Top.Mail.Ru
Речной порт:
В районе тюменского речного порта идет активное строительство.
Компания Брусника совместно с американскими, шведскими и немецкими архитекторами разработала проект ревитализации этой территории.
Первый дом, состоящий из 255 квартир, планируется сдать в 2022 году.
Разбираемся, как с течением лет менялся район и что его ждет в будущем.
от пристани с деревянными пакгаузами к современному жилому району
Тычковка
XIX
Так в XIX веке называлась территория, где возводится новый жилой район. Происхождение этого топонима является загадкой, однако в переписи улиц Тюмени за 1853 год значится некая улица Тычковская. Вполне возможно, что именно ей район обязан названием.

По другой версии он получил это имя благодаря известному в свое время Тычкову, жившему здесь. Действительно, в метрической книге Ильинской церкви за 1907 год есть запись о смерти мещанской вдовы Евлампии Георгиевны Тычковой.

Третья версия связывает название района с «тычками» («ударами» в переводе на современный язык), которыми сопровождались грабежи извозчиков и их пассажиров. Эти места никогда не считались тихими и спокойными. Когда-то здесь жили воры и беглые каторжники, а потому криминальные хроники прошлого столетия пестрели новостями о разбоях в Тычковке: «В ночь на 20 мая трое неизвестных напали на стоявшего на посту у Маслова взвоза городового Смолина, которому и нанесли значительные побои». Если прочитать еще несколько подобных газетных вырезок, эта трактовка названия кажется вполне обоснованной.

Возможно, имя району дала другая «тычка» — старинная русская забава, заключавшаяся в попадании гвоздем или ножом в лежащее на земле кольцо. Если Тычковка получила название благодаря этой игре, то здесь должны были жить любители ее устраивать. Впрочем, истину теперь установить невозможно.
План Тычковки
Вторая половина XIX — начало XX века
От Госпаровской до Пристанской
Прогулку по Тычковке (которая осталась только в названии ТСЖ дома на Свердлова) стоит начать с улицы Госпаровской. Здесь в окружении частных домов и гаражей стоят деревянные малоэтажки, построенные во второй половине XIX — начале XX века. В доме № 29 пару столетий назад располагался торговый дом, принадлежащий известным тюменским купцам Плотниковым.

Когда-то фасад деревянного особняка украшали наличники со сложным растительным орнаментом, сегодня он потерял былую роскошь. Дом известен тем, что в 1897 году электротехник Иван Плотников получил здесь первые рентгеновские снимки. Впоследствии он организовал мастерскую, где изготавливал на продажу различные приборы.
Торговый дом «М. Д. Плотников и сыновья»
В одном из справочников сохранилось его объявление с довольно внушительным перечнем услуг:
Объявление И. Н. Плотникова

«Электротехник И. Н. Плотников, собственный дом около пристани товарищества Курбатова и Игнатова, принимает на себя устройство телефонных линий на дальние расстояния, домашние телефоны по системе без центральной станции, электрозвонки и кнопки, пожарные известители, известители об открывании ворами дверей, ворот, окон, ящиков и проч.; элементы, изолированная проволока, электрические зажигатели, лампочки накаливания, работающие от батарей, аккумуляторы для домашнего освещения, индукционные катушки для опытов Рентгена и трубки Крукса и проч. В мастерской — ремонт электрических, физических и других точных приборов и машин».

Талантливого инженера в 1893 году заметили и пригласили руководить строительством первой в Тюмени электростанции, освещавшей пристань и прилегающую к ней улицу. Это одно из немногих кирпичных зданий той эпохи, сохранившихся в районе Тычковки.
XIX
Утраченные символы
Чтобы увидеть еще одну достопримечательность Тычковки, придется подключить воображение. Чуть выше электростанции и дома Плотникова в середине позапрошлого века был расположен Александровский сад, также известный как Загородный. Своим названием он обязан приезду в Тюмень будущего царя Александра II, который по легенде посадил на берегу реки Туры дерево.

Сад появился в Тычковке в 1851 году, спонсором его создания выступил купец Иван Иконников. На ста десятинах земли (по современным меркам 40 тыс. кв. метров) были высажены сотни лип, берез, елей и сосен, построены двухэтажный дом с верхней галереей, дом для отдыхающих, здание для охранников, танцевальная площадка, где периодически играл военный оркестр, а также палатки, в которых продавались фрукты и выпечка. На территории Загородного сада организовали оранжерею, где росли ананасы и другие тропические растения, а спустя двадцать лет здесь открылась публичная выставка промышленных товаров и изделий кустарных промыслов.

В 30-е годы прошлого века популярная среди тюменцев территория пришла в запустение. Лишь после войны Загородный сад начал преображаться, правда, на советский манер: без памятников и досок почета не обошлось. К восстановительным работам приступили сотрудники судостроительного завода. Так в парке появился пруд, был отстроен тир и ресторан с верандой.

В 60-е площадь сада, к тому времени вновь пришедшего в упадок, стала сокращаться. Сначала здесь были отстроены несколько административных корпусов завода АТЭ и детского сада №  61. К 1986 году парковая территория уменьшилась более чем втрое, а через пару лет — еще в два раза. На картах Тюмени 1999 года этого объекта уже не существовало. Сегодня Загородный сад изменил положение и теперь располагается на противоположной стороне улицы Профсоюзной.
Загородный сад
Если бы в позапрошлом веке по Тычковке проводили экскурсии, гид не обошел бы стороной еще одну достопримечательность — пивоваренный завод Н. М. Давыдовской. Он был основан в 1846 году и тогда принадлежал Акцизно-откупному комиссионерству. Спустя почти пятнадцать лет предприятие было продано за внушительные по меркам того времени две тысячи рублей, и с тех пор его владельцы менялись с завидной периодичностью.

Надежда Давыдовская, под чьим именем сегодня известен завод, стала его хозяйкой в 1868 году. Именно при ней он приобрел славу на отечественном рынке. В 1887-м продукцию завода высоко оценили на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге. Сама Давыдовская была награждена малой серебряной медалью Министерства финансов.

Начало XX века ознаменовалось выходом на международный уровень. «За высокое качество пива по вкусу и блестяще выдержанный химический анализ» завод получил награды на выставках в Милане и Лондоне. Радовались недолго: после сильнейшего пожара в 1911 году предприятие пришлось отстраивать заново, но на этот раз из камня. В таком виде оно просуществовало до начала 2000-х. В годы Великой Отечественной войны на его территории расположились эвакуированные в Тюмень Таганрогский, Серпуховский и Московский мотоциклетные заводы, а также завод автотракторного электрооборудования №  2, который в мирное время стал одним из лучших предприятий города. В 90-е гордостью АТЭ стал гальванический цех. Здесь действовала единственная в мире линия штамповки свеч зажигания. Патент на нее приобрели Англия и Венгрия, а электрооборудование для автомобилей, мотоциклов и сельскохозяйственной техники, производимое на тюменском заводе, экспортировалось в 47 стран. В 2002-м предприятие прекратило свое существование, и теперь на его месте стоят жилые дома.

Кстати, недалеко от завода были построены ясли для детей сотрудников. В саду существовала специальная интернатная группа: родители, которые работали в ночные смены, могли оставить здесь малышей на ночь.
Пивоваренный завод
Этикетки
Замыкает список достопримечательностей Тычковки, оставшихся только на старых фотографиях, — «Победа», первый широкоэкранный кинотеатр на берегу Туры. Здание с мезонином и балконом было деревянным и стояло вдалеке от центральных улиц, в самом начале Пристанской. Популярность «Победы» возрастала к лету: кинозал славился простором и прохладой и был спасением в жаркие дни. Перед входом бил небольшой фонтан, а в тени деревьев можно было посидеть на скамейке и полакомиться мороженым.
Кинотеатр «Победа»
Кинотеатр «Победа»
1896–1985 годы
Плавно навстречу идет пароход
Берег Туры, испещренный швартовыми стоянками и небольшими частными причалами, был преобразован в городскую государственную пристань
Двигаемся в сторону речного порта — еще одной достопримечательности Тычковки. В 1896 году берег Туры, испещренный швартовыми стоянками и небольшими частными причалами, был преобразован в городскую государственную пристань. Со временем она превратилась в сердце речного судоходства региона: Тюмень стала «воротами в Сибирь». По реке на баржах перевозили зерно и соль, металл и пушнину, рыбу и лес. Увеличившийся поток грузовых и пассажирских перевозок потребовал расширения инфраструктуры.
В 1960 году началось строительство капитальной 300-метровой причальной стенки, и через шесть лет пристань приобрела статус порта. На прилегающей территории продолжали появляться мастерские с кузнечными цехами и современным станочным парком.
В 60-е и 80-е годы в связи с активным освоением месторождений природных ископаемых Тюменской области порт пережил небывалый подъем. Добываемую в регионе нефть на танкерах и баржах по Туре доставляли на Омский нефтеперера­батывающий завод. В 1985 году был достигнут исторический максимум грузооборота — почти три миллиона тонн.

Но расцвет продолжался недолго. Развитие железнодорожной и автомобильной инфраструктуры привело к сокращению спроса на некогда безальтернативные речные перевозки. В итоге порт утратил значение.
Постепенно пристань превратилась в крупный перевалочный пункт и обросла деревянными и каменными береговыми пакгаузами. Поскольку ничего, кроме тачек, ручных крючьев и заплечных подушек, не было, на погрузке работали сотни людей. Впоследствии именно из них сложился костяк водников-портовиков. Спустя годы их труд был механизирован: появились пластинчатые и ленточные транспортеры, а после войны и первые портальные краны грузоподъемностью от 1,5 до 5 тонн.
Иван Игнатов
главный тюменский реформатор,
превративший Тычковку из неблагоприятной окраины в престижный район
Продолжаем двигаться в сторону набережной и доходим до еще одного памятника архитектуры — правления «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли». В числе его основателей известный купец Иван Игнатов, главный тюменский реформатор, превративший Тычковку из неблагоприятной окраины в престижный район.
На фоне других компаний контора Игнатова, имевшая на балансе 59 пароходов, выглядела настоящим гигантом. Историки считают его уникальным для своего времени человеком: помимо того, что ему удалось объединить в товарищество несколько, как бы сказали сегодня, частных предпринимателей, с его именем связано создание в 1864 году судостроительного завода. Тычковский инноватор Игнатов открыл на его территории поликлинику для рабочих и училище для подготовки новых кадров, провел электричество. Жабынский завод (именно под таким названием он известен потомкам) пережил не только своего создателя, но и революцию 1917 года, национализацию и Великую Отечественную войну, в годы которой здесь изготавливали торпедные катера.
Игнатов создал настоящую транспортную монополию: почти все пассажирские и грузовые перевозки находились в его ведении, на одном заводе строились суда, на другом — ремонтировались, а электростанция освещала их территорию. Так в XIX веке выглядел крупный сибирский бизнес.

Круг знакомств Ивана Ивановича был очень широк: он включал и знаменитого племянника, писателя Михаила Пришвина, которого отправили к дяде на перевоспитание, и Николая II. Последнего судьба столкнет с Игнатовым в один из самых драматичных моментов, в 1917-м, когда отрекшийся от престола император вместе с семьей будет следовать в тобольскую ссылку.

Сегодня в доме правления пароходства на Госпаровской, 3 находится частный музей «Царская пристань». Часть его экспозиции посвящена развитию пароходства и судостроения в Тюмени, здесь можно увидеть многочисленные схемы, старые карты и раритетные фотографии, рассказывающие об истории этого района.
Правление «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли»
Электростанция И. И. Игнатова
Дальше по курсу Пристанская, 14 — дом судовладелицы Давыдовой, также известный как гостиница Ковальского, в которой в конце XIX — начале XX века селились приезжие торговцы и капитаны судов. Принимала она и знаменитостей: в 1885-м здесь останавливался американский журналист, путешественник и писатель Джордж Кеннан, а в 1887 году в ней побывал изобретатель радио Александр Попов. Об этом событии напоминает табличка на парадном фасаде здания.

Гостиница Ковальского появилась в городе одной из первых. Кирпичное здание построено по классическим канонам: в основе композиции трехчастная симметрия и плоские графичные обрамления окон. Строгость фасада смягчают криволинейные очертания аттика и контрастные декоративные элементы. Джордж Кеннан писал об этом месте так: «В городе есть две или три гостиницы, но мы, по рекомендации нашего ямщика, остановились в номерах для приезжающих Ковальского, помещавшихся в двухэтажном каменном доме, недалеко от реки в восточной части города».
Гостиница «Пристань»
Гостиница «Пристань»
«Тычковский» маршрут заканчивается около станции Тура, с 1885 года расположенной по адресу Пристанская, 13. Обшитое тесом деревянное одноэтажное здание с ажурными наличниками придется поискать среди гаражей.

С начала 2000-х здание станции считается заброшенным, хотя на его фасаде красуется мемориальная доска, напоминающая прохожим о том, что дом находится под охраной государства, и в далеком 1899 году здесь останавливался Д. И. Менделеев. Станция была узловой: здесь заканчивалась железная дорога, шедшая из Екатеринбурга, товары перегружались на пароходы, а затем по рекам доставлялись в другие сибирские города. В мае 2018 года здание горело, пожаром повреждены тридцать квадратных метров истории. В рамках проекта благоустройства набережной планируется провести реконструкцию «погорельца», а также сохранившихся рядом кирпичных станционных пакгаузов.
Менделеевский тупик
Здание железнодорожной станции Тура
2022
Речной порт сегодня
Брусника объявляет о старте проекта по редевелопменту территории речпорта. К 2028 году здесь появится очень европейский по характеру район. Он будет состоять из нескольких среднеэтажных кварталов, башен и урбан-вилл.
Мы создаем новый город в центре Тюмени, который органично вписан в существующее окружение. Он сохраняет историческую структуру, не разрушает, а обогащает ландшафт. Речной порт — это место выхода города к реке, территория концентрации и развития новых функций и сценариев жизни.

Мы стремились сформировать проницаемую среду и сделать Туру смысловым центром района. Поэтому отдали предпочтение сомасштабным человеку кварталам, высотность которых снижается по направлению к береговой линии. Разряженный фронт на улицу Госпаровскую (в виде односекционных домов — урбан-вилл и торговых павильонов) призван минимизировать контраст новой жилой застройки и существующих зданий, вовлечь объекты культурного наследия в пространство улицы.

Василий Большаков
руководитель группы мастер-плана Брусники
К процессу проектирования администрация Тюмени и Брусника привлекают экспертов, жителей, городские сообщества, владельцев земельных участков и других девелоперов. Главная цель — создать сбалансированную городскую среду, учитывающую интересы каждой из этих групп, исторический и культурный контекст локации.

В компании говорят, что намерены сберечь дух места за счет сохранения некоторых его артефактов. Например, Ганца и Альбрехта — двух портальных кранов на рельсовом ходу. Первый переедет ближе к жилым домам, второй — станет частью нового общественного пространства на береговой линии. Таким образом, история будет интегрирована в пространство нового района.

Ревитализация бывших портовых зон — распространенная в Европе практика: Хафенсити в Гамбурге, Медиенхафен в Дюссельдорфе, Анкер Брюгге в Осло, Докландс в Лондоне. Поскольку для Тюмени это одна из самых ценных территорий, где происходили значимые для города и страны события, местные власти стараются привлечь к застройке лучших архитекторов и девелоперов. Это знаковый, символический проект, новая страница в истории речного порта.
Речной порт — это место концентрации современных градостроительных практик. При создании мастер-плана архитекторы руководствуются международным стандартом BREEAM Communities. Он предполагает проведение экологических, акустических, социологических и демографических исследований, ветро-, шумо- и энергомоделирования, создание транспортной карты с новыми пешеходными и велосипедными маршрутами, а также вариантами решения проблемы загруженности дорог (от пересмотра сетки улиц до режима работы светофоров).
Застройщик: ООО «Брусника». Проектные декларации — на Наш.дом.рф. Продажи осуществляются в соответствии с законом РФ №  214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».