На минувшей неделе, 25 февраля, Госдума приняла в первом чтении поправки в законодательство об образовании. Суть поправок – в появлении новой формы послевузовской подготовки кадров. Это так называемая ассистентура-стажировка, предлагаемая в качестве одной из форм послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в культуре и искусстве. Ассистентам-стажерам по творческо-исполнительским специальностям не нужно будет защищать диссертацию. Они смогут получить послевузовское образование на основании так называемой итоговой работы по соответствующему профилю, сообщает РИА «Новости».
Ассистентура-стажировка подразумевает особую организацию учебного процесса, особые формы творческих занятий и подготавливаемых аттестационных работ (например, концерты, спектакли). Подготовка специалистов высшей квалификации творческого мастерства и одновременно педагогических работников в вузах искусств имеет свои особенности. По словам председателя комитета по культуре Григория Ивлиева, совершенствование педагогического мастерства, освоение методологии предмета, осмысление той или иной дисциплины в этой области очень тесно связаны с исполнительским творчеством на высочайшем профессиональном уровне, что и обуславливает специфику подготовки специалистов.
В законопроекте, в частности, рекомендуется приравнять асисстентов-стажеров по их правовому статусу к аспирантам, предоставив им равные права и гарантии, предусмотреть государственную (итоговую) аттестацию, проводимую в форме защиты подготавливаемой ассистентом-стажером итоговой квалификационной работы по творческо-исполнительским специальностям, а также разработать федеральные государственные требования к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования (для обучающихся в ассистентуре-стажировке) и положения об ассистентах-стажерах.
Если закон будет принят, то в Министерстве культуры РФ будут разработаны специальные документы. В них предполагается уточнить статус выпускника ассистентуры-стажировки. В случае успешной сдачи экзамена в документе о получении послевузовского образования будет указана квалификация «Мастер исполнительского искусства, преподаватель высшей школы» в соответствии с видом искусства.
Один из создателей законопроекта, председатель комитета по образованию Григорий Балыхин пояснил, что создание ассистентуры-стажировки направлено на практическую подготовку исполнителей высокой квалификации в различных видах искусства. В законопроекте определяется правовой статус ассистента-стажера, устанавливается и исторически оправдавший себя срок обучения в ассистентуре-стажировке – два года в очной форме.