Город Нефтяным компаниям не хватает специалистов?

Нефтяным компаниям не хватает специалистов?

Топливно-энергетический комплекс страны имеет огромное значение для экономики, но в силу различных причин его потенциал в полной мере не реализуется. Особое значение для развития отрасли имеет система подготовки специалистов для работы на предприятиях ТЭК. О взаимодействии власти, бизнеса и вузов в ходе подготовки таких профессионалов шла речь на круглом столе, который состоялся в Тюмени накануне.

Нехватка квалифицированных кадров – одна из основных проблем отрасли, как рассказал вице-президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, генеральный директор ООО «Югсон-Сервис» Анатолий Киреев. «Наши предприятия оказывают высокотехнологичные услуги с применением сложного оборудования, но для качественного обеспечения этих услуг нужен высокий уровень специалистов. А образовательные учреждения такого уровня пока обеспечить не могут. Исключение составляют лишь выпускники целевых программ, – подчеркнул Киреев. – Потребность в кадрах растет, но вместе с тем наблюдается уход сотрудников из малых и средних нефтяных компаний в более крупные. Чтобы обеспечить людям желаемые условия труда, сначала нужно выстроить партнерские отношения с компаниями-заказчиками».

Директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер отметил, что деятельность по подготовке специалистов, готовых работать на предприятиях нефтегазовой отрасли, в регионе ведется. Но ситуацию осложняет то, что компании не всегда сообщают, какие именно кадры и в каком количестве им требуются.

Хотя развитие ТЭК не является прикладной потребностью юга области, в Тюмени, уверен Райдер, можно создать многопрофильный центр подготовки. Там могли бы заниматься люди, которым, по мнению потенциального работодателя, требуется повышение квалификации или переподготовка. «Бюджет возьмет затраты на себя, если предприятие гарантирует трудоустройство, – пояснил эксперт. – Все больше граждан готовы сменить поле деятельности, но не всем хватает знаний, чтобы стать сотрудником предприятия ТЭК. На базе Тюменского государственного нефтегазового университета вполне можно создать центр прикладных квалификаций, где за три-шесть месяцев в соответствии с заявками от организаций произошла бы подготовка нового специалиста. Думаю, это помогло бы решить кадровый голод».

Кроме того, Алексей Райдер сообщил, что в рамках нового закона «Об образовании», вступившего в силу 1 сентября 2013 года, предусмотрена новая форма целевого обучения. Выглядеть это будет так: представитель нефтяной фирмы выберет подходящих студентов последних курсов и будет целенаправленно с ними работать, заключив договор о последующем трудоустройстве. «Вы уже будете иметь дело не со школьниками, а с более мотивированной молодежью, – подчеркнул директор департамента. – Не стоит забывать и о том, что обычный целевой прием – это образовательные отношения длиной в несколько лет. Нет гарантии, что выпускник, который учился для вас, будет вам нужен по прошествии этого времени».

Своим опытом по работе с профильными вузами поделилась начальник отдела подбора и развития персонала ОАО «СибурТюменьГаз» Инесса Позднякова. Эта компания уже больше десяти лет сотрудничает с ТюмГНГУ и Уфимским государственным нефтяным техническим университетом, которые выдают выпускникам удостоверение о рабочей специальности – а именно на такие должности «СибурТюменьГаз» принимает вчерашних студентов. Но на предоставлении мест для практики и трудоустройстве дело не заканчивается. Преподаватели регулярно проходят стажировки. Дело в том, что содержание учебных программ, созданных много лет назад, не соответствует современному оборудованию, которое стоит на площадках фирмы. А сотрудники вузов, вернувшись с предприятия, корректируют программу в соответствии с тем, что им довелось увидеть.

Советник ректора ТюмГНГУ, профессор Виктор Спасибов выразил мнение, что в экономике России существует огромный разрыв между высокотехнологичным уровнем производства и компетенцией персонала. Устранить его можно, повысив качество образования – по сути, ужесточив требования к абитуриентам. «Для этого нужно улучшить базовую подготовку школьников – к примеру, создавать профильные классы. Не будет лишним и изменить порядок распределения бюджетных мест на нефтяных специальностях. На «Нефтегазовом деле» в ТюмГНГУ в прошлом году было 95 мест, а в московском РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина – 186, хотя большинство московских выпускников, скорее всего, не поедут на месторождения севера Тюменской области», – отметил Спасибов.

И конечно, как подытожил Алексей Райдер, нельзя отпугивать потенциальных работников сферы ТЭК описанием вакансий, где, скажем, инженеру предлагается 17 тысяч рублей. «Это негативно действует на профориентацию. Если ситуация не изменится, абитуриенты выстроятся в очереди на педагогические специальности, где заработная плата достигает и даже превышает 25-30 тысяч рублей», – сказал эксперт.

Вопросы трудоустройства затронула и первый заместитель директора областного департамента занятости населения Людмила Шулинина. По ее данным, большинство работодателей неохотно идут на контакт, предпочитая решать кадровые вопросы самостоятельно. «Если бы мы знали потребности компаний, при наличии их заявок и гарантии трудоустройства центры занятости тоже могли бы заниматься обучением специалистов. А пока мы не можем осуществить ни подбор, ни переподготовку, потому что нам просто не предоставляют информации о том, какие сотрудники требуются сфере ТЭК», – пояснила Шулинина.

Так или иначе, участники круглого стола единодушны: проблему нехватки квалифицированных кадров можно решить лишь при совместных усилиях государственных органов, предприятий и недропользователей для формирования занятости выпускников нефтегазовых направлений подготовки.

Фото: Фото Александры СИНИЦЫНОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем