Город Алексей Огибалов, директор дополнительного офиса «Тюменский» инвестиционной компании «БрокерКредитСервис»: «Деньги – это возможность и в то же время ответственность»

Алексей Огибалов, директор дополнительного офиса «Тюменский» инвестиционной компании «БрокерКредитСервис»: «Деньги – это возможность и в то же время ответственность»

" src=

По статистике, 79 % населения России хранят деньги дома. 21 % полагает, что их лучше хранить в банках. Однако процент по вкладам едва ли опережает темпы инфляции, а деньги «под матрацем» и вовсе «не работают». Однако постепенно к россиянам приходит понимание того, что капитал может приносить доход. О том, как заработать на фондовом рынке, наша беседа с Алексеем Огибаловым, директором дополнительного офиса «Тюменский» инвестиционной компании «БрокерКредитСервис».

– Алексей Анатольевич, расскажите, как вы пришли в финансовый мир?

– Это было в тот момент, когда появились ваучеры. В середине 90-х при Фонде имущества Тюменской области был создан Тюменский региональный фондовый центр, он находился в ДК «Строитель». Там проводились чековые аукционы по обмену ваучеров на акции предприятий. Я начал с должности рядового сотрудника. Со временем появились знакомые в этом секторе, коллеги, партнеры. Когда чековые аукционы стали уходить в прошлое, я получил предложение принять участие в работе чекового инвестиционного фонда. Долгое время был генеральным директором этого предприятия.

После того как фонд закончил свою деятельность, я стал исключительно самостоятельно искать работу, достойную себя и интересную для Тюмени. Смотрел, какие инвестиционные компании хотели бы открыть свои представительства в Тюмени, связывался с ними. Наилучшим вариантом, на мой взгляд, было сотрудничество с компанией «БрокерКредитСервис», открывавшей офис в Тюмени. Интерес был взаимным, как БКС ко мне, так и мой к БКС. Мы нашли общий язык.

– Какое место на рынке занимает компания «БрокерКредитСервис»?

– БКС уже шесть лет занимает первое место на российском рынке ценных бумаг по обороту. Компания лидирует и по таким важным показателям, как число клиентов – их более 33 000, филиальная сеть – 30 офисов и 33 агентских пункта по всей стране. По итогам 2006 года БКС отмечен премией «Компания года – 2006» в номинации «Инвестиционные компании».

– Какие услуги вы предлагаете тюменцам?

– Мы предлагаем широкий спектр услуг. В первую очередь это брокерское обслуживание, паевые инвестиционные фонды, доверительное управление, услуги негосударственного пенсионного обеспечения. В будущем в Тюмени будут открыты филиалы «БКС-Банка» и страховой компании, входящей в группу БКС.

Весьма интересная услуга – управление накопительной частью пенсии. Я веду речь о том зеленом пластике, куда работодатель перечисляет социальные отчисления для вашей будущей пенсии. Накопительная часть – это те средства, которые позволяют пенсионерам всех развитых стран вести достойное существование после прекращения трудовой деятельности.

Важно то, что компания представляет собой холдинг и имеет филиалы по всей России. Интересный пример: в тюменском филиале есть клиент из Томска. Он долгое время там жил, а сейчас по контракту играет за мини-футбольный клуб «Тюмень». Когда он приехал в наш город, ему достаточно было написать заявление, и тут же его активы и персональные данные попали в компьютер тюменского филиала. Весь набор услуг, который он имел в Томске, получил здесь. Это технологически занимает несколько минут. Соответственно, если какой-нибудь тюменец поедет на постоянное место жительство или в длительную командировку, допустим, в город Краснодар, он может написать заявление и стать клиентом краснодарского филиала. Мы преследуем принцип национального роуминга.

Еще одна услуга для молодых людей, которые знакомы с современными технологиями, любят понажимать кнопочки в Интернете, это электронно-цифровая подпись. Если вы имеете деньги на брокерском счете и электронную карточку, вы можете зайти на персональную страничку на сайте компании, в онлайне увидеть свой портфель – что продавали, что покупали за последнее время. Если вы посчитаете нужным, не приходя в офис компании, можете совершить ряд легких операций, например перевести деньги со своего счета на пластик.

– Такая услуга пользуется популярностью?

– У нас есть такие продвинутые клиенты, которые по полгода не появляются в офисе, подписывают отчеты электронно-цифровой подписью, заводят-выводят деньги. Люди даже получают от этого определенное удовольствие.

– Какие услуги наиболее востребованы у горожан?

– В Тюмени наибольший интерес вызывают брокерские услуги и паевые инвестиционные фонды. Брокерское обслуживание – очень хорошая вещь, интересная, о ней можно говорить очень много и долго. Мы всегда рады поделиться накопленным опытом. Популярны семинары на эту тему – многие тюменцы хотят попробовать свои силы на бирже. А те, кто консервативен, более занят, считает себя менее профессиональным или просто набирается опыта, эти люди больше ориентированы на паевые инвестиционные фонды. Хотя по большому счету и тот и другой вариант приумножения накоплений – хороши.

На странице компании БКС в Интернете можно найти «трейдерскую курилку», это, по сути, клуб инвесторов, плюс ряд полезных сервисов. Люди со всей России собираются в чате и делятся тем, что думают о рынке, кто какую бумагу как видит. Надо просто пройти авторизацию. Логин, пароль и пожалуйста – графики в онлайне, их анализ, большой спектр мнений. Причем в «курилке» собираются не только специалисты и клиенты компании БКС.

Алексей Анатольевич, какие секторы экономики наиболее привлекательны для инвестиций в ценные бумаги?

– Я бы сказал, первый и второй эшелоны – недооцененные бумаги. Мое мнение: если рассматривать макроэкономику и пятилетнюю перспективу, глобально недооценена любая акция. Когда Россия вступит в ВТО, они будут стоить значительно выше.

Если говорить о краткосрочных вложениях, здесь все зависит от того, какие секторы экономики важны для каждого конкретного человека. Многое зависит от психологии.

– Что это значит?

– 90 % успеха на рынке ценных бумаг – это психология человека в рынке. Разберем на примере. Для одних людей стакан наполовину пустой, для других – наполовину полный. Кто-то оптимист, кто-то пессимист. Каждый для себя должен определиться, что он хочет как физическое лицо от бумаг. Есть две стратегии на рынке ценных бумаг – спекулянт и инвестор. Один человек заявляет: я хочу адреналина, драйва. Это значит, что он хочет покататься по льду рядом с «Феррари» на нешипованных колесах шестой модели. А другой говорит: ребята, я поеду правым рядом с буковкой «у» – мне доходность 100 % не нужна, спокойно получу свои 30 % и буду счастлив.

Другой пример я часто привожу на семинарах. Первый случай: пять человек в «уазике» поехали на охоту, колесо пробили, лодку утопили, на пятерых одну утку убили, много выпили. На охоте побывали? Побывали. Результат получили. Второй случай: другой охотник купил ночной прицел с дальностью пять километров, который стоит больших денег. Начинает с весны сеять овес для кабана. Потом ездит несколько раз в лес, делает свои охотничьи дела. Затем приезжает один, без друзей. Не берет с собой сигареты, чтобы запах в лесу никто не почувствовал. Выжидает любимого кабана, которого выкармливал. Бах-бах – два выстрела – и убил. Тоже человек был на охоте! Но он разрабатывал стратегию, смотрел, стоимость какой бумаги идет вверх, какую еще рано покупать, потому что она не упала до минимума.

Человеку нужно решить, кто он на рынке – спекулянт или инвестор. Потом уже можно вырабатывать стратегию. Некоторые люди совмещают – часть своего портфеля делают инвестиционной, часть – спекулятивной.

– Вы считаете, что бумаги недооценены. Но в то же время фондовый рынок перегрет...

– Безусловно. Мы постоянно растем. Я прекрасно помню тот момент, когда мы начали расти. Это было 9 марта 2003 года. В 6 утра по багдадскому времени упала первая бомба на страну Саддама Хуссейна. С тех пор были отрицательные моменты, связанные с китайским кризисом, «ЮКОСом», но глобально – рост продолжается. Я согласен, что на малом промежутке времени мы перегреты и коррекция может быть, но незначительная.

У меня есть знакомый, который три года назад купил миллион акций «Дальэнерго» по три копейки. Не так давно эти акции стоили 90 копеек. То есть рост в 30 раз. Ему говорят: товарищ, акции-то знаешь, сколько стоят? Он отвечает: обращайтесь, когда они будут стоить три рубля, я подумаю. То есть человек поставил цель – ждать пять или даже пятнадцать лет. Вложенная сумма – деньги не семейного бюджета, а инвестиционные. Пусть все достанется внукам, условно говоря. Это классический пример.

– Каковы основные тенденции фондового рынка в 2007 году? Возможны ли серьезные встряски?

– Вполне. В любой момент. Спекулянты так или иначе обыгрывают любую геополитическую новость. Посмотрите, что происходит в мире: Иран, Венесуэла... Нужно быть ко всему готовым. Но если человек намерен делать долгосрочные инвестиции, ему не надо смотреть на мелкий шторм.

– Предприятия какой отрасли могут выбиться в первый эшелон в обозримом будущем?

– Однозначно слабо сейчас на рынке представлены акции ретейловых компаний, розничных сетей, например «Магнита», «Седьмого континента». Они торгуются, но на западе либо среди стратегических инвесторов. Нет такого, чтобы они были представлены широко и доступны для всех. Может быть, придет время и екатеринбургская «Монетка» решит поторговаться. Надо следить за этими акциями.

– На каких позициях находится банковский сектор?

– Мы пристально следим за ситуацией. Я могу сказать, что банковский сектор на рынке бумаг представлен крайне слабо. В отличие от нефтяного и телекоммуникационного. Сейчас, всем известно, IPO проводит ВТБ. У банка есть будущее и будущее большое. Но быстро формировать крупный пакет – интерес крупных инвесторов. Банковские аналитики говорят, если цена бумаг будет близка к цене размещения, то физическим лицам есть смысл подождать, пока акции появятся на биржевом рынке. Пример «Роснефти» показал, что через некоторое время достаточно легко и любой объем акций можно купить значительно дешевле, чем при размещении в IPO.

Мне думается, можно попробовать инвестировать какие-то части свободных денежных средств в ценные бумаги на долгосрочную 5-7-летнюю перспективу. Среди клиентов тюменского филиала есть клиенты, которые на рынке достаточно давно. Когда они выводят часть прибыли с рынка спустя длительное время, у них получаются очень хорошие суммы. Например, доходность, которую показали бумаги, купленные в период приватизации, – 400-500 %, весьма велика. Люди говорят, что подарили ваучеры или обменяли на телевизоры. Думаю, многие бы сейчас поступили по-другому. Не поздно попробовать и сейчас.

По статистике, на фондовом рынке России работает всего около 700 тысяч человек – это 1 % от экономически активного населения. То есть потенциал рынка огромен. Хорошо, что граждане начали это понимать. Есть примеры, когда приходят люди среднего возраста, интересуются, на лету схватывают. Говорят: пройдет 5-7 лет, я выйду на пенсию и не хочу собирать бутылки, поэтому хочу научиться, чтобы потом занять себя, не только с точки зрения свободного времени, но и получения приработка. Это очень приятно, что люди думают о будущем, понимают, что нужно заботиться о себе самостоятельно.

– Алексей Анатольевич, почему, на ваш взгляд, страховые компании не так активно выходят на фондовый рынок, как, например, финансовые?

– Страховые компании консервативны, им нельзя рисковать. Это их генеральная стратегия. Они только сейчас начинают выходить, потому что пришло время – ВТО не за горами. Будем работать в жестких условиях Всемирной торговой организации, и страховщики просто первыми почувствуют эти условия, я считаю. Поэтому они начинают проявлять инициативу.

Кроме того, в России слабо развита культура страхования. Людей пугают трудности, связанные с возмещениями по страховым случаям. Они побаиваются страховаться, не хотят потом ходить за своими деньгами, так сказать, выпрашивать обратно. Хотя я знаю немало случаев, когда страховая компания не ставила палки в колеса клиентам и полностью отвечала по своим обязательствам

– В чем причина низкой активности на фондовом рынке строительных предприятий?

– Верное замечание – активность низка. Но у компании «БКС» есть закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости. В частности, в Перми, Новосибирске, Челябинске. Сейчас мы с письмами и предложениями вышли на 15-20 тюменских крупных игроков строительной отрасли и начали получать первые ответы. Строители заинтересовались, что же это такое – ПИФ недвижимости. Построить, создать свою управляющую компанию, управлять недвижимостью, делая это на базе ПИФа, – очень интересно. Те, кто вникают в это более глубоко, понимают, что есть моменты связанные с НДС, налогообложением, реинвестициями. Так что акции строителей со временем появятся в широком доступе. Это дело непростое. Но появятся.

– Нежелание строителей выходить на фондовый рынок не связано с тем, что строительный бизнес может быть не совсем чистым, а при проведении официального IPO необходима полная прозрачность?

– Я допускаю вполне, что это один из сдерживающих факторов. Фондовый рынок, действительно, не допускает недомолвок. Нужно быть максимально открытым, не иметь двойной бухгалтерии. Если будут какие-то непонятные для инвесторов вопросы, ничего не выйдет.

– Можно ли сказать в связи с этим, что остановка цен на недвижимость на фондовый рынок никак не влияет?

– В некоторой степени влияет. Недвижимость – это всегда хорошо. Даже если она придет, скажем так, в нетоварный вид, она все равно имеет остаточную стоимость. А если она застрахована, вообще хорошо. Минус недвижимости, на мой взгляд, в перенасыщении рынка и отсутствии ликвидности. Мы прекрасно знаем, чтобы продать недвижимость, нужно сильно демпинговать ценами, три недели заниматься сбором справок и так далее.

– Компании с участием государственного капитала считаются более надежными для инвестиций. Это справедливое мнение или стереотип, ведь государство может в любой момент изменить правила игры?

– Да, такое возможно. Но пока бумаги, связанные с участием государства, являются своего рода страховочной, мягкой подушкой для крупных игроков – пенсионных фондов, страховых компаний, банков. Физическим лицам, безусловно, тоже нужно иметь в своем портфеле часть бумаг тех акционерных обществ, в которых присутствует доля государства. Но, я бы сказал, что всего должно быть поровну, должна быть золотая середина. Формировать свой портфель только из бумаг компаний с преимуществом государственного сектора неправильно, но и отказываться от них нельзя.

Можно обратить внимание на «Транснефть». Она интересна. Компания с государственным участием. Но рынок ее оценивает по достоинству. Перспективы по курсовой стоимости у нее не самые лучшие. Я бы обратил внимание на бумаги, связанные с авиацией и судостроением. Любопытно посмотреть на бумаги UTair. Они хорошо выросли. Кроме того, обратим внимание на макрофакты. Во-первых, UTair – это крупнейший вертолетный парк в мире. Во-вторых: UTair очень много работает по программам ООН, выигрывает тендеры. А ООН – это деньги, имидж и все остальное. За такими компаниями нужно пристально следить. И искать изюминки. На рынке они есть.

– Кого вы считаете сильнейшими игроками на рынке в Тюмени? Насколько остро стоит вопрос конкуренции?

– Я считаю, в Тюмени есть очень достойные компании, как региональные, так и федеральные. Для города с населением 600 тысяч человек наличие тридцати компаний – это жесткая конкуренция. Не так давно я сам себе поставил цель – более детально изучить конкурентную среду.

Несмотря на конкуренцию, хочу сказать, что все компании поступают абсолютно правильно. Они несут просветительскую функцию, проводят различные обучающие семинары, повышают грамотность физических лиц. Для того чтобы процент активного населения был не 1, а 10-20.

– Алексей Анатольевич, что лично вы посоветовали бы начинающему инвестору?

– Есть несколько элементарных правил, запомнить которые рекомендует компания «БКС». Сначала учитесь, потом торгуйте. Не торгуйте в азарте – азарт и фондовый рынок несовместимы. Не меняйте план во время открытых позиций.

– Кто для вас авторитет в бизнесе?

– Есть такие люди. Даже в Тюмени. Имен называть не стану. Мне кажется, что человек вне зависимости от того, финансист он или нет, должен быть лидером. Поэтому с огромным уважением отношусь к спортсменам. Спорт воспитывает характер, закаляет.

– Как вы заработали свой первый рубль?

– 8-й класс 20-й школы. Я жил тогда в районе «Космоса». За железной дорогой был вино-водочный завод. Я подрабатывал там в дни школьных каникул.

– Как потратили первый заработок?

– Естественно, часть денег отдал родителям, часть – потратил на какие-то развлечения, кино.

– Что для вас деньги?

– Деньги – это возможность, в тоже время это ответственность.

– Если бы вы не стали финансистом, то чем занимались бы сейчас?

Я бы попробовал себя в любом другом деле. Но работать с финансами мне понравилась. Хотя я не чураюсь и работы руками. Потому что по образованию я техник-электромеханик. Все, что связно с электричеством, для меня – не вопрос. Везде, где горят лампочки, я в своей тарелке.

– Могли бы вы начать дело с нуля?

– Я не думаю, что мог бы открыть свой бизнес нуля самостоятельно. Как вариант, с хорошей компанией, с достойными партнерами… я бы вполне мог об этом подумать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем