Наука Образование Бывший ректор тюменского университета дал интервью Познеру. Мы выбрали самые интересные ответы

Бывший ректор тюменского университета дал интервью Познеру. Мы выбрали самые интересные ответы

Поговорили о дистанционной учебе, зарплатах преподавателей и престиже

На протяжении 50 минут гость с ведущим обсудили несколько тем

Бывший ректор ТюмГУ и депутат региональной думы, а ныне глава Министерства образования Валерий Фальков в минувший понедельник дал большое интервью журналисту Владимиру Познеру. Мы выбрали самые интересные реплики из их разговора.

О том, куда стремятся абитуриенты


По словам Фалькова, большинство будущих студентов стремятся попасть в топ-50 отечественных вузов. Он также сказал, что популярностью пользуются региональные университеты, например, в Томске и Новосибирске. Из востребованных направлений министр выделил IT-специальности, педагогическое направление. По его предположению, в этом году спросом будут пользоваться медицинские профессии.

— И классические — юристы с экономистами: они всё еще пользуются популярностью, — добавил Фальков.

О безработице среди выпускников вузов


— Я думаю, что в этом году мы предпримем дополнительные усилия к тому, чтобы было не больше, а меньше [по сравнению с прошлым годом]. Мы запускаем дополнительные программы, которых раньше не было, в том числе сейчас большие программы по трудоустройству студентов старших курсов и выпускников для организации летнего отдыха детей в специальных подразделениях университетов. Это работа, допустим, с талантливыми детьми. Ну, и те данные, что вы сказали [по данным, которые озвучил Познер, на рынок труда в этом году выйдут 410 тысяч студентов, окончивших университеты, а в прошлом году количество безработных выпускников было 13%], надо внимательно посмотреть: нетрудоустроенные — это означает, что они действительно не нашли работы, или они не нашли работы на ту заработную плату, на которую они бы хотели. Основной разрыв, основная проблема — в том числе завышенные ожидания от выпускников по уровню заработной платы, и вот здесь у них разногласия с работодателями.

Об ответственности университетов за трудоустройство выпускников


По мнению Фалькова, университеты несут и должны нести ответственность за тех, кого подготовили.

— Учитывая ситуацию этого года, я бы пошире посмотрел и предлагаю не только на университеты или вузы возложить такую обязанность, но, мне кажется, было бы правильно, если бы работодатели соответствующим образом тоже сделали шаг в сторону выпускников 2020 года, — сказал он.

О работе по не специальности


— С одной стороны, это проблема. Поскольку это говорит о том, что выбор после школы был сделан неверный. И это было следование моде либо советы добрых родителей. Но, с другой стороны, давай посмотрим, я бы не стал возводить эту проблему в абсолют и часто ее, мне кажется, гиперболизируют. Главное, чтобы человек был успешным и делал соответствующий вклад в развитие страны и экономики.

О связи стоимости обучения с его качеством


— Невозможно подготовить хорошего специалиста, особенно по естественным и точным наукам, если вы не будете вкладываться в оборудование. [Но чем дороже, тем лучше? — спросил Познер.] Не совсем. Есть какой-то оптимум. Просто это страховка от той ситуации, в которой мы оказывались несколько лет назад, когда ряд вузов демпинговали и готовили за 30–40 тысяч. По таким специальностям, направлениям, по которым ведущие инженерные вузы тратили несколько сотен [тысяч]. И вот эта ситуация показала, что невозможно подготовить хорошего специалиста, не делая вложений.

Но он уточнил, что если больше будут тратить на учебу, то это не значит, что качество будет автоматически расти.

О переходе на дистанционное обучение


Валерий Фальков рассказал, что на первой встрече рабочей группы обсуждалось множество вариантов, были предложения завершить учебу и объявить каникулы. К удаленному обучению, по словам министра, изначально большинство относились критически, хоть и поддержали такое предложение.

— Это [переход на дистанционное обучение] было очень сложно. Но, когда я даю оценку, что в целом мы справились, это означает, что во всех абсолютно университетах мы не остановили учебный процесс. Да, надо сказать, что по качеству образования — это зона дискомфорта и у преподавателей, и у студентов. Да и чего лукавить, конечно, мы понимаем, что обучение, переход из традиционного формата в онлайн формат, он в большинстве случаев не добавил качества.

О престижности профессии преподавателя в университетах


— Всё зависит от университета. Я думаю, что да. На рынке сейчас становятся конкурентоспособными. Мы же понимаем, что от многих обстоятельств престиж зависит. Не только от оплаты труда, от социальной защиты, но и от тех интересных проектов, которые делают университеты. Проще говоря, являются ли по-настоящему сектор науки и сектор высшего образования существенным драйвером в социально-экономическом развитии страны. Я думаю, что пока мы так уверенно сказать не можем. Потенциал для роста большой.

О разрыве в заработной плате у преподавателей и ректоров


— Это проблема. Она существует в системе высшего образования во многих вузах, но при более глубоком проникновении в глубь вопроса тут она уже делится на ряд подпроблем. Первая — это дифференциация между преподавателями внутри самого университета. Выделяется группа сильных практически в каждом университете исследователей, преподавателей, которые за счет конкурентных денег, за счет грантов зачастую зарабатывают не меньше, а даже больше. При этом преподаватели, которые занимаются только преподавательской работой, не задействованы в науке, дифференциация растет. Она ведет к напряжению частично. Второй момент. Тут надо различать: одно дело — взаимоотношения ректоров и нас как учредителей, у нас есть соответствующие нормы и заработная плата и премирования — эти вещи мы четко отслеживаем, но есть еще понятия доходов и вознаграждения ректора. Многие ректоры успешны, скажем так, за пределами университета. И надо тоже дифференцировать, потому что ясно, что когда общественный дискурс, то это зачастую, скажем так, вызывает много вопросов. Это же не Министерство науки и высшего образования высокие зарплаты зачастую ректорам начисляет.

О молодых ученых


Фальков отметил сложности по абсолютному количеству занятых в сфере исследований и разработок, хотя Россия входит в топ-4 стран по этому показателю. Он сказал, что положительная динамика наблюдается в возрасте от 30 до 39 лет.

— Но, к сожалению, идет отрицательная динамика в возрасте исследователей от 20 до 29 лет. Понимаем [почему не идут]: совокупность проблем — это в том числе и роль университетов в научных организациях в принципе в стране, это вопросы и социальной защиты, это интересные проекты, это и уровень заработной платы. В совокупности, я бы так сказал.

О том, когда российское образование будет котироваться так же, как зарубежное


— Давайте будем откровенны. Это ведь задача не только для системы высшего образования, а для многих других социальных институтов. Я верю в то, что в ближайшие 10–15 лет у нас появится целая когорта, она уже есть, но очень-очень конкурентоспособных университетов, которые будут на равных бороться с лучшими университетами мира за таланты.

О том, куда отправит учиться своего ребенка


— У меня как раз скоро такой вопрос будет. МГУ.

О чем сожалеет больше всего


— Я сожалею, что в свое время променял научную карьеру на административную. Мне кажется, она не менее интересная.

Напомним, что Валерий Фальков в январе стал министром науки и высшего образования РФ. До этого он на протяжении почти семи лет возглавлял Тюменский государственный университет. С 2016 года Фальков занимал кресло депутата областной думы, где также был председателем комитета по социальной политике. После того как он пошел на повышение, его место в региональном парламенте стало вакантным. Почитайте, у кого есть шансы выиграть довыборы.

Мы на протяжении некоторого времени в связи с наступающими выпускными экзаменами и поступлением в вузы и сузы рассказываем о тюменских университетах и колледжах. Например, сделали подборку самых дорогих специальностей в региональных вузах. А в конце мая составили список колледжей, куда могут поступить абитуриенты, ушедшие из школы после девятого класса, помимо этого, объяснили, как правильно подавать документы, аналогично сделали с высшими учебными заведениями.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем