Город Кризис: понять и преодолеть

Кризис: понять и преодолеть

В августе при обсуждении материала «Освоение Арктики: хочется, но колется» в комментариях возникла небольшая дискуссия о том, что «прогрессивный мир» имеет хорошие доходы с продажи нефти и расставаться с ними не захочет. Мол, поэтому новые технологии в области энергетики – это ерунда, сказки для инвесторов. Нефть в то время стоила $103 за баррель.

Давно собирался отдельно написать на тему нефти и новых технологий, потому что в комментариях подробно объяснить свою позицию нельзя. А тут стало столько интересных событий происходить, что дальше оттягивать тему совсем неприлично.

По привычке предлагаю взглянуть на график. Основа графика взята из обзора BP Statistical Review of World Energy за 2014 год, от себя добавил только границы длинных волн Кондратьева, их номера обозначены римскими цифрами.

График показывает, что имеется связь между ценой на нефть (что особенно важно: очищенной от влияния долларовой инфляции) и экономическими циклами. Например, внутри почти каждой волны Кондратьева заметен резкий относительный всплеск цены на нефть, переходящий в не менее резкое падение. И это неудивительно, ведь Кондратьев выявил длинные циклы именно на основе наблюдения за ценовой конъюнктурой.

Если мы почитаем специальную литературу, то поймем, почему периодические скачки цен на нефть неизбежны. В частности, очень хорошо это объясняет «Теория и история экономических кризисов и циклов» Льва Абрамовича Мендельсона. Как истинный советский ученый, в длинные волны Лев Абрамович не верил. Признавал только среднесрочные циклы Жюгляра продолжительностью 7-11 лет, тем не менее суть циклов понимал хорошо.

Так вот, суть циклов. Инвестор видит, что в некой отрасли растет потребительский спрос. Ага, на этом можно заработать! Инвестор принимает решение о создании инвестиционного актива. Для этого распечатывает кубышку и дает деньги тем, кто создаст для него актив – произведет, продаст, построит. В общем, создает рабочие места. Получив от инвестора деньги и выполнив взамен работу, эти люди с чувством выполненного долга идут в магазин, где тратят заработанное. Поскольку раньше деньги лежали в кубышке у инвестора, а тут перекочевали в магазин, потребительский спрос снова вырос. Мало того, когда инвестиционный актив создан, он продолжает нуждаться в рабочих местах. Поэтому инвестор опять распечатывает кубышку, уже для создания оборотных активов. Деньги из кубышки снова попадают на потребительский рынок, снова растет спрос. Инвестор замечает очередную серию роста спроса, вновь произносит «ага!» и принимает решение о создании дополнительного инвестиционного актива. Таким образом, спрос растет по спирали, это называется экономический рост. Схема очень упрощенная, некоторые детали я сознательно опустил.

Аппетит инвесторов тоже растет по спирали, вслед за спросом. В ажиотаже создается масса инвестиционных активов, и в какой-то момент ресурсов начинает на всех не хватать. В том числе сырьевых ресурсов типа нефти. Начинается рост цен на ресурсы. Инвесторы недовольны, владельцы ресурсов размышляют о поднятии с колен, спекулянты счастливы. В один прекрасный момент инвестиционных активов становится больше, чем необходимо рынку. Ничего страшного, на помощь приходят банки, которые дают потребителям кредиты, что те могли купить еще чего-нибудь. Спрос опять растет, но у кредитного бремени есть пределы роста, и в конце концов рост спроса выдыхается. Банки снова приходят на помощь, только кредиты дают уже производителям и продавцам, чтобы те могли поработать хотя бы какое-то время на склад. Рынок попадает в зависимость от притока денег извне системы. В конце концов внешний источник денег заканчивается, и спираль спроса раскручивается в обратную сторону. Это называется экономический кризис. Дефицит ресурсов внезапно исчезает – естественно, нефть и вообще сырье дешевеют. Мендельсон пишет про самый первый периодический кризис производства: цена на цинк упала на 38%, на кофе на 39%, на американский хлопок на 59%... 1826 год, и никакой заговор Саудовской Аравии тут не при чем.

А если вы все-таки верите в заговор, предлагаю взглянуть еще на один график. Здесь показано поведение номинальных мировых цен в долларах США на ряд биржевых товаров в последние годы.

Вот вроде разные товары, а есть общее. У всех период самых высоких цен приходится на 2011–2012 годы. У всех идет падение с середины 2014 года. Правда, вместо «падение мировых цен на сырье» можно сказать «укрепление доллара». Но это всего лишь две стороны одной медали. С одной стороны медали, падение цен на сырье уменьшает издержки инвесторов, поэтому в мировой экономике неизбежно наступает оживление. А раз мировую экономику обслуживает доллар США, то его статус, естественно, повышается. В общем и целом я вижу уверенный процесс сдувания цен на сырьевые товары, который развивается несколько лет.

Правда, только конъюнктурного снижения цен на ресурсы недостаточно для полноценного выхода из кризиса. Необходимо нечто, что позволит радикально увеличить спрос. Допустим, должен быть придуман новый метод производства, который снизит себестоимость выпуска товаров, что позволит снизить цену на него для потребителя. 40 лет назад западногерманский ученый Герхард Менш предложил называть такой способ стимулирования спроса улучшающими инновациями. Данного способа обычно достаточно для преодоления кризиса в среднесрочном цикле Жюгляра.

А бывает так, что дальнейшие улучшения производства уже не дают эффекта. Тогда надо придумать принципиально новый товар или даже отрасль, которая будет двигать вперед всю экономику. Такой способ Менш назвал базисными инновациями, он подходит для преодоления затяжных кризисов, связанных с длинными волнами Кондратьева. Важно понять, что других способов борьбы с кризисами, помимо инноваций, не существует. В том числе об этом графики из статьи «Кризис – личное дело каждого» – о том, что более инновационные отрасли чувствуют себя получше, чем другие.

Теперь, когда раскрыто значение новых технологий для поддержания экономического роста, можно поговорить об их значении для нефти. Другая сторона медали – доллар укрепляется, поэтому нефть дешевеет – означает, что в экономике появились инновации, которые ее укрепили. Именно инновации наносят второй удар по ценам. Сейчас уже всем прожужжали уши про сланцевую нефть. Мол, там себестоимость добычи $70, да куда ж тогда податься бедным американцам? Лично мне кажется, что разговоры о сланцевой нефти являются ширмой для прикрытия гораздо более серьезного технологического прорыва, осуществленного в США. Но об этом тоже надо говорить отдельно.

Предыдущие записи автора:

Дмитрий Кошелев. 37 лет. По образованию юрист, по работе финансист, а в душе историк. Только очень везучий, ведь в отличие от подавляющего большинства историков самому довелось стать свидетелем и где-то даже участником исторических событий. Поэтому любимый исторический период – современность.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем