому, что новичок, с одной стороны, начинает ездить по подсказке, а не принимает решения сам. С другой стороны, у него создаются ложные представления о своих возможностях.

Данный факт и возмутил ведущего того самого ток-шоу. Как так, автошколы выпускают полуфабрикаты? То есть людей, не способных ездить по городу 60 км/ч? Мою последнюю фразу «Вы мозг человека не перестроите» услышать не захотели.

Все вышесказанное я довожу до своих учеников в автошколе, чтобы они при первых самостоятельных выездах понимали, что с ними происходит. Понимая реалии, они правильно воспринимают и программу своих действий по окончании автошколы.

Например, ПДД запрещают «создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью». Верно и обратное утверждение, ехать с маленькой скоростью разрешается, если движение не создает никому помех. Следовательно, новичкам для первого самостоятельного вождения необходимо выбирать время, когда автомобилей на дороге мало, либо выбирать дороги, где движение не интенсивное.

Свой первый маршрут, запланированный на рабочий день, нужно откатать в субботу и воскресение, чтобы запомнить перекрестки, светофоры, переходы, знаки и т.д. Тогда в плотном потоке сознание не будет тратить время на обработку данной информации – она уже заложена в памяти водителя. Как следствие, у водителя увеличивается время для оценки дорожной ситуации.

Первый маршрут должен быть хорошо продуман: пусть он будет и длиннее, но менее загруженным.

Первую поездку в рабочий день лучше начать пораньше, когда автомобилей еще мало на дороге.

Примерно треть выпускников автошкол, получивших заветные корочки, никогда за руль больше не садятся. Каждый выезд новичка на дорогу – это серьезное испытание. В человеке борются две противоположности: с одной стороны – желание ездить, с другой стороны – мозг сопротивляется потоку информации.

Вы наверняка слышали, что с 1 сентября 2016 года прием экзаменов будет проводиться по-новому. Например, при сдаче теории за одну ошибку будут давать дополнительно 5 вопросов. Исходя из вышесказанного, подобные требования никак не повлияют на безопасность дорожного движения. Подтверждение находим все в том же «Справочнике по безопасности дорожного движения»: «На основании данных исследований может быть сделан вывод, что влияние теоретического экзамена на аварийность водителей равно фактически нулю, т.е. те водители, кто сдали теоретический экзамен, имеют примерно такой же уровень риска, как и те, кто его не сдал».

Возникает естественный вопрос: почему я, простой инженер с ЧМК, могу открыть «Справочник по безопасности», объединяющий опыт США, Канады и стран Скандинавии в вопросах БДД, и найти исходные данные обучения водителей, цели обучения и пути их достижения, а чиновники от Министерства образования и МВД этого сделать не в состоянии? Видимо, у них другие задачи, другие приоритеты. Миф о частых ДТП с начинающими водителями, придуманный инициаторами ОСАГО, позволяет откачивать десятки миллиардов рублей из карманов новичков. Кто-то должен этот миф обслуживать!

Первый читатель статьи А. Лядецкая прокомментировала ее кратко: «Ни одно учебное заведение не выпускает законченных специалистов. И это утопия – считать, что после автошколы человек будет ездить как профессионал».

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
36
ТОП 5
Мнение
«Пронзающий крик, лицо свело от боли»: тюменский медик — о невероятных случаях из своей практики
Анонимное мнение
Мнение
Хамство, невежество и мракобесие: врач-педиатр из Тюмени — о том, что его бесит в пациентах
Анонимное мнение
Мнение
Родители-правокачатели и высокомерные завучи: физрук из Тюмени объяснил, почему сбежал из школы
Анонимное мнение
Мнение
Борьба с преступностью или самоуправство? Журналист — об общественных патрулях, которые пугают тюменцев
Анонимное мнение
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления