Недвижимость Судьбу площади 400-летия Тюмени решат профи?

Судьбу площади 400-летия Тюмени решат профи?

Какой быть площади перед новым театром? Судьбу одной из самых важных общественных зон, площади 400-летия Тюмени, доверили народу, вернее, интернет-пользователям. На сайте администрации города стартовало интернет-голосование, по результатам которого выберут эскизный проект из двух вариантов. Пока побеждает пышный проект Владимира Суворова с ярко выраженным, трансформирующимся центром, а четко зонированный проект Дарьи Слепцовой и Анастасии Новиковой отстает более чем вдвое.

Вспомнилось: недавно профессиональный архитектурный критик Григорий Ревзин разразился саркастической статьей по поводу воплощения проекта канадского архитектора Доминика Перро, которому российские власти заказали реконструкцию Мариинского театра. Автор исследует, каким образом Мариинка могла обрести настолько грубый и примитивный вид, горестно восклицая: «Я же предупреждал!» А ведь речь шла об исторически и культурно значимом здании, в которое вложено очень много денег и амбиций заказчиков.

У нас в Тюмени тоже обычно решения о том, строить или не строить, что красиво и хорошо для города, принимаются на уровне правительства. Однако не в этот раз. Архитектура и средовой дизайн всегда считались сложной, комплексной наукой, в которой должны, по идее, побеждать только самые остроумные и талантливые решения. Почему вдруг сейчас в этом вопросе должна победить демократия, а не мнение профессионального меньшинства?

По мнению профессионалов, опрос которых 72.ru начал параллельно голосованию, городу следует идти по третьему сценарию.

Представитель известной династии дизайнеров, практикующий дизайнер-график, создатель пространственных концепций выставок для Тюменского музея имени Словцова Максим Пискулин отмечает: «Не думаю, что я могу полноправно критиковать, но все же работы, на первый взгляд, довольно сырые. Решение с Колизеем вообще удивило. Зачем это, чем функционально и стилистически продиктовано? Нельзя делать такие голосования, надо нанимать команду хороших специалистов и потом гордиться результатом, который прославит Тюмень, а не ввергнет общественность в недоумение».

Директор Тюменского института архитектуры, дизайна и визуальных искусств, вице-президент Союза дизайнеров России Геннадий Вершинин добавляет: «Народное голосование в вопросах градостроительства и архитектуры – путь, ведущий к ошибкам. Любая сфера, предполагающая изощренный профессионализм, нуждается в профессиональных же дискуссиях. Архитектура и урбанистика – сверхсложные дисциплины, здесь и профессионалам небыстро найти остроумную развязку проблем. Даже люди, обладающие высочайшим профессиональным управленческим опытом, чаще всего в урбанистике руководят эмоционально и грубо. Что уж говорить о массе граждан?! Доказательство – то, что творится в наших городах по всей стране.

Обращение к «народу» (а голосование по архитектурному проекту – это очень сомнительная специфическая выборка), прежде всего, плевок в местных архитекторов, демонстрация презрения к ним и их компетенции. Жаль, но это не делает чести компетенции авторов идеи голосования, их управленческой грамоте. В решении того, какой проект лучше, необходимо определить, как образ проекта соответствует региональным реалиям, характеру города; насколько точно понято и прочувствовано пространство. Как объект масштабно, визуально соотносится с окружением, в данном случае со зданием театра, воплощающим – как бы мы к этому ни относились – притязания тюменцев создать значимый объект «в классической» стилизации?

Необходимо прочитать функционально-организационную часть проекта, как она соотносится с привычками, с перемещениями граждан; прикинуть, какие технологии жизни предназначены объекту и насколько они реализуемы (в том числе с учетом затрат, удобства эксплуатации, предполагаемых материалов и технологий)... В конечном счете, проиграть, как проект будет жить во всех своих ипостасях и назначениях. Это могут сделать только опытные профессионалы, да еще и в коллективном мозговом штурме, без амбиций и предустановок.

Проект Дарьи Слепцовой и Анастасии Новиковой достаточно нейтрален и прагматичен, во многом соответствует тому, что я перечислил. Но в голосовании, как видно на сайте, побеждает другой проект, в котором участие принял мой коллега по Институту архитектуры, дизайна и визуальных искусств. Тем не менее объективности ради скажу, что проект Д. Слепцовой и А. Новиковой лучший из тех, что участвовали в конкурсе.

Ошибкой было голосование о сносе «Арт-Паласа» и его разборка. Ошибкой было возведение театра, содержащего массу ошибок (асимметричный фасад, выход «бедром» на главную улицу, плохая и неисправимая акустика – она была видна уже в плане большого зала, неудачный обзор, посредственные интерьеры). Катастрофического в «Паласе» ничего не было, байка про конструкции преувеличена, «Арт-палас» можно было приспособить, например, под Театр танца – благо, у нас растущее число хореографических коллективов, помимо знаменитых «Веры» и «Зорей Тюмени», – вот и было б чем занять подростков и заполнить досуг молодежи и не только.

Надоели, особенно в последнее время, провалы, которыми одаривают нас «эффективные менеджеры» со своими случайными ходами, Но не надеюсь, что мы начнем прислушиваться к профессионально подготовленным людям. В России еще полно стрелочников. Да и команда от главного менеджера пока не пришла».

Фото: Фото Дмитрия ИЗОСИМОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем