Недвижимость Счетчики не экономят, а стимулируют к этому

Счетчики не экономят, а стимулируют к этому

Установка приборов учета – важный элемент государственной политики по энергосбережению. Ведь чтобы понять, как экономить ресурсы, надо сначала подсчитать, сколько их реально тратится. Но у такой экономии есть и обратная сторона – из-за нее падает выручка ресурсоснабжающих компаний. Об этом в рамках пресс-конференции, прошедшей 1 июля, рассказал заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин.

В основном ситуация касается потребления воды. «Степень «оприборенности» индивидуальными приборами учета по воде довольно высокая, – сообщил чиновник. – И когда человек ставит счетчик, то он психологически начинает экономить, сокращая объем потребленного ресурса. Так же делает его сосед и все в доме, где установлены счетчики. Таким образом, у водоканала необходимая валовая выручка остается прежней, протяженность сетей та же, количество рабочих то же. Но объем полезного отпуска начинает падать». Об этом ранее заявлял член рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве Алексей Макрушин. По его словам, люди поставили водные счетчики и стали задумываться об энергоэффективности. Так, по данным Росстата, с 2007 по 2012 годы потребление воды упало на 20 процентов. Это напрямую отразилось на доходах ресурсоснабжающих компаний: в 2012 году впервые было зафиксировано падение выручки.

Чтобы сохранить прибыль, тарифные ставки повышают. В итоге получается, что население, хотя и стало потреблять меньше ресурса, все равно платит примерно ту же сумму, что и до установки приборов учета. Таким образом, как отметил Вячеслав Вахрин, приборы учета ничего не экономят, они лишь стимулируют к этому.

Совсем другие проблемы возникают с общедомовыми приборами учета тепла. Уровень оснащенности тюменских домов этими счетчиками также очень высок. «У нас возникали проблемы с вводом в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепла. Кроме того, осуществлялся переход с нормативов потребления на приборы учета, и это вызывало у потребителей определенные вопросы», – прокомментировал заместитель губернатора. Как объяснил чиновник, раньше, когда тюменцы платили по нормативам, оплата происходила в муниципалитетах по-разному. Например, в одних случаях жители платили за отопление в течение 7,4 месяца, в других случаях – в течение всего года. «То есть летом отопления не было, а человек за него платил, так как объем, который приходился на отопительный период, разбрасывался на 12 месяцев, – пояснил Вахрин. – Потом мы осуществили переход в соответствии с новыми правилами: оплата по нормативам потребления везде рассчитывается на девять месяцев. То есть у кого-то норматив уменьшился, у кого-то увеличился, но общий объем ресурса не изменился».

Это первый фактор, которого потребители не понимали. Второй заключался в том, что норматив одинаков все девять месяцев в году, причем независимо от того, полный месяц отапливалось жилье или нет. «Потребители возмущались – почему услуга предоставлялась полмесяца, а насчитали за полный срок, – сказал чиновник. – Но ведь оплата идет по нормативу, поэтому платежи всегда одинаковые». Потом произошел переход на приборы учета. То есть, по словам Вахрина, примерно до декабря все платили по нормативу равными долями, а в декабре установили прибор учета и он показал больший объем потребления тепла, так как это холодный месяц. Соответственно, размер платежа стал больше, чем был по нормативу. «Многие потребители стали сомневаться, остаться на нормативах и платить меньше или же платить по прибору, – пояснил он. – Во втором случае получается, что в первый месяц отопительный сезон длится только 10 дней, к тому же в сентябре теплая погода, а значит объем ресурса будет небольшой, и платеж, соответственно, маленький. Понятно, что по мере понижения температуры, платеж будет расти, но к весне снова сократится».

Вообще нормативы потребления должны стимулировать к переходу на приборы учета, то есть платежи по нормативам должны быть несколько выше, чем по приборам учета. «Действительно, те, кто весь отопительный сезон прожили с приборами учета, примерно на 15-18 процентов заплатили меньше тех, кто жил по нормативам, – заверил чиновник. – Поэтому с максимальной степенью «оприборенности» мы будем выходить в следующий отопительный сезон. То есть у потребителей не будет той путаницы, когда в первый месяц платеж исходил из нормативов, а в дальнейшем – из приборов».

Между тем тюменцы сомневаются в продуктивности принимаемых в этой области решений. «В последнее время у меня все чаще создается ощущение, что мы, как белые мышки, участвуем в бесконечном эксперименте. Сначала нас всех переориентируют на счетчики, чтобы мы могли экономить и воду как важный природный ресурс, и собственные денежные средства. Хорошо, поставили, теперь зря воду не льем, но и не ужимаемся – мыться каждый день не забываем. Но тут чиновники вновь говорят – нет, так дело не пойдет, ведь ресурсники не поставляют меньше воды, а значит тариф повысится. Вопросов у меня в связи с этим остается все меньше: когда закончится эксперимент и сколько мне нужно зарабатывать, чтобы оплачивать все эти причуды?» – недоумевает тюменка Мария Фирсова.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем