Город Спасение утопающих машиностроителей

Спасение утопающих машиностроителей

На последнем заседании антикризисного штаба губернатор области недоумевал по поводу парадоксальной ситуации, которая складывается на Ишимском машиностроительном заводе. Предприятие простаивает, хотя заказы вроде есть. Область готова предоставить гарантии

" src=

На последнем заседании антикризисного штаба губернатор области недоумевал по поводу парадоксальной ситуации, которая складывается на Ишимском машиностроительном заводе. Предприятие простаивает, хотя заказы вроде есть. Область готова предоставить гарантии под кредит, чтобы предприятие начало работать, а акционеры завода в очередной раз не дали согласие на получение заводом кредита.

Производственные предприятия, оказывающие услуги нефтяным компаниям, в недалеком прошлом были гордостью и оплотом региональной экономики. В условиях экономического кризиса они становятся предметом головной боли для исполнительных властей. Нефтянка сворачивает заказы, тюменские заводы, поставляющие им оборудование, сидят который месяц на голодном пайке. Особую обеспокоенность властей вызывает положение предприятий, находящихся в районах. Маленькие города – ограниченное количество работодателей. Закрытие каждого предприятия чревато социальной напряженностью. В Ишиме проживает около 64 тысяч человек, а на Ишимском машиностроительном заводе работают около 500. Коротко положение отрасли можно описать фразой из художественного фильма про Буратино: «Пациент скорее жив, чем мертв», – хотя убедительных признаков жизни немного.

Ишимский машиностроительный завод основан в сентябре 1941 года на базе эвакуированного из Ленинградской области завода. Основной продукцией в то время являлись автомобильные и тракторные прицепы. Начиная с 1995 года завод специализируется на выпуске оборудования для нефтегазового комплекса. На базе предприятия в свое время были созданы два совместных предприятия по выпуску траншеекопателей ТРС-950 и газовых горелок. Также завод сохранил мощности для выпуска сельскохозяйственной техники: тракторные самосвальные прицепы, полуприцепы, автомобильные прицепы к автомобилям моделей УАЗ и «ГАЗель».

Данные из отчета открытого акционерного общества «Ишимский машиностроительный завод» за третий квартал 2008 года: «Доход от основной деятельности за отчетный квартал – 79 миллионов 527 тысяч рублей, уменьшение размера дохода от основной деятельности по сравнению с предыдущим вторым кварталом – 30 миллионов 109 тысяч руб». О причинах падения доходов (заказов) на треть ничего не указывается. В сопроводительной записке отмечается: «Наличие платежеспособного спроса у потребителя является одним из основных факторов, влияющих на деятельность эмитента. Негативными факторами, которые могут повлиять на деятельность, – это отсутствие платежеспособного спроса у потребителя – предприятий нефтегазового комплекса. Для эффективного использования данных факторов и условий, эмитент планирует освоение новых видов изделий, для расширения рынка сбыта продукции нефтегазовому комплексу». Но для расширения ассортимента нужны средства на переоборудование и обучение персонала. В разгар кризиса редко кто может себе позволить такую роскошь. Тем более, что никто точно не знает, когда, что и в каких объемах понадобится нефтяникам.

Заместитель директора и начальник отдела маркетинга Ишимского машиностроительного завода Павел Коробкин не скрывает, что ситуация в отрасли сейчас тревожная. «Мы работаем под конкретные заказы. А их количество сокращается. Нефтяные компании, с которыми мы работаем – «Сургутнефтегаз» и «Лукойл», предлагают неприемлемые для нас условия, например, об оплате поставки оборудования – срок оплаты в течении 60 дней после поставки оборудования. Хотя в предыдущие годы оплата шла по схеме 50 на 50: половина суммы заказа шла авансом, половина – по факту поставки. Условия сейчас не очень приемлемые. Работа нашего завода строилась в последние годы на жестком планировании производственного процесса. Мы не можем себе позволить работать на склад. Мы могли бы сейчас перейти на производство прицепной техники, но только в том случае, если будет конкретный заказ на эту продукцию».

В похожей ситуации находятся и другие аналогичные производства в Тюменской области. На очередном заседании антикризисного штаба под председательством губернатора Владимира Якушева заместитель губернатора Александр Моор доложил о ситуации в машиностроении следующее: «На данный момент портфель заказов на предприятиях региона сформирован на 38% по сравнению с прошлым годом. Большая часть этого портфеля приходится на завод «Нефтемаш» за вычетом его заказов, на долю остальных набирается всего 13%». По информации Александра Моора, организована и проводится серия встреч руководителей областных предприятий с представителями нефтяных компаний «Роснефть», «ТНК-ВР», «Лукойл».

Участники рынка без энтузиазма следят за переговорами властей. «Почти все нефтяные компании сейчас ужесточили условия тендеров на поставку оборудования, – рассказывает начальник отдела маркетинга компании нефтепромыслового оборудования Сергей Кречетов. – Найти заказы с предоплатой практически невозможно, даже если они есть, как недавно в Уфе, то либо рассматриваются предложения по прайсам 2008 года, либо выставляются такие требования в техзадании, что понятно: под кого-то конкретно заказ идет. После падения цен на нефть объем заказов нефтяников сократился по моим подсчетам раза в три. Мы тоже без работы сидели два месяца. Начальник с горя запил. Но позитивных новостей не прибавилось. И сейчас от руководства такая установка поступила, что нужно искать выходы на личные контакты, которые могут помочь получить заказ. Шеф сказал, что выживут самые шустрые.

А ишимцев понять нетрудно. Делать заказ с оплатой через два месяца после поставки дико не выгодно, особенно на заемные средства. Кредитная ставка в банках сейчас 22–25 процентов, вот и считайте: берем кредит на полгода, по прошлогодним ценам оборудование продаем. Я не уверен, что прибыль там останется, тогда возникает вопрос: зачем вся эта суета? Вот если бы нефть вдруг поднялась в цене, тогда работы опять хватило бы на всех».

Но по итогам вчерашних торгов нефть упала опять на 6%. По состоянию на сегодня цены по сделкам с нефтяными фьючерсами на Light Sweet и IPE Brent составляли порядка 48,52 доллара за баррель.

Фото: Фото с сайта 16499.ru.all-biz.info
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter