Город Максим Богатов, кинолог тюменского УФСИН: «Собаки не прощают невнимания»

Максим Богатов, кинолог тюменского УФСИН: «Собаки не прощают невнимания»

К празднику труда редакция 72.ru решила познакомить читателей с представителями редких и необычных профессий. «Найди работу по душе и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни» – герои наших материалов последовали мудрому совету китайского мыслителя Конфуция и ни разу не пожалели об этом.

Тюменец Максим Богатов нашел работу своей мечты совершенно случайно. После службы в армии он пришел устраиваться на службу в УФСИН. Молодого парня направили в отдел охраны тюменской исправительной колонии №2. Здесь он впервые познакомился с безотказными хвостатыми коллегами, влюбился в профессию и решил стать кинологом.

– Максим, для вас и ваших близких решение связать жизнь с собаками было неожиданным?

– Восемь лет назад я даже представить себе не мог, что стану кинологом. Все произошло совершенно случайно. Меня просто направили на учебную базу кинологического отделения тюменской исправительной колонии строгого режима №2, а оказавшись здесь, я быстро понял, что все случайности в нашей жизни неслучайны.

– Сейчас вы работаете с лабрадором по кличке Верона. Это ваша первая служебная собака?

– Нет, до Вероны моим напарником был служебно-розыскной ротвейлер. У Вероны специализация совершенно другая. В конце прошлого года мы вместе с ней ездили в Иркутск, где прошли трехмесячный курс повышения квалификации. Верона теперь дипломированный специалист по поиску взрывчатых веществ, боеприпасов и оружия.

– Как быстро вам удалось наладить взаимопонимание с Вероной?

– Общий язык мы нашли быстро. На обучение в Иркутск ехали в одном купе почти трое суток. Вообще, мне повезло с напарницей. Она в меру активная, в меру спокойная, миролюбивая и очень адекватная. С собаками, как с детьми: что в них вложишь, то в итоге и получишь. Как ты ее научишь, так она и будет работать. Собаки не прощают невнимания. Если она испытывает его нехватку, то в самый ответственный момент может просто отказаться работать.

– Почему на обучение по поиску взрывчатых веществ решили направить лабрадора? Насколько я знаю, раньше подобную специализацию получали, в основном, немецкие овчарки.

– Все меняется. По данным последних исследований, лабрадоры лучше всех справляются с этой задачей. Они очень работоспособные и всегда нацелены на результат. По темпераменту лабрадоры спокойные, а это тоже немаловажно, ведь во время поиска взрывчатых веществ нельзя допускать никаких лишних движений и суеты, которая присуща, к примеру, тем же спаниелям.

– Максим, ваша Верона уже успела доказать свой профессионализм на практике?

– Реальных находок на счету Вероны пока нет. Она еще молодая, ей всего два с половиной года, да и регион у нас спокойный. Искать взрывчатые вещества и оружие в Тюменской области, к счастью, приходится редко. Основная масса сигналов, по которым нас привлекают на подмогу, оказываются ложными. Кстати, Верона несет службу не только на территории тюменских исправительных колоний, нас часто привлекают сотрудники полиции и таможенной службы.

– Очень часто приходится сталкиваться с ошибочным мнением людей, которые считают, что служебных собак, специализирующихся на поиске наркотических веществ, превращают в наркоманов. Следуя такой логике, вы должны кормить Верону взрывчаткой. Расскажите, как на самом деле происходит подготовка?

– Начнем с того, что поиск чего-либо для собак – это не работа и не служба, а увлекательная игра. Хотя зависимость у них действительно есть. Одни готовы выполнить любое задание, чтобы заполучить любимое угощение, другие свернут горы за любимую игрушку. Основной фактор – это заинтересованность. У Вероны она игровая. Первоначально ее приучили к любимой игрушке, а сейчас она получает ее только, когда находит взрывчатые вещества. Просто так я её этой игрушкой не балую, но интерес к ней поддерживаю постоянно с помощью тренировочных поисков. Получается, что Верона зависима от обычного резинового мячика.

– Как проходят тренировочные поиски взрывчатых веществ? Чтобы не растерять навыки, полученные в Иркутске, заниматься приходится постоянно?

– Занимаемся мы постоянно, но уходит на это, конечно же, не целый день. Для тренировки достаточно пары часов. Чтобы подготовить Верону к процессу поиска, её нужно сначала как следует выгулять, чтобы собака успокоилась. Потом дать ей какую-нибудь простую команду, например, сидеть, после чего похвалить за выполнение. У животного появляются положительные эмоции и на этой волне уже можно приступать к выполнению более серьезных задач. Недавно мы проверяли Верону на настоящем тротиле. Прятали его на достаточно большом расстоянии, но она справилась. Когда собака хорошо обучена, то её даже не приходится направлять, она сама по команде приступает к поиску. Верона, почуяв знакомый запах, начинает активно втягивать его носом и потом молча сигнализирует о находке – садится или ложится, в зависимости от места, в котором находит тайник.

– Какими качествами должен обладать человек, который решит стать кинологом? К каким трудностям нужно быть готовым? С чем придется столкнуться?

– Главное, чтобы было желание. Ну и, конечно же, нужно любить собак. Я бы даже сказал – необходимо относиться к ним по-человечески. Животное не может никому пожаловаться, поэтому всё, что ты с ним делаешь, остается лишь на твоей совести. Если хочется, чтобы что-то получалось, нужно что-то вложить. Кинологам, в основном, приходится отдавать свои любовь и время.

В исправительных колониях УФСИН, расположенных на юге Тюменской области, на сегодняшний день несут службу около 200 собак. В основном, они выполняют караульные, розыскные задачи и занимаются поиском наркотических веществ. Два лабрадора прошли курс обучения по обнаружению взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов. Одна немецкая овчарка специализируется в тюменском УФСИН на поиске телефонов. В прошлом году она нашла пять мобильных средств связи.

Фото: Фото Ирины Шаровой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем