Город Встретил яму на дороге – звони в Китай

Встретил яму на дороге – звони в Китай

Гильдия киноведов и кинокритиков России считает главным кинематографическим событием 2014 года экранизацию повести братьев Стругацких «Трудно быть богом». В прошлый раз некоторые читатели жаловались на то, что им тяжело осилить две страницы текста. В повести Стругацких текста много больше, поэтому думаю, что необходимо дать краткий пересказ.

Итак, на планете, живущей в условиях земного Средневековья, присутствует резидент высокоразвитой цивилизации. Его задача наблюдать, как в муках рождается разумное, доброе, вечное. Но с этим постоянные проблемы, поэтому резидент однажды не выдерживает и идет творить добро направо и налево. Начальство вынуждено отозвать резидента, ибо нехорошо так обращаться с братьями нашими меньшими – можно что-нибудь испортить.

Разумеется, на сюжет повести мы смотрим глазами резидента, ведь для русских это так привычно – выступать в качестве цивилизаторов. В 1903 году русское правительство запустило в эксплуатацию Китайско-Восточную железную дорогу. Достоинством дороги было то, что она вела по кратчайшему пути из Читы во Владивосток. Главным образом по территории Китая, но разве эти голодранцы помеха белому человеку? Перебьются, потом еще спасибо скажут. В конце концов, в 1952 году КВЖД просто подарили Китаю. Вероятно, свои дороги было некуда девать.

На Китайско-Восточной железной дороге имелось еще ответвление на юг – от Харбина до порта Далянь. Полтора года назад китайцы построили вдоль указанной ветки высокоскоростную магистраль. Зимнее расписание предусматривает движение поездов по ней со средней скоростью 200 км/ч, а летнее – 300 км/ч. Что такое средняя скорость 300 км/ч? Это значит, что из Тюмени можно за час добраться до Екатеринбурга или до Ишима – потребность в поездках на личных авто отпадает. А учитывая, что в некоторых случаях даже по Тюмени поездка из пункта А в пункт Б занимает целый час, то… А всего протяженность высокоскоростных дорог в Китае 14400 километров.

К сожалению, Россия не может позволить себе железнодорожные магистрали с такой средней скоростью. «Сапсан» выжимает в лучшем случае 190 км/ч, специализированные линии пока лишь в планах. Проект высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург отложен на неопределенный срок, для трассы Москва-Казань ищут инвесторов. Ищут любопытным способом: глава правительства, министр финансов, министр экономического развития и глава Сбербанка публично покритиковали проект. Видимо, с целью еще больше инвесторов привлечь.

Конечно, обидно, что за прошедшие 100 лет мы поменялись с Китаем местами: теперь сами ходим в дикарях, а они – цивилизованные люди. Что сказать на это? Россия – страна с непредсказуемым прошлым, настоящим и будущим, пора уже привыкнуть. Возможно, и привыкли бы, однако решение России поиграть в отсталость не дает уснуть соседям. И похоже, что сюжет «Трудно быть богом» придется увидеть не только в кинематографе, но и в жизни.

Если конкретно, то Китай, как тот резидент у Стругацких, не выдержал и 8 мая объявил о планах строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали из Китая через Сибирь, далее по дну Берингова пролива через Аляску и Канаду до основной территории США. Протяженность магистрали – 13 тысяч километров, это больше, чем у Транссиба. Средняя скорость движения – 350 км/ч, весь маршрут можно будет преодолеть за два дня, как сейчас – путь от Тюмени до Москвы. Кстати, инвесторов искать Китай не собирается, его правительство само профинансирует проект.

И вот эта китайская инициатива мне не нравится. До сих пор китайцы предлагали подсобить в строительстве дорог таким заведомо отсталым регионам, как Африка со Средней Азией. Теперь эту «достойную» компанию пополнила Россия. А ведь надо понимать, что «джеки чаны» из Китая хоть и задиристые парни, но главным образом на словах. Любые серьезные инициативы они привыкли согласовывать, тем более строительство в Северной Америке. Они наверняка сперва спросили: «А можно мы к вам через русских дорогу построим?» Им наверняка ответили: «А давайте, а то русские еще с 1996 года играют в обещания, уже поднадоели».

Эксперты в один голос сомневаются в технической осуществимости строительства. Они считают, что построить тоннель под Беринговым проливом будет слишком трудно, это целый инженерный подвиг. На мой взгляд, они преувеличивают. Во-первых, уже анонсированный подводный тоннель между Южной Кореей и Японией нисколько не легче в реализации. Во-вторых, один инженерный подвиг Китаю уже удалось совершить – речь о «городах-призраках». Так называются построенные в начале нулевых города или районы, где пустует более половины жилья. В частности, в городе Ордос, рассчитанном на миллион жителей, проживают только два процента от запланированного количества. А в городе Тиандученге, миниатюрной копии Парижа, живет 20 процентов населения от плана.

Вы верите, что в Китае можно построить столько городов, чтобы для их заселения не хватило полутора миллиардов китайцев? Тем не менее это факт. А слышали, что в апреле гигантский 3D-принтер за один день «напечатал» сразу 10 одноэтажных домов в Сучжоу? У меня есть знакомый строитель, для которого является нормой строительство четырех коттеджей за год, а тут сразу 10 за день. Пусть и в черновой отделке, без коммуникаций и одноэтажных. Пусть даже получится 10 за месяц «под ключ» – все равно впечатляет.

Естественно, что построив у себя на Родине все, что можно и нельзя, желтая цивилизация ищет, где бы еще что-нибудь построить. Опасно это для России или нет? Вроде, хорошо ведь: приедут и построят для нас качественные дороги. И когда увидишь яму, может быть, эффективнее звонить не в службу технадзора (29-75-53), а сразу в Китай? Поправят все, а мы сможем и дальше заниматься важными делами: войной с герцогством Ируканским да выборами между доном Рэбой и бароном Пампой. Живут же как-то папуасы!

К сожалению, среди знакомых многие рассуждают именно так (в связи с американскими санкциями): мы самобытная цивилизация, чего к нам все пристали, как хотим, так и живем! А живем мы сейчас по стандартам 19 века. Имею в виду, что отношения в обществе выстроены по стандартам Британии образца 19 века. А на дворе – век 21.

Имеем ли мы право в 21 веке жить так, как в веке 19-м? Имеем, если представляем собой маленькую, никому не нужную страну вроде Папуа-Новой Гвинеи. Вот под этот формат нас и укорачивают современные цивилизаторы – раньше американцы, теперь уже и китайцы. Если мы недовольны, то надо меняться, и это должен быть не выбор между доном Рэбой и бароном Пампой.

Предыдущие записи автора:

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем