Top.Mail.Ru
В Ишиме появился экобренд — здесь делают чаи и травяные миксы
«Ишимский чай» — еще один герой проекта «Покупай тюменское». Проект рассказывает о местных брендах, которыми гордится область, и показывает, как работают региональные товаропроизводители.
Без этого напитка не обходится ни один день. Мы начинаем его с кружки крепкого и бодрящего утром, завариваем на работе, берем с собой в перерыв и даже на прогулку. Чай сопровождает нас на праздниках и семейных застольях. А некоторые совершают настоящие ритуалы, превращая чаепития в церемонии. Неважно, в какой обстановке вы находитесь и какой сорт предпочитаете. Главное, чтобы он был вкусным и качественным. Ишимская семья Антоненко знает об этом всё: их любовь к чаю переросла в успешный бизнес. Как это было — в репортаже с производства «Ишимского чая».
— Иван-чай — это наш местный, российский продукт, можно сказать, «золото под ногами». Он известен с древних времен, его пили еще на Руси. Однажды мы заинтересовались, почему он так называется, почему считается чаем, какие полезные свойства имеет.
Супруги Антоненко, Елена и Антон, давно увлекались культурой чаепития, и однажды обратили внимание на иван-чай.
Супруги самостоятельно собирали листья, заваривали, экспериментировали с вкусовыми сочетаниями и, конечно, угощали гостей. Напиток настолько понравился их близким, что те стали уговаривать открыть производство. Вдохновившись, Антоненко решились поменять свою жизнь.

Елена вспоминает, что до открытия собственного бизнеса вела обычную жизнь: дом, работа, семья. Днем она работала закройщиком женской одежды, а вечером занималась детьми. Когда стало ясно, что чайному производству быть, Елена прошла обучение в бизнес-школе.
Бренд «Ишимский чай» увидел свет в 2019 году, однако подготовка заняла целый год: нужно было многое организовать и отработать технологию производства.
Елена с супругом сами искали подходящие дикорастущие поля иван-чая на юге Тюменской области, за 40–70 километров от города. Главное условие — удаленность от трасс, продукт должен быть чистым и безопасным. Образцы растений отправляют в лабораторию на проверку, и только после получения положительных результатов можно начинать сбор.
Сезон длится с начала июня до конца августа — листья и цветы срывают до и во время цветения. К растениям относятся с уважением: их нельзя вырывать с корнем, чтобы сохранить целостность полей на будущий год. Берут листья с середины стебля, а нижние оставляют, чтобы растение могло питаться влагой и не погибло.

За сезон работники вручную обрабатывают в среднем четыре тонны растений. Как набралось достаточное количество сырья, его отправляют в цех на переработку. Это нужно сделать в течение двух часов.
— Производить чай в промышленных масштабах не то же самое, что дома. Это большие объемы, приходящие в цех непрерывным потоком, которые надо оперативно обработать, чтобы листья не пропали. Когда свежесобранные листья долго лежат, в них происходит химическая реакция: они начинают сильно пахнуть сладким вареньем, затем темнеют и «сгорают», теряют весь аромат и вкус. Из такого сырья уже нельзя делать чай.

Елена Антоненко, основательница чайного бренда «Ишимский чай».
В цехе чай перебирают: удаляют непригодные листья, а самые сочные и красивые оставляют. Если сырья слишком много, его замораживают, остальное отправляют на роллер — станок для скручивания чая. В аппарате листья аккуратно перекручиваются, их клеточная структура ломается, и выделяется сок, который станет средой для ферментации чая — принципиально важного этапа производства.

Листовую массу с соком отправляют на ферментацию в специальные резервуары на сутки. Происходит брожение продукта под действием кислорода, температуры и микроорганизмов.
— От ферментации зависит насыщенность чая. Если мы просто возьмем лист и высушим, вкус заваренного напитка будет напоминать сено. Ферментация бывает короткая, средняя и длительная. При короткой получается так называемый зеленый иван-чай. Чем дольше длится этот процесс, тем чернее получается напиток. Мы придерживаемся средней ферментации, чтобы заварка была темная, вкус насыщенный, но нежный.

Елена Антоненко, основательница чайного бренда «Ишимский чай»
После ферментации листья отправляются в сушильную камеру для дегидратации. На выходе получается знакомая всем сухая заварка, которую уже можно заливать кипятком. Но на производстве «Ишимского чая» процесс изготовления напитка еще продолжается.
Извлеченные из камеры высушенные листья перебирают, контролируют равномерность цвета, темные пересушенные фрагменты убирают. Далее соединяют иван-чай с добавками: шиповником, жасмином, клубникой и так далее. Купажи отправляют в весовой дозатор, благодаря которому отмеряют нужное для фасовки количество продукта. Последний шаг — готовый чай распределяют по упаковкам.
Этапы изготовления иван-чая
6
Фасовка
5
Соединение с купажами
4
Сушка
3
Ферментация
2
Скручивание листьев на роллере
1
Сбор сырья
Самое интересное — разнообразие купажей «Ишимского чая». Елена Антоненко вспоминает, что первые эксперименты с вкусами проводили у себя на кухне: пробовали разные сочетания, экспериментировали. Тем не менее первым продуктом бренда стал классический иван-чай без добавок, и гордость семьи Антоненко — их собственная инновация «Напиток из листа лесной вишни». В 2021 году он получил медаль в конкурсе «100 лучших товаров России».
Одним иван-чаем производство не ограничилось, ведь задача бренда — привлечь как можно больше потребителей. Поэтому «Ишимский чай» расширил свою географию, введя поставки чая из Индии, Кении и Вьетнама. Сегодня линейка насчитывает 17 видов чая.
Иван-чай черный
Иван-чай с жасмином
Иван-чай с шиповником
Иван-чай с лесной клубникой
Иван-чай с лабазником
Иван-чай зеленый с мятой
Иван-чай черный с цветами
Зеленый вьетнамский чай
Вьетнамский зеленый чай с жасмином
Масала
Ассам с листом лесной вишни
Ассам с чабрецом
Черный индийский чай
Черный кенийский чай
«Зимняя марка»
«Летняя марка»
Чайный напиток из листа лесной вишни
Ассортимент «Ишимского чая»
«Ишимский чай» взял ориентир на составление более сложных купажей. Так появились «Зимняя марка» (лист брусники, земляники, цвет боярышника, календулы и цветы иван-чая), «Летняя марка» (микс таежных ягод, трав и цветов, малина, облепиха, черника цельные ягоды, лабазник, смородина), «Масала» (черный чай ассам и десять видов специй). При разработке новых сочетаний ориентируются на яркий внешний вид, постепенное раскрытие вкуса и пользу ингредиентов: Елена признается, что они стараются подбирать менее аллергенные составляющие, чтобы чай могли покупать как можно большее количество людей, мамы с детьми. По этой причине, например, не вводят купажи с душицей, имеющей много противопоказаний.
Топ-3 напитков «Ишимского чая»
«Зимняя марка»
«Летняя марка»
Индийский чай ассам с листом лесной вишни
Ишимские чайные напитки можно приобрести на маркетплейсах Ozon и Wildberries, в сети магазинов «Белорусские продукты» и в несетевой рознице — около ста магазинов формата у дома в Тюменской, Курганской, Свердловской областях, ХМАО и частично в Казахстане.

Среди планов на ближайшее будущее — производство новых интересных купажей, запуск кофейной линии и выход на федеральные сети.
Компания «Ишимский чай» участвует в проекте «Покупай тюменское». Проект появился в 2009 году. Он помогает стать ближе к полезным продуктам, произведенным на нашей земле, больше узнать о местных предприятиях. Многие удивятся, но таких эксклюзивных компаний в Тюмени около 300! Каждая из них не только вносит свой вклад в экономическую систему тюменского региона, но и радует потребителей качеством выпускаемой продукции. Это маленькие и крупные предприятия, производители и переработчики.
тел: +7 (952) 689-41-65

ИП Антоненко Елена Владимировна.
ОГРН: 319723200017772.
627756, г. Ишим, ул. Казанская, д. 111-А/6.

Просмотров: 13 887