Город Педагоги не готовы учить детей-ивалидов

Педагоги не готовы учить детей-ивалидов

Сегодня в Тюменской области 98 процентов детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья учатся в обычных школьных и дошкольных образовательных учреждениях. И, как выясняется, пока еще далеко не все педагоги способны организовать учебный процесс таким образом, чтобы времени хватало и на обычных, и на особых учеников.

Федеральная программа «Доступная среда» разрабатывалась для того, чтобы создать комфортные условия для обучения детей с ограничениями здоровья, и рассчитана на пять лет – с 2011 по 2015 годы. Она предполагает специальную комплектацию обычных общеобразовательных учреждений дополнительным оборудованием, необходимым для ребят с нарушениями здоровья. Основная задача программы – добиться, чтобы к концу ее реализации не менее чем в 50 процентах учреждений образования были созданы все необходимые условия для детей-инвалидов, их совместного обучения с детьми без патологий.

В прошлом году «Доступная среда» начала свою работу в 10 тюменских образовательных учреждениях: в гимназии №1, в средних школах № 15, 36, 41, 43, 57, 68, 69, 70, 88. «Школы города более подготовлены к этому процессу, – говорит директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер. – Это касается наличия в зданиях пандусов, поручней, соответствующих нормам санитарных комнат и других условий доступности. Сейчас это обязательное требование, стандарт. Согласно ему, вводятся в эксплуатацию все новые школы, городские и сельские». Но решение проблемы – не только в оборудовании, важно грамотно продумать и сам образовательный процесс.

Так, вопросы доступной среды в образовательном пространстве школы на одной из презентационных площадок обсуждали тюменские педагоги в рамках ежегодных августовских совещаний. Инклюзивному образованию было посвящено девять таких площадок, на которых школы делились своим опытом.

«В нашей школе дети обучаются по специализированной программе седьмого вида, – начала свое сообщение заместитель директора по воспитательной работе Тюменской школы №43 Ольга Латынцева. – Таких школьников в 2011–2012 учебном году в учебном заведении числилось 30 человек – три процента от общего числа обучающихся. Они посещают уроки в интегрированных классах. В классах со второго по шестой по одному обучающемуся. Больше всего особых детей было на параллели седьмых классов. Дети, обучающиеся по данной программе, имеют отставание в психическом развитии и требуют, с одной стороны, коррекционного подхода, с другой – у них есть возможность, при соблюдении индивидуального подхода, обучаться по общей программе и усваивать программу общеобразовательной школы».

«Проблема заключается в том, что педагоги не всегда готовы к этому. Их подход зачастую заключается в том, что особым школьникам просто не выставляются отметки. Мы постарались решить эту проблему через включение детей с задержкой психического развития в инклюзивную образовательную среду, которая формируется целой командой специалистов – учителя-предметники, учителя начальной школы, психологи, социальные педагоги, работающих в междисциплинарном сотрудничестве», – рассказала Ольга Викторовна.

Особое внимание в 43-й школе уделяется преемственности при переходе ученика с одной ступени обучения на другую. С 2007–2008 учебного года в учебном заведении стали реализовывать образовательные программы детей дошкольного возраста – ежегодно собирается три подготовительные группы из 56 ребятишек. Педагоги целый год занимаются с этими детьми, в результате этой работы перед поступлением ребенка в первый класс у учителей начальных классов уже есть необходимая информация о каждом ученике – материалы диагностики, данные об актуальном развитии, сведения о потенциальных возможностях школьника. Кроме того, ведется постоянная работа с родителями.

«Если вовремя, в дошкольный период, создать условия ребенку, подготовить его, то будет лучше результат, – добавляет председатель муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии Тюмени Гульшат Кувандикова. – При переходе из начальной школы в среднее звено, где нет преемственности, учителя среднего звена часто упрекают учителей младших классов, что те вовремя не проводили с ними работу и нам отправили. А когда есть преемственность, когда в начальной школе существует грамотное сопровождение, даже если ребенок не успел выровняться в начальной школе, то мы спокойно передаем его в среднее звено, и там уже его подхватывают другие учителя, зная о его особенностях».

«Очень важно работать в одной связке и как можно раньше выявлять таких детей. У нас почему-то учителя начальных классов боятся вести детей на комиссию, обсуждать с другими специалистами его проблемы в обучении. Мы сами себя пытаемся обезопасить, чтобы ребенок сдал экзамен. Важно ведь на начальном этапе увидеть особенности ребенка, а не в среднем звене, когда будет уже поздно, тогда уже и врач-психиатр будет играть не в пользу ребенка. Именно в начальной школе у ребенка есть шанс выровняться», – отмечает Гульшат Ташбулатовна.

«Я за счет таких деток, а их в классе у меня много, обворовываю нормальных детей. Стоит ли игра свеч? Нас с вами хвалят или ругают за результаты. Честно говоря, не знаю, что делать – они ничего не успевают, читают по слогам. И получается, что время на других учеников не хватает, это несправедливо», – возразила выступающим одна из участниц совещания – педагог среднего звена.

«К сожалению, на сегодняшний день у нас достаточно много таких детей. Они обучаются в условиях большого класса», – объяснила Гульшат Кувандикова. Поэтому здесь очень важно тщательно продумать командную работу специалистов в школе, в первую очередь – это работа по преемственности дошкольного образования с начальным, начальное – со средней школой. Необходимо как можно раньше выявить нарушения у детей и как можно раньше дать им возможность скорректировать их. Очень сложно это делать, когда ребенок пришел в первый класс и только тогда учитель увидел, что у него есть какие-то особые образовательные потребности. В данном случае время работает и против ученика, и против учителя.

«Трудности возникают от недостатка опыта педагогов, ведь со стажем нарабатывается некая методическая копилка с наиболее эффективными методами работы с такими учениками», – заключает Гульшат Ташбулатовна.

Фото: Фото с сайта Signposts-au.org
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем