Город Архитектура Тюмени: цирк, где выступают слоны

Архитектура Тюмени: цирк, где выступают слоны

Я не знаю, кто первый сказал о том, что архитектура – это застывшая музыка. Говорят, что гениальный архитектор Ле Корбюзье. Или другой гений – Гете. Их объединяла любовь к Карлсбаду, маленькому городку в Чехии. Суть в том, что каждый житель (впрочем, так во многих городах) строил дом таким, как нравилось ему. При этом, конечно, в согласии с архитектором.

Восхищались они, поэты, композиторы, европейским градостроительством от того, что не знали, что такое «сибирское барокко». Теперь и не узнают. Зато такая возможность есть у нас с вами. Четверть века назад был выпущен прекрасный альбом «Деревянная резьба Тюмени». Вот по этому изданию мы и можем изучать наш с вами особенный, уникальный сибирский архитектурный стиль.

В шестидесятые годы прошлого столетия в стране было взято направление на панельное домостроение. На тот момент это решение, наверное, было правильным. И эти дома строились как временное жилище с маленьким сроком эксплуатации. Однако, романтики шестидесятых забыли о том, что нет более постоянного, чем временное. В апреле восемьдесят пятого года в стране приключилась перестройка, и пропала надежда получить нормальную квартиру. Затем – добровольно-принудительная приватизация.

В итоге, во временном жилье рождается уже третье поколение. Растут детки. Детки поступают в архитектурные академии, заканчивают их, начинают проектировать и строить такое же жилье, как то, в котором сформировалось их мышление. Забежит ненароком такой новоиспеченный архитектор (чиновник, депутат) в старый город и подумает: «Помилуй меня, мой кирпичный бог! Что это за резьба и узоры? Отчего здесь дома разные? Не иначе – дикари какие-то жили!»

Тюмень

Растет город. Вот уже каменной поступью многоэтажные монстры подступают к бывшему поселку мечты – Комарово. Была некоторая психологическая черта – кольцевая автодорога. Можно было еще как-то удержаться, постараться жизнь за автодорогой строить уже по-новому. Строить так, будто мы живем в Сибири. Просторно, поселками, со своим наделом земли. С домами, которые останутся потомкам как семейная гордость. Но прямолинейное, панельное воспитание не допускает инакомыслия.

Любой крупный чиновник вам скажет, что все ждут, пока разорвется бомба, заложенная панельными домами прошлого века. Ресурс эксплуатации истек уже давным-давно. Государство за свой счет расселять людей не будет. Мол, вас не заставляли приватизировать, разбирайтесь сами. И это – маленькие пятиэтажные дома. Власти не могут даже с ними справиться, но уже закладывают бомбу в будущее. Двадцатиэтажные архитектурные чудовища, монолитные, кирпичные, начнут рассыпаться уже при жизни наших с вами детей. Качество строительства, к сожалению, не улучшается. Это – экономическая проблема.

Строительство маленьких поселков, в которых у людей будет возможность самоуправления, несет вторую, политическую проблему. Однажды люди, живущие сами по себе, со своими собраниями, выборами местной главы, со своей безопасностью на своих улицах, спросят: «А чем занимаются наши власти? За что мы платим налоги?» Поэтому пусть растет преступность, пусть дети живут без парков и хоккейных площадок, но в гетто. Гетто проще контролировать.

Чехия

И третья проблема, конечно, эстетическая. Если архитектура – застывшая музыка, то современное домостроительство – неритмичные удары кувалдой по пустой металлической бочке. В этих звуках живем мы, вырастут дети, родятся внуки. И это – с нами на века. То, что мы не можем сломать, – испортим. Одно из красивейших зданий, архитектурную академию, построенную в классическом стиле, разукрасили разноцветными огоньками. Как в цирке. Один из литературных персонажей, Шариков, говорил: «Я цирк люблю. Там все понятно. Там слона показывают».

Музыка здесь больше не звучит.

P.S.: Заканчиваются летние отпуска. Депутаты истомились без встречи со своими избирателями. Вот встретимся мы и начнем, радостные, делиться новостями. Расскажем им, как у нас был дождик, и все новые дома потрескались фундаментами, а набережную держали всем городом, чтоб не уплыла по реке. А те постройки XIX века, которые вы не успели снести, стоят, как назло! А как вы провели лето, дорогой избранник?

Избранник скромно потупится и скажет: «На Венецианском побережье». Здесь мы засмеемся, конечно, над ним. Ведь в такое жаркое лето на наших прекрасных обустроенных пляжах гораздо уютнее. В наших магазинах выбор одежды гораздо больше. А если он поехал устраивать ребенка на учебу – то у нас образование дешевле и качественней. Ответит нам избранник: «Изучал я, дорогие мои, архитектурное наследие».

Ну и как, спросим мы, стоит средневековый город на неустойчивом грунте? Стоит, скажет он, не можем пока разобраться, в чем здесь дело. Но обещаю, ради вас приложу все свои усилия и изучу этот вопрос до полной ясности. Потерпите пока, поживите...

Предыдущие записи автора:

Андрей Зимин – родился 19 декабря 1965 года в единственном на планете городе, находящимся на Полярном круге – Салехарде. Служил в армии, участвовал в арктической зимовке. В течение многих лет участник и руководитель различных экспедиций – археологических, этнографических и прочих. Имеет два высших оконченных образования. В 90-е годы опубликовал несколько научных работ. Литературной деятельностью начал заниматься в 2011 году. Работает одновременно над несколькими вещами: пьесами, сценариями, рассказами. В блогосфере совсем недавно. Холост. Есть cын.
Фото: Фото автора и Юрия БЫБИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем