Один из самых именитых тюменских фотографов Игорь Ковалев с 28 августа проведет в Академии фотографии авторский курс «Введение в жанровую фотографию». Занятия будут интересны всем, кто интересуется непостановочной жанровой съемкой. Член Союзов фотохудожников и журналистов России, председатель клуба любителей фотографии «ФотоРегион», член UPI (United Photographers International) Игорь Ковалев как никто другой знает толк в жанровой фотографии. Об этом говорит опыт и заслуженные регалии фотографа.
Сегодня имя Игоря Ковалева известно далеко за пределами России, ведь он принимал участие в международных выставках-конкурсах под эгидой PSA и FIAP в Словакии, Словении, Китае, Португалии, Хорватии, Турции, Австрии, России, Испании. В России фотограф выставлял свои работы в Москве, Рязани, Калининграде, Новосибирске и, конечно же, в родной Тюмени. В 2008 году фотографии Ковалева победили в одном из одном из самых престижных конкурсов репортажной фотографии имени Александра Ефремова. В том же году в Испании он получил приз Международного Олимпийского комитета на XX Biennale international Fotosport-2008. Также Игорь Ковалев является обладателем бронзовой медали SPAC, The 9th Shanghai International Photographic Art Exhibition (Шанхай, Китай).
При всех регалиях фотокредо Игоря Ковалева очень простое: «Фотография должна быть честной!»
– Игорь, 28 августа в Академии фотографии начинается ваш авторский курс «Введение в жанровую фотографию». Расскажите, на какую аудиторию он рассчитан, кому он будет наиболее интересен?
– Курс, в первую очередь, рассчитан на подготовленных фотографов, стремящихся получить навыки непостановочной репортажной съемки. Интересен, на мой взгляд, курс будет всем, кто хочет научиться различать хорошую и плохую фотографию, а также понимать язык, которым оперирует фотограф. В программе курса мы будем говорить не только о композиционном построении снимка, но и о философии изображения.
– Чем репортажная съемка отличается от других жанров, в чем ее особенности?
– Репортаж – совершенно особый стиль съемки. Кроме умения «видеть кадр», репортажному фотографу необходимо чувство так называемого «решающего момента», в который должен быть нажат спуск фотоаппарата. Повторение этого мгновения чаще всего невозможно.
– Что необходимо сделать, посмотреть, почитать, чтобы научиться «видеть кадр», ситуацию, сюжет... Все то, что делает обычный снимок интересным, запоминающимся?
– В вопросе есть большая часть ответа. Нужно читать, смотреть и, главное, думать. Более чем уверен, каждый человек способен видеть, то есть понимать фотографию, но уровни понимания у всех разные, и чем шире культурный кругозор зрителя, тем легче фотографу.
– Какие жанры в фотосъемке и сюжеты вам более близки?
– Я снимаю людей и все, что с ними связано.
– Многие начинающие фотографы уверены, что для того, чтобы делать хорошие снимки, достаточно купить дорогую технику, научиться ей управлять и все: ты – мастер фотографии. Неужели «полузеркалка» говорит об уровне мастерства?
– Уровень фотографа определяют его фотографии. Мне совсем неинтересно, какой камерой они сделаны.
– В одном из ваших постов в «Живом журнале» отмечено, что вы – птица вольная, ни от кого не зависите, снимаете «по желанию, а не по необходимости». Получается, что вы абсолютно свободный человек?
– Вряд ли найдется хотя бы один человек на Земле, который может сказать, что его ничто не ограничивает. Я – не исключение. Мои преграды в фотографии – внутренние представления о мироустройстве. То, что обычно называется совестью.
– Там же вы рассуждаете о том, где находится грань между человечностью и профессионализмом, когда необходимо сделать кадр в ситуации, которая претит личным взглядам? Как вы определили для себя эту грань? Вы снимаете на месте трагедий?
– Никогда не снимал на месте катастроф. Повезло... Снимал пожары, к счастью, без жертв, последствия наводнений. Вопрос, снимать или не снимать, не стоит. Основная задача фотографа СМИ состоит в информировании людей. Без кровавого смакования, конечно.
– Насколько я знаю, в Тюмени достаточно непросто организовать фотовыставку.
– Выставку – просто, но устроить ее в общественно значимом, резонансном месте – действительно, сложно.
– Расскажите о проекте, благодаря которому в Тюмени появится Дом-музей фотографии.
– Идея Дома фотографии зреет давно. В ее реализации участвует Союз фотохудожников России, фотоклуб «ФотоРегион», арт-проект Naked Ambient. Мы привлекаем также властные структуры. Общими усилиями в Тюмени будет создан Дом фотографии, объединяющий в себе выставочные и музейные площади. Я люблю фотографию и хочу, чтобы она развивалась в моем родном городе.