Как часто вам приходили необоснованные счета за воду, когда её не было больше половины месяца? Наверняка многие cталкивались с подобным. Такую же историю можно наблюдать с непонятными цифрами в счетах за электричество, уборку подъездов и остальные пункты из квитанции. Сегодня N1.RU расскажет о том, как можно вернуть деньги за ненадлежащее обслуживание и какими нормами это регулируется.
Холодная вода в трубах вместо горячей, чуть тёплые радиаторы, частые засоры канализации — всё это доставляет массу хлопот жильцам. Но с недавних пор, благодаря постановлению Пленума Верховного суда России, безалаберное отношение и обслуживание жильцов службами ЖКХ будет наказываться рублём.
Недовольные облуживанием управляющей компании жильцы имеют полное право требовать возмещения морального вреда из-за предоставления некачественных услуг. Особо остро вопрос поднимается в преддверии наступающего отопительного сезона.
«Если управляющая компания оказывает услуги ненадлежащего качества по техническому обслуживанию, коммуникациям, а также проводит некачественный ремонт дома, то это может привести к коммунальным авариям — от протечки кровли до прорыва систем водоснабжения, и всё это — неприятные последствия для жильцов. Обычно они связаны с затоплением в квартире, порчей имущества из-за отсутствия ремонта на кровле в доме, низких температур и прочего. Всё это нельзя оставлять без внимания, особенно когда неоднократные обращения жильцов с данными проблемами не принесли положительных результатов», — комментирует Артём Колчин, руководитель юридического отдела по вопросам ЖКХ ГК «Димарт».
Согласно постановлению Пленума, добиться процедуры перерасчёта стоимости коммунальных услуг, а также получить денежную компенсацию возможно через подачу иска.
Что делаем?
1. Во-первых, обращаемся в аварийно-диспетчерскую службу. Обращение должно быть зафиксировано точным временем и присвоением номера. Рекомендуется уточнить личные данные диспетчера, который принимает обращение. Тогда станет проще доказать факт его совершения.
2. В течение 12 часов представители управляющей компании обязаны проверить качество предоставляемых услуг. Если для этого не требуется дополнительных лабораторных измерений и проверок, то сразу составляется акт. Если экспертные исследования всё же нужны, то в акте прописываются сроки их проведения и окончания. При этом акт является законным документом для проведения перерасчёта.
«Документ отражает специфику и суть проблемы, подтверждает или не подтверждает нарушение. Во время устранения недочётов и сбоев тех или иных услуг, которые оказываются жильцам, плата за них не начисляется. Бывает, что управляющая компания может затягивать с оформлением акта по фактам нарушений. В этом случае жильцы имеют полное право составить данный акт самостоятельно. Для этого необходимо участие дополнительных пользователей услуг, например соседей», — рассказал Олег Иванов, председатель Совета НП «ЖКХ Контроль».
Если управляющая компания по-прежнему игнорирует все обращения и претензии со стороны недовольных жильцов, то следует обратиться в Жилищную инспекцию района (города). Специалисты назначат и осуществят независимую экспертную проверку. По словам эксперта, если жалоба подтвердится, то управляющая компания обязана не только возместить убытки жильцам, но и выплатить штрафы. Сумма штрафа может достигать 40–50 тысяч рублей.
3. Если коммунальные службы никак не отреагировали на жалобу, а телефоны аварийщиков недоступны, акт можно составить самостоятельно. В этом случае потребуется минимум два свидетеля (можно использовать соседей), а также подпись председателя дома. Для достоверности рекомендуется сделать фото- или видеозапись нарушения (неубранный мусор, фиксация температуры воды и прочее).
4. При необходимости провести дополнительные замеры — приглашаются сторонние эксперты. В этом случае жилищную компанию уведомляют о предстоящих работах. Оспорить эти результаты возможно будет лишь в суде.
5. Если управляющая компания на добровольных началах отказывается исправлять недочёты в работе, делать перерасчёт и возмещать убытки, то необходимо обращаться в суд. При вынесении решения в пользу жильца суд дополнительно обязует управляющую компанию выплатить штраф — 50 % от суммы, которая была начислена за некачественные услуги.
Кроме перерасчёта и возмещения убытков, через суд можно добиться выплат за нанесённый собственности ущерб. Например, если в результате низких температур в квартире пострадала техника или мебель.
Остаётся надеяться, что наказание рублем подействует на управляющие компании должным образом. Качество услуг ЖКХ в нашей стране пока оставляет желать лучшего. Постепенные нововведения и поправки нормативной базы, по мнению экспертов, со временем изменят ситуацию.
Присматривая для покупки квартиру в Тюмени, рекомендуем пообщаться с жильцами, которые могут рассказать о существующих подводных камнях в отношениях с управляющей компанией. Читайте материалы от N1.RU и пользуйтесь нашими советами.
Фото: Pixabey.com