Партнерский проект
Ликбез на АЗС:
как проверить качество топлива за считанные минуты
Заправил автомобиль и заглох на первом же перекрестке. Знакомая ситуация?

Проблема некачественного топлива остается актуальной для многих АЗС. Несмотря на госрегулирование и систему штрафов, у автомобилистов по-прежнему остается много вопросов к работе автозаправочных станций. Как убедиться в качестве топлива? Что нужно знать об октановом числе и можно ли распознать контрафакт?

Вместе с экспертами рынка мы составили пошаговую инструкцию по определению качества топлива.
Шаг 1
Попросите у персонала паспорт качества топлива. Этот документ расскажет о топливе всё. Он составляется на основании заключения аккредитованной лаборатории и сопровождает каждую партию топлива, поступившую на АЗС. В паспорте указаны: поставщик, производитель, экологический класс топлива, содержание серы и примесей, фракционный состав, октановое число бензина, цетановое число и температура фильтруемости дизеля и другие ключевые параметры. Без паспорта качества топливо на АЗС поступить не может по законодательству. Кстати, обязательно обращайте внимание на дату паспорта — она должна быть свежей, так как действие паспорта распространяется только на конкретную поставку. А бензовозы в зависимости от проходимости заправки привозят топливо, как правило, один раз в день-два.

Паспорт качества каждой новой партии топлива обычно хранится на стенде информации, а его заверенную копию оператор может сделать для клиента в любой момент. Однако у каждой компании могут быть свои внутренние правила. Например, на АЗС «Газпромнефть» все документы представлены на стендах или, если станция небольшая, предъявляются по первому требованию клиента.
Шаг 2
На некоторых АЗС можно запросить не только паспорт качества, но и арбитражную пробу топлива, и даже замерить точность налива мерником. Почему бы не воспользоваться такой возможностью?

Для этого нужно лишь обратиться к сотрудникам АЗС. При сомнениях в качестве топлива вы вправе попросить персонал АЗС отобрать пробы. Один образец опечатывается и хранится на АЗС, вторая проба отправляется на исследования в лабораторию. Вполне реально приобрести пробу для себя и передать в любую другую лабораторию.

Если при заправке возникли сомнения в точности налива, то вам поможет оператор станции. Он объяснит, что точность работы топливораздаточной колонки проверяется с помощью специального метрологического оборудования — мерника, который заранее откалиброван, сертифицирован и опломбирован уполномоченным поверителем. Нормативные значения допустимых отклонений прибора плюс-минус 50 миллилитров на 10 литров.
Шаг 3
Любой автомобилист может сам узнать экологический класс топлива, которое ему предлагает АЗС. Информацию об этом можно найти в кассовых чеках и на маркировках колонок.

Например, по этому чеку приобретен бензин АИ-95, класс К5.

Стоит помнить, что на АЗС «Газпромнефть» реализуется топливо исключительно класса К5, оно же Евро-5.

Полную информацию о бензине можно увидеть в паспорте качества. Его не трудно получить у сотрудника АЗС или отыскать на стенде информации в помещении АЗС.
Для справки. Октановое число показывает способность бензина противостоять детонации двигателя при сгорании. Чем оно выше, тем больше мощности у двигателя при меньшем расходе топлива благодаря высокой степени сжатия. Водитель должен сам определить оптимальную для него марку бензина. Главное – чтобы октановое число было не ниже, чем указано в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Паспорт на приобретенный бензин АИ-95, класс К5
На что прежде всего стоит обратить внимание?

Первое: каким стандартам соответствует продукт: ГОСТу — государственному стандарту или ТУ — техническим условиям, которые разрабатывает сам производитель или специальные органы.

Второе: указание декларации о соответствии и маркировка EAC. Это знак, что продукция, отмеченная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки. Для потребителей это гарантия, что продукт является безопасным и прошел соответствующую сертификацию.

Третье: следует сравнить нормы, установленные стандартами с фактическими значениями. В одних случаях не должно быть превышения, как, например, в пункте № 4 концентрация серы не должна превышать 10 мг/кг, а в реализуемой партии бензина она даже ниже 8,7 мг/кг. Либо показатель должен быть в пределах установленной нормы, как в пункте № 16.
Правда и мифы о качестве топлива
Говорят, что АЗС выгодно продавать бензин с более низким октановым числом под видом более высокого. К примеру, вместо 95-го якобы наливают «разогнанный» 92-й…
Правда!
Недобросовестные участники рынка могут использовать такие схемы и продавать 92-й бензин под видом 95-го, добавив в него октаноповышающие присадки. Однако увеличение октанового числа топлива с помощью присадок не в заводских условиях незаконно. В сети «Газпромнефть» такое исключено, всё топливо – только заводского производства - от АИ-92 до АИ-100. При этом действует многоуровневая система контроля качества — от нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз до заправочных пистолетов. Качество нефтепродуктов полностью соответствует государственным стандартам (ГОСТ) и техническому регламенту Таможенного союза. Многочисленные проверки Росстандарта и независимых общественников подтверждают реализацию на АЗС только качественных нефтепродуктов заводского производства с соответствующими нормативными показателями.
Отъехав от заправки, по поведению автомобиля можно определить качество бензина. Многие водители считают, что чувствуют это по звуку мотора или реакции педали газа...
Неправда!
Если автомобиль технически исправен, то сразу определить, качественный бензин или нет, практически невозможно. Это чисто субъективное ощущение от работы двигателя или мощности. Кроме того, в топливной системе еще остается топливо от предыдущих заправок. А еще, заливая качественное топливо в бак, вы можете поднять с его дна взвесь, которая накопилась ранее. Если двигатель работает прерывисто, это может быть вызвано попаданием конденсата или влаги в топливную систему. В зимний период, если температура воздуха в течение суток колеблется в диапазоне более 10 градусов, крайне желательно заправляться до полного бака, чтобы не образовывался конденсат, который при минусовой температуре может заледенеть. В результате топливо будет подаваться в камеру сгорания неравномерно. Подергивание чаще возникает, если автомобиль используется нерегулярно, и устраняется промывкой топливной системы.
Только после заправки некачественным топливом загорается лампочка check (проверка) для обращения в автосервис.
Неправда!
Лампочка может загораться как от плохого топлива, так и от неисправности автомобиля или его отдельных деталей и узлов, обнаруженной системой именно после заправки.

Не стоит сразу обвинять топливо, возможно, пора пройти ТО. В отдельных случаях лампочка может загораться при заправке топлив высокого качества после длительного использования некондиционного горючего, так как при этом происходит перенастройка электроники топливной системы.
Можно полностью доверять роликам из интернета, где демонстрируется измерение октанового числа или определение качества топлива бытовыми тестерами.
Неправда!
Определение октанового числа бензина — лабораторный процесс, каждый шаг которого строго регламентирован государственными стандартами. Об объективности и точности измерений можно говорить лишь в том случае, если исследование топлива осуществляется компетентными специалистами на профессиональном сертифицированном оборудовании.

Согласно ГОСТу существует два метода определения октанового числа — моторный и исследовательский. Оба этих метода применяются в аккредитованных лабораториях компании «Газпром нефть». Измерение производится специалистами на габаритных установках, которые есть в лаборатории. Стоимость такого оборудования превышает 20 миллионов рублей. Эти установки регулярно проходят аттестацию и поверку комплектующих. Качество топлива является результатом кропотливого ежедневного труда. А «ручные» тесты с помощью бытового несертифицированного оборудования не включены в государственный реестр средств измерений, — это гадание, к исследованию качества топлива оно отношения не имеет.

Специалисты сети АЗС «Газпромнефть» готовы тестировать качество топлива не только в лабораторных условиях, но и прямо не месте — внезапные инспекции с участием мобильных лабораторий стали привычной практикой для сети АЗС «Газпромнефть». Современные и сертифицированные экспресс-анализаторы мобильных лабораторий позволяют испытать нефтепродукт по всем основным параметрам: октановое число бензина, цетановое число дизельного топлива, химический состав и плотность, концентрация серы и воды, фракционный состав, давление насыщенных паров, температура вспышки, температура фильтруемости дизельного топлива.

Если мобильная бригада обнаружит отклонения от стандартов качества, реализация незамедлительно остановится.

Проблемы с разными деталями автомобиля — портятся свечи, топливный насос — возникли именно после заправки на той или иной АЗС.
Неправда!
Причины поломок автомобилей разнообразны: неисправность электроники, заводской брак или изношенность отдельных деталей и узлов. Не всегда эти причины проявляются моментально и связаны с заправкой топливом.


Некоторые автосервисы умышленно рекомендуют заправляться только на заправках определенной сети и не заправляться на других АЗС, утверждая, что поломки вызваны некачественным топливом.
Правда!
Иногда в рамках различных акций сети АЗС и автосервисы объединяют свои усилия, поэтому автосервис может не рекомендовать или рекомендовать АЗС, исходя не из качества топлива, а из сотрудничества с определенной сетью.

Персонал АЗС может отрегулировать колонку так, чтобы она не доливала топливо.
Частично правда.
Утверждение вполне справедливо для некоторых частных и малоизвестных заправок. На АЗС крупных брендов доступ к регулировкам ТРК у персонала станций, как правило, отсутствует. Это высокотехнологичное оборудование со сложным программным обеспечением, рассчитанным на исключительно профессиональное управление. Все колонки на добросовестной АЗС в обязательном порядке пломбируются государственными поверителями и ежемесячно проверяются сервисной организацией на точность выдачи топлива. Если обнаружатся отклонения, то регулировка ТРК проводится в присутствии уполномоченного государством поверителя. Кроме того, на каждой станции ежемесячно отбирают пробы каждого вида нефтепродуктов и анализируют качество в специализированных лабораториях. Если и возникают какие-то количественные или качественные расхождения со стандартами, то по каждому выявленному инциденту проводится внутренняя проверка, проблемы устраняются. Погрешности, как правило, обусловлены особенностями эксплуатации оборудования или какими-то форс-мажорными ситуациями.
Насос на колонке АЗС может отсчитывать топливо «вхолостую», чтобы вместе с бензином в бак попадали пузырьки воздуха.
Неправда!
Насосный блок в современных топливораздаточных колонках оборудован системой газовозврата. То есть изначально исправное оборудование исключает так называемую «заправку воздухом». Попадание воздуха может быть связано только с механическим повреждением насосного блока, что является форс-мажором для АЗС. Это происходит, когда с силой вытягиваешь шланг на длину, не предусмотренную техническими характеристиками. Попросту говоря, если до вас на АЗС кто-то с силой потянул или дёрнул шланг, пытаясь залить бензин в канистру, находящуюся в багажнике, оборудование могло повредиться. Внутри ТРК специально установлена разрывная муфта, которая при повреждении зацикливает поток бензина. Эта система создана на случай, если водитель забудет вынуть пистолет из бака и начнет движение на автомобиле. Тогда во избежание повреждения оборудования произойдет «отстрел» шланга, а подача бензина прекратится. При обнаружении любых неисправностей колонки стоит сообщить об этом персоналу АЗС.
Некоторые автомобилисты говорят, что залили, к примеру, 55 литров топлива, хотя заявленный в инструкции объем бака — 50 литров. Такого точно не может быть.
Неправда!
Бак автомобиля не является поверенным средством измерения. Объем, указанный в руководстве по эксплуатации автомобиля носит информационный характер. Фактический объем, как правило, на 15–20% больше. Также значительный объем топлива может вместить патрубок между заливной горловиной и бензобаком.
Надеемся, этот мини-справочник вам очень пригодится и вы легко найдете ответ на любой вопрос о качестве топлива и работе российской АЗС.

Просмотров: 17 929