29 ноября воскресенье
СЕЙЧАС -11°С
Фото пользователя

Аркадий Каюгин

активист «Городских проектов» в Тюмени
Фото пользователя

Аркадий Каюгин

активист «Городских проектов» в Тюмени

«Автомобилисты готовы пересесть на общественный транспорт». Урбанист — о том, как избавить Тюмень от пробок

Активист «Городских проектов» Аркадий Каюгин рассказал об итогах социологического опроса

Поделиться

Автомобиль — это удобно, если бы не было пробок и проблем с парковкой. Но в больших городах власти давно поняли, что нужно развивать общественный транспорт, чтобы избежать коллапса на дорогах

Автомобиль — это удобно, если бы не было пробок и проблем с парковкой. Но в больших городах власти давно поняли, что нужно развивать общественный транспорт, чтобы избежать коллапса на дорогах

Поделиться

Тюменский урбанист Каюгин рассказал, как избавить город от пробок

Недавно появившееся в Тюмени отделение фонда «Городские проекты» провело большой социологический опрос. Урбанисты спросили горожан, на чём они предпочитают передвигаться и что думают об общественном транспорте. Всего было опрошено свыше 1000 респондентов разных возрастов, социальных статусов, проживающих в разных районах города. Выяснилось, что многие автомобилисты готовы чаще ездить на автобусах. О результатах исследования в авторской колонке рассказывает активист «Городских проектов» Аркадий Каюгин. Далее — от первого лица.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Прежде всего мы спросили, есть ли в семье участника опроса автомобиль. Оказалось, что машины нет в семье у 42% тюменцев. В прошлом году аналитическое агентство «Автостат» определило ровно такое же соотношение для россиян в целом — примерно у 42% российских домохозяйств вообще нет машины. В нашей выборке мы получили результаты, близкие к общероссийским, и это говорит о том, что выборка репрезентативная и дальнейшим нашим выводам можно доверять.

Поделиться

Оказалось, что безоговорочно лидирует общественный транспорт, личный — на втором месте. Этот способ указали менее 30% опрошенных. При этом доля тех, кто летом предпочитает ходить пешком, практически сопоставима с долей автомобилистов. А если прибавить сюда велосипедистов и самокатчиков, то летом автомобилисты точно в меньшинстве. Отвечая на этот вопрос, респонденты могли выбрать сразу несколько вариантов ответа. В итоге исключительно личный транспорт выбрали 18,6–20,5% опрошенных (различие из-за времени года). Ещё от 5 до 7,8% горожан могут комбинировать личный транспорт с автобусом, велосипедом или пешей прогулкой. Иными словами, только около 20% тюменцев — те самые заядлые автомобилисты, для которых строится вся автомобильная инфраструктура.

Поделиться

Результаты даже нам показались неожиданными. Всего 7% горожан вообще не пользуются общественным транспортом, тогда как ежедневно на автобусах ездят 39% тюменцев. Однако нас, прежде всего, будут интересовать не те, кто и так каждый день ездит на автобусах, а те, кто, имея личный автомобиль, всё равно время от времени передвигается на общественном транспорте. Именно эта категория граждан наиболее прагматична и выбирает способ передвижения в зависимости от тех или иных условий (время в пути, комфорт, сложность найти парковку, стоимость и так далее).

Поделиться

Итак, всего 21% автомобилистов вообще не пользуется общественным транспортом, в то же время 31% из них время от времени ездит на автобусах, тем самым чередуя личный и общественный транспорт. 5% опрошенных указали, что ездят на автомобиле и автобусе каждый день. Возможно, некоторые от дома до гаража доезжают на автобусе, а дальше на машине. В разных возрастных и гендерных группах доля автомобилистов, время от времени пользующихся общественным транспортом, варьируется от 26 до 45%. В том числе от четверти до трети мужчин в возрасте 18–60 лет, имеющих автомобиль, время от времени передвигаются на автобусе. Так что расхожее мнение, что автомобилисты никогда не пересядут на общественный транспорт, не более чем миф.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Поделиться

Переполненность автобусов и отсутствие прямых и быстрых маршрутов отмечает каждый второй опрошенный. Автомобилисты ожидаемо больше обращают внимание на комфорт и меньше на стоимость. К комфорту, точнее его отсутствию, можно отнести и переполненность автобусов. Если с переполненностью автобусов всё понятно, то с отсутствием прямых маршрутов следует пояснить. Существует такой параметр качества транспортной системы, как коэффициент непрямолинейности маршрутов, который показывает, насколько маршрут общественного транспорта отклоняется от маршрута пассажира, если бы тот прокладывал его по кратчайшему расстоянию. В Тюмени этот показатель превышает 2. Это один из самых высоких показателей среди российских городов. Получается, что путь среднего пассажира автобуса не просто дольше, а в два раза длиннее расстояния, которое он бы проехал на автомобиле по кратчайшему маршруту. Неудивительно, что почти 50% тюменцев отметили эту проблему. На третьем месте среди названных проблем общественного транспорта — раннее окончание движения многих маршрутов, что физически не позволяет ездить на автобусах тем, кто поздно заканчивает работу.

Поделиться

То, какие изменения необходимо произвести, в целом следует из списка ранее обозначенных проблем. Новые удобные маршруты, увеличение вместимости автобусов, появление скоростного транспорта (выделенные полосы, прямые маршруты, магистральные экспресс-маршруты автобуса или появление трамвая) позволят пересадить на общественный транспорт значительную часть населения города. Только 3,8% считают, что не станут пользоваться общественным транспортом в любом случае (сейчас вообще не ездят на автобусах 7%). Среди автомобилистов этот процент ожидаемо выше — 9,4%. Однако сейчас не пользуется общественным транспортом 21% тюменских автомобилистов. То есть примерно половина автомобилистов из тех, кто сейчас не пользуется общественным транспортом вообще, готовы рассмотреть для себя такую возможность при определенных условиях.

Результаты данного исследования — руководство к действию. Уже сейчас, не вкладывая деньги в строительство развязок в центре города и расширение дорог, а решая конкретные проблемы общественного транспорта (оптимизация маршрутной сети, ускорение за счёт выделенных полос, отказ от автобусов малой вместимости в пользу большой и особо большой вместимости), — можно существенно понизить загруженность дорог.

Пусть даже не девять из десяти, пусть хотя бы тот самый каждый третий автомобилист, который уже сейчас время от времени пользуется автобусами, станет чуть реже садиться за руль, и это уменьшит в городе пробки. Это более существенно разгрузит дороги, чем строительство очередной развязки. И основная задача транспортной стратегии должна заключаться в том, чтобы эти автовладельцы всё чаще и чаще становились пассажирами — пассажирами эффективного, быстрого и комфортного общественного транспорта.

Напомним, в будущем году в Тюмени повысят стоимость проезда в общественном транспорте, с января билет подорожает на один рубль. Власти надеются, что повышение стоимости проезда позволит сделать автобусы комфортнее. В отдаленном будущем в Тюмени должен появиться внеуличный транспорт, по всей видимости, это будет трамвай. А в 2021-м — пока запустят экспресс на Войновку.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

оцените материал

  • ЛАЙК9
  • СМЕХ8
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...