Недвижимость Бюрократия выкидывает наши деньги в форточку

Бюрократия выкидывает наши деньги в форточку

Самая большая сумма в коммунальной платежке приходится на теплоэнергию. Естественно, чем ближе отопительный сезон, тем актуальнее тема экономии, которые последние несколько лет на пике популярности.

Вопрос лишь в том, насколько предлагаемые меры эффективны? Ведь сегодня мало кто понимает, что экономия – это долгоиграющий процесс. Чтобы получить эффект завтра, необходимо вложиться уже сегодня. К сожалению, несовершенство российского законодательства, менталитет обывателей оказываются сильнее, чем инициатива отдельных предпринимателей, которые реально видят в энергоэффективности перспективу и необходимость.

Уникальный квартал

Около трех лет назад был принят 261-й федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Согласно ему все – от региональных и муниципальных властей до каждого жителя России – должны принимать меры по энергосбережению. В частности, до 1 июля, согласно федеральному закону, в административных зданиях, муниципальных объектах, в том числе и многоквартирных домах, должны появиться общедомовые приборы учета.

В Тюмени к этому вопросу подошли основательно. Согласно данным Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России, Тюмень вошла в тройку лидеров по реализации мер по энергоэффективности. Кстати, занять третье место помог проект «Энергоэффективный квартал», который стартовал в 2010 году. В рамках данной программы в городе выделялись субсидии, возмещающие затраты УК, ТСЖ и собственников жилья на мероприятия по повышению энергоэффективности.

На данный момент проект «Энергоэффективный квартал» практически реализован. Два года назад начальник управления по энергосберегающей политике и мониторингу администрации Тюмени Михаил Намятов отчитываясь по итогам года озвучил следующие цифры: за 2010 год благодаря новым технологиям удалось достигнуть экономии тепловой энергии до четырех процентов, электроэнергии – до шести процентов, газа – до трех процентов. Экономия только по одному дому из данного квартала составила до 20 процентов.

Эффект на деле, а не на бумаге

Павел Журавлев

Кстати, два дома в данном квартале оснащены не просто счетчиками энергоресурсов, а специальной автоматической системой производства компании «Данфосс». «В результате внедрения нашего оборудования экономия на идеальном здании достигает потрясающих результатов. В стандартном здании, которое построено десятки лет назад, при использовании наших систем эффект в 30–40 процентов легко достигается, – рассказывает замдиректора по взаимодействию с органами власти компании «Данфосс» Павел Журавлев (Москва). – Но проблема в том, что данные меры по энергосбережению в любом случае должны быть комплексными. Мало просто утеплить фасад. Неправильное распределение тепла по дому – и вот уже гигакаллрории улетают в форточку».

Представители фирмы наглядно проиллюстрировали работу системы на примере проекта в Уфе. В обычном типовом доме города был поставлен узел учета тепла, автоматизированный тепловой пункт и проведены работы по утеплению фасада. Жилец платил за отопление 732 рубля до проведения энергосберегающих мероприятий, после них сумма оплаты составила 383 рубля. «Это по минимуму проведены работы на доме. В результате перерасчета 3595 рублей, получается, примерно, следующие 10 месяцев платить за тепло вообще не придется», – резюмировал Павел Журавлев.

Но для установки такой системы требуются деньги, которых, например, в тюменском бюджете просто нет. «Мы обследовали девять тюменских учреждений и выявили, что на мероприятия по энергоэффективности необходимы порядка шести миллионов рублей инвестиций. Экономия от внедрения технологий составит 1,8 миллионов рублей в год, следовательно, оборудование окупит себя через четыре года», – рассказала финансовый директор компании «ЭСКО Тюменьэнерго» Светлана Барейша.

Среди исследуемых зданий – Центр занятости населения Тюмени, клиническая больница, перинатальный центр и другие, не менее важные, социальные объекты. Но пока все проекты остаются на бумаге – в бюджете нет не только средств, даже если бы нашли свободные деньги, отдать их по закону не получится. «В российском законодательстве просто нет такого договора, как энергосервисный. Приходится придумывать сложные схемы. При этом департамент финансов потом говорит о неэффективности проводимых нами мер. У них свои цифры и сроки отчетов, где наша схема никак не укладывается, – рассказывает Барейша. – В итоге, энергоэффективность внедряется на уровне Советского Союза посредством табличек «Выключайте свет!», «Берегите воду!» и прочих примитивных способов».

При этом эксперт уверена, что об энергоэффективности уже в ближайшее время заставит задуматься сама жизнь. «С вступлением России в ВТО стоимость энергоресурсов значительно изменится. Тот же «Газпром» уже сегодня говорит, что будет поставлять ресурсы по европейским ценам. И многое будет зависеть от дальновидности менеджера предприятия. На данный момент из всех коммерческих структур, помимо нашей головной компании, энергосервисный контракт с нами заключил только Тюменский фанерный завод», – рассказывает Светлана.

В очень немногих государствах, не говоря уже о городах, власти идут на соглашение с бизнес-структурами по работе в сфере энергосбережения. «В том же Татарстане мы буквально на грани договариваемся об установке нашего оборудования, – рассказывает Журавлев. – Причем мы согласны ставить эти системы за свои деньги сейчас, брать кредиты в иностранных банках под минимальные проценты, но необходима гарантия бюджета, которую очень сложно получить. Очень сложно привлекать деньги под проекты энергосбережения. Сейчас мы работаем на перспективу. Необходимо еще много времени, чтобы совместить наши действия с нормативно-правой базой в России, которая агрессивно настроена против энергосервиса. Требуется системный подход к решению этого вопроса».

Сколько вешать в граммах?

Артем Завьялов

Лояльность и дальновидность, в отличие от чиновников, нисколько не чужда бизнесменам, например, представителям тех же управляющих компаний. В Тюмени таким новатором стала управляющая компания «Комфортный дом», обслуживающая дома в Третьем Заречном микрорайоне.

«Дома Третьего Заречного микрорайона Тюмени по праву можно назвать энергоэффективными. Начиная с 2010 года при возведении новых домов мы используем все доступные энергосберегающие технологии. В результате уже сейчас экономия только на электричестве достигает 40 процентов, а на отоплении – 35 процентов», – пояснил директор УК «Комфортный дом» Артем Завьялов. По мнению бизнесмена, нужно не только думать об извлечении прибыли, но и о том, что будет завтра. Поэтому только надежное оборудование, только проверенные заказчики, и определенный риск, на который управляющая компания может позволить себе пойти.

А риск заключается в собственниках жилья, которые могут отказать в столь радикальных экспериментах на их кошельках. Ведь первое время потребителям экономическая выгода незаметна. Дело в том, что стоимость оборудования, как уже говорилось выше, закладывается в тариф. По средним общим оценкам, окупаемость оборудования составляет порядка полутора лет на конкретном доме. И здесь главное – на начальном этапе объяснить обывателям, что придется немного подождать, дабы потом всем было комфортно и недорого.

«Если раньше жильцы платили, к примеру, десять рублей за тепло, то после энергоэффективных мероприятий они должны платить семь рублей, но платят они десять, потому что три рубля идет в счет установки оборудования, – приводит пример Артем. – Но зато потом, когда тарифы, как мы все понимаем, еще вырастут, жители энергоэффективных домов будут платить меньше, чем те, в чьих домах таких мероприятий не проведено».

Чтобы жильцы понимали действенность этих мер, управляющая компания постоянно проводит общие собрания, разъясняет, водит на экскурсии. И как заверяют эксперты, в среднем экономия для жителя того же Третьего Заречного уже с 2013 года может составить до 12 процентов.

Фото: Фото Инны ВОРОБЕЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем