Чтобы понять интерьерный дизайн в полной мере, нужно обратиться к предметному дизайну. Ведь среда вокруг нас состоит не из каких-то абстрактных понятий, а именно из предметов. Любая вещь в нашем обиходе создана человеком для человека, по какой-то причине, с определенной целью.
«В этом суть дизайна: создать не просто вещь, а полезный и удобный в использовании человеком предмет», – уверена тюменский дизайнер Наталья Зданович. Она стала победителем по итогам пользовательского онлайн-голосования и в номинации «Дизайн-проект жилой квартиры, невоплощенный проект» в Третьем ежегодном профессиональном конкурсе дизайнеров интерьера «Дизайн в квадрате». Напомним, конкурс прошел на сайте 72.ru с апреля по август 2013 года, собрал 22 работы тюменских дизайнеров и порядка 170 тысяч просмотров.
«Есть 10 заповедей хорошего дизайна от немецкого промышленного дизайнера, главного дизайнера компании Braun с 1965 по 1995 год Дитера Рамса. Эти принципы он считал неотъемлемой частью работы каждого промышленного дизайнера. Не менее важна каждая из этих заповедей в работе дизайнера интерьеров, ведь каждый интерьер – это определенная логически обоснованная совокупность предметов промышленного дизайна», – рассказала Наталья Зданович. Дизайнер предложила собственную трактовку этих постулатов, переложив их на созданные ею дизайн-проекты.
Хороший дизайн – это инновации
В дизайне интерьера, по мнению Натальи Зданович, этот принцип помогает отличить необходимые новшества от бесполезного украшательства. Ведь в основные задачи дизайнера помимо инновационности его разработок входит забота о том, чтобы стоимость его задумки соответствовала ее необходимости.
Хороший дизайн делает продукт полезным
Каждая форма в интерьере должна обладать функцией, иметь логическое обоснование. Проектирование интерьера технически начинается с разработки планировочного решения, и здесь каждый вариант переноса стен или расположения мебели должен отвечать на вопрос: зачем это нужно? Не должно быть бесцельных решений типа «потому что я так хочу или вижу». Красивый интерьер – это целесообразный интерьер.
Хороший дизайн помогает продукту быть понятным
Работая над каждым из своих проектов, дизайнер старается добиться того, чтобы интерьер говорил сам за себя. У каждого проекта есть свои история, подтекст, задача. И если в нем каждая вещь на своем месте – нужны ли лишние слова?
Хороший дизайн эстетичен
Наталья Зданович: «Создавая дизайн-проект, мы благодаря своему практическому опыту сочетаем в гармоничных пропорциях законы эргономики, тенденции моды и стиля с индивидуальными эстетическими требованиями заказчика».Эстетичность предмета весьма субъективна. Но истинная красота проверяется временем.
Хороший дизайн ненавязчив
Ненавязчивость, сдержанность основных, крупных форм в интерьере будет залогом психологического комфорта того, кто в нем будет жить.
Хороший дизайн честен
Этим принципом должен руководствоваться как дизайнер, так и заказчик проекта при выборе строительных материалов, предметов интерьера, декора. Подчас самое дорогое – не значит самое качественное. Но вот у самого дешевого предмета высока вероятность того, что он будет некачественным и неэстетичным, испортив при этом то хорошее, что уже применено в интерьере.
Хороший дизайн надежен
Все знают выражение «Нет ничего более постоянного, чем временное». Так вот, чем больше в нашем обиходе временных вещей, которые мы готовы с легкостью выбросить и заменить на нечто подобное, уверена Зданович, тем большее количество некачественного товара дает нам рынок. Рынок – понятие и абстрактное и конкретное одновременно. Ему выгодно давать нам именно то, что каждому из нас постоянно необходимо будет заменить. А вот быть или не быть в зависимости от таких вещей – решать только каждому из нас.
Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей
Детали решают все. Из деталей состоит целое. «Я разбиваю интерьер на составные части и уделяю пристальное внимание каждой из них. И речь не о декоре. Декор временен, а эргономика будет сопровождать человека от порога до самого удаленного уголка квартиры. Это такие детали, которые должны быть незаметны, когда вам удобно и комфортно. К примеру, вы не задумаетесь о том, удобно ли вам открывать дверь в определенную сторону, если она не мешает ни вам, ни кому или чему-либо другому. Хороший дизайн – незаметен», – сказала Наталья Зданович.
Истоки дизайна стоят у начала XIX века, в эпохе появления массового машинного производства и разделения труда – когда человечество взамен индивидуально изготовленных изделий получило массу штампованных однотипных предметов, от кофейных сервизов до автомобилей. Тогда и возникла потребность в особом специалисте, который умел бы разбираться не только в технологии производства, но и знал, как улучшить привлекательность изделий. Так постепенно дизайн выделился из общей массы специализаций, и стала формироваться новая профессия – дизайнер.
Хороший дизайн беспокоится об окружающей среде
Дизайн должен способствовать созданию стабильной окружающей среды и разумному использованию сырья. Это значит, по мнению дизайнера, что во внимание нужно принимать не только собственно загрязнение, но и визуальное засорение и разрушение окружающей среды.
Хороший дизайн – это как можно меньше дизайна
Действительно, самый удачный дизайн создается там, где нет необходимости в множестве инноваций и трудозатрат. Но такой принцип срабатывает прежде всего в тех случаях, когда заказчик сам к этому стремится. Ведь нельзя заставить человека жить в лаконичном минимализме, если он всю жизнь мечтал о роскошном барокко. Дизайнер работает для личности, создавая для нее зону как физического, так и психологического комфорта.
«Внесу ясность в различении оформительства и бутафорства в интерьере от настоящего дизайна. Оформительство не способно ответить на вопрос – зачем этот предмет в данном месте в данное время? Удобно ли этим здесь пользоваться? Насколько необходима эта вещь? Вот почему дизайнер обязан мыслить масштабно и разнопланово, он обязан наперед представлять как поведет себя его будущее творение в среде обитания», – уверена Наталья Зданович.
Самое важное для дизайнера, по мнению специалиста, – это проявление максимальной симпатии к человеку, к тому, для кого его творение предназначено, кому оно будет служить. И если дизайнер действительно эксперт в своем деле, то там, где ценится его работа и выполняются его рекомендации, конечный результат отличается высоким качеством.
Студия дизайна интерьера Натальи Зданович,
творческий проект «Concept-Systems»,
тел.: +7-904-88-77-987;
e-mail: natalia@zdanovich.com;
Concept-systems.ru