Город Сложные задачи для покорных «овец»

Сложные задачи для покорных «овец»

Сегодня кто только не пытается подчинить себе аудиторию. Политики и журналисты выступают с пропагандистскими речами. Служители церкви проповедуют Божью благодать и напоминают о Божьей каре. Предприниматели мотивируют народ рублем. А учителя усложняют домашнюю работу.

Я очень люблю некоторые вечера после рабочего дня, когда неотложных дел по дому вроде бы нет. Производственная суматоха осталась где-то позади. Жена с детьми трудится над их домашними заданиями. В квартире тишина и покой. Можно залечь на диван и посмотреть какой-нибудь старенький фильм, скачанный с Интернета.

Но в этот вечер жизнь не задалась. Старший сын подошел со своей тетрадкой: «Пап, помоги решить задачку по математике, мы с мамой не можем». Снисходительно глянув на озабоченное чадо, я подумал: «Вот для чего нужен мужчина в доме – решать сложные задачи».

Оторвав «недвижимость» от дивана, я взял в руки тетрадь и начал читать условие задачи. Пять минут мне казалось, что я читаю какую-то ахинею. Уязвленное самолюбие начинало все отчетливее биться в правой половине головного мозга. Левая половина, некогда «радовавшая» студентов лекциями по высшей алгебре, отказывалась не только решать, но и понимать задачу по математике для третьего класса. Это был полный провал!

Подошедшая супруга участливо сообщила, что в социальные сети еще никто не выложил решение этой задачи. В Интернете висел вопрос: «А кто-нибудь эту задачу уже решил?» Мамочки всей страны томились в ожидании… Мне стало легче. Ну, не я один такой. В голову сразу пришло «верное» решение. Ну, раз задача сложная – пусть ее сын вообще не решает. Ответный взгляд, брошенный из-под женских бровей, был просто испепеляющим. Как это наш сын и пойдет в школу с невыполненным домашним заданием?! Да уж, что-то я совсем заработался. И как такое в голову могло прийти. Я взял тетрадку и снова впился взглядом в текст задачи. Сынуля уже был увлечен сборкой «Лего».

Спустя полчаса, задачка была готова к переписыванию в тетрадь сына. Я, весьма гордый собой, порадовался: вот ведь в какое замечательное время живем – нашим детям задают задачи, которые и отцам кажутся тяжелыми. Я мысленно спрогнозировал, какой умной будет наша страна, когда вырастут ребятишки. По меркам прошлых лет, мы будем жить в стране сплошных академиков и профессоров.

Как тут не вспомнишь добрым словом европейских мыслителей 18 века, заложивших в идею Великой французской буржуазной революции принцип – «образование для всех». Говорят, благодаря именно этому принципу появилась возможность реализовать на практике ключевой лозунг французских революционеров: «Свобода, равенство, братство».

Правда, рассуждая о прогрессивной идее «школ для бедных и богатых» очень редко говорят о том, чем на практике французские школы для бедноты отличались от школ для богатых. А ведь сущей мелочью. Уж так сложилось, что в школах для бедных старались давать на дом задания, которые школьник не мог решить сам, то есть более сложные, чем на уроке. А в школах для богатых, наоборот, домашнее задание было всегда проще, чем на занятии.

В результате чего сложилась такая ситуация, сказать сложно. Возможно, в школах для богатых старались давать меньше заданий, дабы не накликать на себя гнев богатых господ. А может, это стало результатом «особых» потребностей учителей, находящих прелесть жизни в телесных наказаниях учеников школ для бедных. Так что, почему сложилась такая практика, вероятно, уже не узнает никто. Но что мы знаем точно, так это то, что в результате подобной дифференциации обучения, ученики школ для бедных привыкали, что самостоятельная работа не для них. Бедные часто вырастали пугливыми, неспособными к самостоятельным решениям. А богатые, наоборот, привыкали к тому, что они способны справиться с любой задачей. Вырастали подготовленными к самостоятельным поступкам и управленческим решениям.

Так что, можно сказать, что французская буржуазия, напуганная силой народной толпы, убила двух зайцев. И революционный наказ выполнила, и детей бедноты с малолетства приучала к послушанию. Готовила покорных «овец», не способных к свободомыслию.

Все-таки хорошо, что жизнь не стоит на месте. Сейчас, по истечении длительного времени, мы можем лишь с усмешкой смотреть на происки хитроумных лицемеров прошлого. Сегодня, когда любой ребенок даст фору родителю в освоении современной техники, понятно, что сложность задач должна расти не по дням, а по часам. Что завтра задания должны быть сложнее, чем вчера. Что дома, у компьютера, у ребенка больше возможностей, чем в школе, а значит, и уровень заданий должен быть выше.

На фоне новых программ средней школы уже понятно: как замечательно, что ушла в прошлое старая советская система обучения. Как сейчас помню, что в советских учебниках по математике сложные задачи были помечены звездочкой, то есть были необязательными для решения. И как легко я решал домашние задачи без помощи родителей, которые были на работе. Наверное, поэтому и вырос начальствующим тираном.

С этими мыслями я двинулся в сторону спальни. Из кабинета доносился монотонно диктующий женский голос. Жена с младшим сыном делали задание по русскому языку.

Предыдущие записи автора:

Фото: Фото Дарьи Селенской
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем