О последствиях транспортной реформы. Без цензуры
О последствиях транспортной реформы. Без цензуры

По словам Александра Костырева в ролике, «частные перевозчики подавали предложения по оптимизации движения транспорта и по сбалансированности работы между автобусами и маршрутками. Но они были отвергнуты властью, осмеяны, администрация поступила по-своему, и в сентябре в городе случился транспортный коллапс». Говорит Александр Костырев в ролике и о том, что самый экологически чистый вид транспорта – троллейбусы – из города был «изгнан». И по его словам, это было сделано для того, чтобы освободить проезжую часть для маршруток, которые «контролируются коррумпированными чиновниками».

На вопрос, для чего было снято это видео, Александр Костырев ответил: чтобы власти обратили внимание на проблему. «Ситуация с транспортом не изменилась, а только усугубилась, – продолжает юрист. – Я говорю в ролике о том, что фирмы-посредники получают деньги за перевозку льготников, а непосредственно перевозчикам выплаты задерживают, либо ничего не перечисляют, присваивая их себе. Это криминал».

Как заверил исполнительный директор НП «Союз частных перевозчиков», герои ролика – реальные люди с остановок, не подставные, как думают некоторые, предприниматель и водитель маршрутки тоже настоящие, никаких постановочных сцен нет.

Видео гуляет по Интернету уже несколько дней, но никто из представителей власти – полиции, прокуратуры и так далее – Александру Костыреву пока не звонил. По его словам, он этого ждет с нетерпением: «Когда я собирался снимать видеоролик, думал, что это самая доходчивая форма. Так как мы пишем обращения, об этом никто не знает. А ролик сняли – общественность сразу узнала. Власти должны отреагировать. Я считаю, что конкурс должен быть отменен, те, кто присваивает бюджетные деньги, – подвергнуты уголовной ответственности, должны быть заключены честные прямые договоры непосредственно с перевозчиком, а не с фирмами-посредниками. Конкурс был проведен по крупным лотам, на которые заявились фирмы-посредники, которые собственного транспорта не имели, а по договорам привлекли индивидуальных предпринимателей, имеющих собственные лицензии и транспорт. Таким образом муниципалитет делегировал посредникам полномочия по привлечению перевозчиков, а должен заниматься этим самостоятельно по закону. Созданы условия для злоупотребления бюджетными средствами, для преступности».

На вопрос, не надоело ли ему уже на протяжении полугода писать заявления в различные инстанции, требуя отмены конкурса, вести разбирательства и так далее, Александр Костырев ответил, что он, конечно же, устал: «Но что делать? Перевозчики жалуются. Наличной выручки хватает только на заправку и оплату труда водителя и кондуктора. Живут только за счет бюджетных дотаций, а они задерживаются и разворовываются посредниками. Это особенно характерно для маршруток. У автобусов ситуация получше обстоит».

Прокомментировать видеоролик мы попросили крупных тюменских перевозчиков. Так, директор ПАТП-1 и ПАТП-2 Александр Пискулин рассказал, что ролик не видел, но слышал о нем. «Автобусы малой вместимости – это не наш рынок, мы на нем не работаем. Но по отзывам перевозчиков знаю, что доходы упали, поскольку рынок М-2 достаточно велик. Если раньше на них работали «Газели», то сегодня ездит 30-местный транспорт, это практически тот же автобус. Например, маршрут №51 – он класса М-2. Но я сам видел, что на нем работает автобус «пазик» общей вместимостью 60 человек и «Мерседес». Надо этот вопрос регулировать, на мой взгляд, максимальная вместимость должна быть определена», – заявил директор ПАТП-1 и ПАТП-2.

Он также отметил, что число автобусов большой вместимости примерно такое же, как до реформы, и его вполне хватает. Возобновлены даже те маршруты, которые когда-то были закрыты из-за низкого пассажиропотока, например, такие как №60, №2 и другие. Правда, доходы предприятий упали. «Льготники сейчас ездят на всем транспорте бесплатно. Естественно, они выбирают маленькие теплые автобусы. Да, есть маршруты, где малая наполняемость. Но они социальные. Не ездить там нельзя, так как они нужны людям», – рассказал Александр Пискулин.

Руководитель другой крупной тюменской службы перевозчиков – директор ООО «Тюменское многопрофильное универсальное предприятие «Управляющая компания «Север» Александр Ермохин сообщил корреспонденту 72.ru, что ролик он посмотрел и, по его мнению, заявления Костырева неуместны, а съемки видео кто-то проплатил.

«Конкурс прошел, по-моему, нормально. И транспортная ситуация в городе налаживается с каждым днем. Мы все давали обязательства через год заменить транспортные средства. У нас в компании, например, уже практически на 50 процентов транспорт обновлен. Да и полупустыми наши автобусы не ходят. Как ездили по наполняемости, так и ездят. Костырев бы встал утром на Широтной и посмотрел, что там делается. Автобусы идут полные. Днем как ездили люди «по сидушкам», так и ездят. Единственное, горожане стали больше ездить на «газелях». Класс М-2 быстроходнее, маневреннее, чем большие автобусы. А платят везде одинаково», – считает Александр Ермохин.

«По-моему, количество маршруток в Тюмени надо поубавить, – продолжил он. – Думаю, с июля эта ситуация изменится, когда часть машин, которые не будут соответствовать требованиям, уберут».

В городской администрации обвинения директора Союза частных перевозчиков отвергают. «Заявления господина Костырева о том, что его предложения остались не услышанными, не соответствуют действительности. Он входил в рабочую группу по проведению транспортной реформы. И все, что предлагалось Союзом частных перевозчиков, – чтобы коммерческий транспорт ходил по наиболее прибыльным «коммерческим» маршрутам, а муниципальный – по всем остальным», – заявили в пресс-службе муниципалитета. Также в администрации отметили, что на все вопросы и требования Костыреву были предоставлены ответы еще в прошлом году.

«Ничего нового в ролике не сказано, – отмечают в пресс-службе. – Непонятно обращение к теме упразднения троллейбусного движения. В городе было всего несколько троллейбусных маршрутов. Кроме того, остро стояла проблема износа электросетей для троллейбусов, их нужно было приводить в порядок, в итоге себестоимость проезда была выше реального тарифа».

В руководстве города не понимают недовольства представителя Союза частных перевозчиков: «На маршрутах почти нет «газелей», большинство заменены на современные более вместительные и комфортабельные микроавтобусы класса М2. Кроме того, сейчас работает новая система соблюдения графика движения автобусов на сайте «Тюменьгортранса» – каждый может в режиме онлайн посмотреть расписание и сверить его с реальностью. За этим установлен строгий контроль. Если раньше бывало, что водитель мог не выехать на линию или окончить работу раньше времени, то теперь делается все, чтобы все обязательства соблюдались».

По словам чиновников, в ролике кроме проблем хамства водителей, нарушения ими ПДД, нехватки кадров ничего не говорится. «Но причем здесь транспортная реформа? – недоумевают в администрации. – Та же проблема водительских кадров носит глобальный характер, она актуальна не только для Тюмени». Что касается обвинений в невыплате или задержках по выдаче компенсации за обслуживание льготников, то, по словам чиновников, этот вопрос также контролируется, и средства поступают напрямую тем организациям, с которыми заключен договор. Факты недополучения водителями этих компенсаций могут быть, по словам представителей администрации, в тех случаях, когда субподрядчик удерживает часть средств в качестве штрафной санкции за те или иные нарушения, допущенные водителем.

Тюменцы могут сами высказать свое мнение о результатах транспортной реформы и работе общественного транспорта на сегодняшний день.