Недвижимость Быть ли Тюмени «Пермью голландской»?

Быть ли Тюмени «Пермью голландской»?

Третья публичная лекция, прошедшая накануне, 1 марта, в этот раз была посвящена одной из самых болезненных тем любого города России – генеральному плану развития муниципальной территории. Опытом делился архитектор из Перми, где сегодня внедряют нечто абсо

Третья публичная лекция, прошедшая накануне, 1 марта, в этот раз была посвящена одной из самых болезненных тем любого города России – генеральному плану развития муниципальной территории. Опытом делился архитектор из Перми, где сегодня внедряют нечто абсолютно новое и практически революционное.

Забегая вперед, стоит сказать, что для Перми успешный опыт действительно оказался революционным, по крайней мере, если судить по накалу страстей, бушующих вокруг их проекта по территориальному развитию города. Тюменские слушатели на лекцию тоже реагировали неоднозначно.

Главная идея, которую озвучил профессор Международной академии архитектуры, архитектор «Бюро городских проектов» (г.Пермь) Александр Ложкин, который как раз является одним из авторов градостроительной концепции Перми, состоит в том, что территорию города нужно не расширять, а наоборот сокращать.

«Раньше в Перми был генплан очень похожий на нынешний тюменский. Планировалось значительное расширение черты города, создание новых районов в пойме реки. Это может привести к двум вариантам развития событий: город-бублик и город-эрозия. В первом случае новые районы становятся более успешными, чем исторический центр. Там большее сосредоточение людей, экономики. А в центре своеобразная дырка от бублика. Во втором случае показатели рассеиваются. Ни в новых районах, ни центре не удается создать комфортные условия. В городе появляются множественные дырки – эрозии», – пояснил Александр Ложкин.

При этом разработчики пермского генплана (который называют мастер-планом – прим.авт.) делают выбор в пользу невысоких зданий – не выше шести этажей. Застраивать город будут кварталами, тем самым придавая четкую структуру. И если застройщик будет укладываться в эти условные нормативы, то дополнительных согласований ему не понадобится.

«Происходящий в Перми эксперимент по разработке и внедрению в практику принципиально новой для России градостроительной модели, вызывает у отечественных архитекторов и планировщиков или искренний интерес, или резкое отторжение – настолько это не похоже на все, что делалось в отечественном градостроительстве до сих пор, – комментирует председатель правления ТООО Союза архитекторов России Андрей Табанаков. – По сути, это первая попытка применить международно признанные градостроительные методики к крупному постсоветскому индустриальному городу. Более того, это, вероятно, вообще первая в мировой практике попытка круто изменить вектор развития города при помощи градостроительных методик. И это точно уникальный для России случай: работа инициирована и всячески поддерживается региональной и городской властью, которая видит в ней механизм пресечения депопуляции региона. Пермские коллеги показали нам реальную возможность, как сделать это на территории Тюмени, и готовы выступить с проектом перед тюменской общественностью и профессиональным строительным сообществом».

Насколько этот опыт подойдет Тюмени, сказать сегодня однозначно сложно. Несмотря на тот факт, что лектор активно апеллировал к схожести городов – Тюмени и Перми, – все-таки прозвучало разумное мнение, что к каждому городу стоит подходить индивидуально. К тому же с генпланом Перми все обстоит не так гладко. Свое мнение о документе, вернее об одной из его частей высказал местный эксперт.

«То, что задумано, это воплощение в жизнь чуждой концепции, неприемлемой в нашей среде, – говорит доцент кафедры социальной географии ПНИГУ Сергей Меркушев. – И виноваты в этом не голландцы (К разработке одного из районов по мастер-плану были привлечены иностранные компании, в частности голландская КСАР International B.V. – прим. авт.). Они просто привезли свое видение в чужую местность. Вечная проблема их страны – недостаток территории: маленькое прибрежное государство с высокой плотностью населения. Скорость движения поездов по Нидерландам – самая низкая в Европе. Лидеры же среди европейцев в обустройстве и планировании обширных агломераций – французы или испанцы. Они решают более близкие нам задачи, а именно – не как собрать всех в кучу, а как эффективно и быстро передвигаться по большим территориям. Уж чего, а территорий у нас достаточно. Думать, однако, об этом должны те, кто заказывает проекты, а не те, кто их создает. Нет неправильных концепций, есть неверный выбор. И когда мы реализуем ошибочные программы, мы откладываем на несколько десятков лет то, что нужно делать сегодня и сейчас».

К слову, тюменский генплан, разработанный омскими коллегами, тоже далек от совершенства, но здесь есть свои нюансы.

«Омский "Град" взял за основу питерскую урбанистику, и они, в отличие от ранее существовавших проектов, пошли другим путем, взяв за основу землю. Ведь с одной стороны, кажется, что у нас земли, в отличие от голландцев, много, но на самом деле свободной для застройки очень мало. И в Тюмени главная проблема – это хаотичная частная застройка прошлых лет. Сегодня в центре города есть земельные участки, которые имеют частного хозяина. А в целом план я внимательно посмотрел и мне все очень понравилось. И если все разработки и строительство будут вестись по этому генплану, то Тюмень станет очень красивым городом», – заверяет почетный архитектор России, доцент кафедры архитектуры и дизайна ТюмГАСУ Владимир Крылов.

При этом все местные эксперты сходятся в одном – с ходу ни один опыт нельзя отрицать, так как в каждом можно найти что-то полезное.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем