Бизнес Равенство без подражания

Равенство без подражания

За прошедший год слово «импортозамещение» обрело предметный смысл. И в курортном деле в том числе.

Впрочем, в курортном бизнесе наш ответ Чемберлену, а точнее кризису и санкциям, пишется и формулируется иначе, нежели в пищевой и легкой промышленности. Успех промышленников – это, например, сибирская моцарелла, не отличимая от моцареллы итальянской. А успех курортологов в том, чтобы сочетание «Сибирские Альпы» не просилось на язык. Потому что Алтай – не Альпы. Он не пытается ими быть и в своем собственном образе прекрасен. «Равенство без подражания» – таким был негласный девиз сибирской курортологии в минувшем году.

Налицо взросление курортной отрасли – стать альтернативой зарубежным курортам смогли именно те здравницы, которые потенциалом соперничества действительно обладали. Например, ярче стал блеск собирательного бренда «Белокуриха». Имя алтайского города-курорта в 2015 году плотно вошло в словарный запас туристических компаний России. Выросли продажи в секторе оздоровительного туризма. По словам специалистов-курортологов, интерес к нему в той или иной степени высказывает до 40 процентов россиян, планирующих будущий отдых. Такой взрывной рост – настоящая сенсация, ведь внутренний оздоровительный туризм практически всегда только дышит в спину фавориту – выездному релакс-туризму с его набором «пляж-круиз-шведский стол».

Такой статистический сдвиг объясняется двумя причинами. Во-первых, заграничный круизно-пляжный туризм подорожал, став неподъемным для семьи со средним бюджетом. Во-вторых, изменились и целевые приоритеты отпускников: разудалый отпуск-отрыв, после которого нужно долго приходить в себя и мучительно возвращаться к работе, стал не столь привлекателен. У него появилась позитивная альтернатива – отдых оздоровительный, помогающий избавиться от недугов, нажитых за трудовой год, помогающий упредить, перехватить на подходе еще не развившиеся болезни. В общем, отдых, позволяющий накопить сил для будущего трудового года и сэкономить на лечении. Ведь вложения в профилактику – это экономия на будущих экстренных лечебных расходах. Интерес к такому отдыху вырос столь существенно, что можно даже говорить об изменении потребительских приоритетов. И в поле зрения отпускников в первую очередь оказались отечественные курортные бренды – и собирательные, как «Белокуриха», и бренды конкретных санаториев.

1 из 2

В минувшем году существенно изменилась клиентская география курортного дела. Раньше естественным разделителем рынка был Урал. Москвичи и петербуржцы оздоравливались на курортах Северного Кавказа, Краснодарского края и зарубежной Европы. Остальной России в поле их зрения не было. Прорывным стал прошедший год: Центральная Россия увидела Сибирь с ее курортами. «В 2015 году мы отметили ощутимый рост интереса и двукратный рост продаж из европейской части страны. До того основными «поставщиками» гостей были регионы Сибири и их центры – Красноярск, Новосибирск, Кузбасс, Иркутск, Томск, Тюмень, Якутия. В Сибири «Белокуриха» известна, репутация нашего санатория наработана. Многие из сибиряков – это повторные клиенты, приезжающие во второй, а то и в третий раз (доля повторных посещений санатория составила в 2015 году составила 20 процентов. – Прим. авт.). А приток гостей из европейской России – это в некотором смысле приятная неожиданность для нас. Ведь в рекламу по ту сторону Урала мы практически не вкладывались. Значит, это именно тот самый репутационный капитал – статус, который наживается не быстро, даже не за два сезона. Но если уж он есть, это объективно», – отмечает директор санатория «Родник Алтая» Андрей Петухов.

Проанализировав итоги прошлого года, представители санатория пришли к выводу, что большинство гостей из Центрального Федерального округа – это прежняя аудитория всесезонных зарубежных курортов или те, кто не отождествлял понятие «санаторий» со своим каникулярным досугом, полагая, что это место отдыха «для старых и больных». Именно на демонтаж этого стереотипа были направлены усилия алтайских курортологов.

В случае с «Родником Алтая» модернизацию имиджа можно считать завершенной. «Наша аудитория существенно помолодела, – отмечает Андрей Петухов. – Сейчас ее типично-обобщенный образ таков: семья с детьми, где родителям от 28 до 40 лет, ориентированная на здоровый образ жизни. Прежде предметом интереса таких людей были морские и горные курорты дальнего зарубежья. Отечественное предложение они открывают для себя фактически заново. Они воспитаны укладом зарубежных курортов как взыскательные гости, тщательно соизмеряющие свои расходы и полученный сервис. Но зато, если уж они довольны, то обязательно становятся «возвращенцами». Таким был в 2015 году каждый пятый гость. Наш 20-процентный приток повторных посещений – это именно такая клиентура, люди, оценившие пропорцию цены и качества. И ценящие уникальный курортный сервис, которого в других краях попросту нет».

Именно на уникальные услуги и методики была сделана ставка в «Роднике Алтая». В санатории уверены, что сама «Белокуриха» не нуждается в подражательных комплиментах вроде «сибирская Швейцария». Это вполне самобытная система, где многие физико-климатические факторы уникальны. И даже образуют сумму: особый ионизированный воздух, целительный радон, минеральные воды, традиции пантотерапии, богатый фитофонд (среди полезных растений Алтая немало эндемиков – видов, которых нет больше нигде). Курорт с таким плотным набором оздоровительных факторов просто обязан стать популярным.

Что и произошло. В 2015 году клиентский бум ощутили и вся «Белокуриха», и конкретно «Родник Алтая». Санаторий принял и оздоровил на 1500 человек больше, чем в 2014. 2500 гостей из этого потока – дети младше 14 лет (каждый пятый. – Прим. авт.). Самым «детским» месяцем ожидаемо стал июль. Детство – вообще одна из флагманских тем в «Роднике Алтая». Профилактика детских сезонных болезней, борьба с дефектами развития костной системы и опорно-двигательного аппарата, лечение детских неврозов – все это предмет внимания опытных специалистов санатория.

Но это не единственный акцент во внимании специалистов. Взрослая проблематика в санатории тоже проработана. Обширный комплекс оздоровительных программ – от традиционных методик до новейших техногенных – позволяет бороться с широким спектром недугов. Диапазон – от «синдрома менеджера» до хронических заболеваний. При этом в атмосфере санатория нет никакой «больничности». Уютные номера, замечательный сосновый бор под окнами, уникальный комплекс бассейнов – уклад жизни больше всего похож на отель. А доводы тех, кто предпочел «Родник Алтая» дальним берегам, становятся понятны при первой же прогулке по санаторию. К слову, руководство санатория намерено «подогревать» клиентское внимание системно и целенаправленно. В санатории принята долгосрочная программа развития, и каждый последующий сезон здесь обещает быть ярче предыдущего.

Фото: Фото предоставлены санаторием «Родник Алтая»

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter