Речной порт:
В районе тюменского речного порта идет активное строительство.
Компания Брусника совместно с американскими, шведскими и немецкими архитекторами разработала проект ревитализации этой территории.
Компания Брусника совместно с американскими, шведскими и немецкими архитекторами разработала проект ревитализации этой территории.
Первый дом, состоящий из 255 квартир, планируется сдать в 2022 году.
Разбираемся, как с течением лет менялся район и что его ждет в будущем.
Разбираемся, как с течением лет менялся район и что его ждет в будущем.
от пристани с деревянными пакгаузами к современному жилому району
Тычковка
XIX
Так в XIX веке называлась территория, где возводится новый жилой район. Происхождение этого топонима является загадкой, однако в переписи улиц Тюмени за 1853 год значится некая улица Тычковская. Вполне возможно, что именно ей район обязан названием.
По другой версии он получил это имя благодаря известному в свое время Тычкову, жившему здесь. Действительно, в метрической книге Ильинской церкви за 1907 год есть запись о смерти мещанской вдовы Евлампии Георгиевны Тычковой.
Третья версия связывает название района с «тычками» («ударами» в переводе на современный язык), которыми сопровождались грабежи извозчиков и их пассажиров. Эти места никогда не считались тихими и спокойными. Когда-то здесь жили воры и беглые каторжники, а потому криминальные хроники прошлого столетия пестрели новостями о разбоях в Тычковке: «В ночь на 20 мая трое неизвестных напали на стоявшего на посту у Маслова взвоза городового Смолина, которому и нанесли значительные побои». Если прочитать еще несколько подобных газетных вырезок, эта трактовка названия кажется вполне обоснованной.
Возможно, имя району дала другая «тычка» — старинная русская забава, заключавшаяся в попадании гвоздем или ножом в лежащее на земле кольцо. Если Тычковка получила название благодаря этой игре, то здесь должны были жить любители ее устраивать. Впрочем, истину теперь установить невозможно.
По другой версии он получил это имя благодаря известному в свое время Тычкову, жившему здесь. Действительно, в метрической книге Ильинской церкви за 1907 год есть запись о смерти мещанской вдовы Евлампии Георгиевны Тычковой.
Третья версия связывает название района с «тычками» («ударами» в переводе на современный язык), которыми сопровождались грабежи извозчиков и их пассажиров. Эти места никогда не считались тихими и спокойными. Когда-то здесь жили воры и беглые каторжники, а потому криминальные хроники прошлого столетия пестрели новостями о разбоях в Тычковке: «В ночь на 20 мая трое неизвестных напали на стоявшего на посту у Маслова взвоза городового Смолина, которому и нанесли значительные побои». Если прочитать еще несколько подобных газетных вырезок, эта трактовка названия кажется вполне обоснованной.
Возможно, имя району дала другая «тычка» — старинная русская забава, заключавшаяся в попадании гвоздем или ножом в лежащее на земле кольцо. Если Тычковка получила название благодаря этой игре, то здесь должны были жить любители ее устраивать. Впрочем, истину теперь установить невозможно.
План Тычковки
Вторая половина XIX — начало XX века
От Госпаровской до Пристанской
Прогулку по Тычковке (которая осталась только в названии ТСЖ дома на Свердлова) стоит начать с улицы Госпаровской. Здесь в окружении частных домов и гаражей стоят деревянные малоэтажки, построенные во второй половине XIX — начале XX века. В доме № 29 пару столетий назад располагался торговый дом, принадлежащий известным тюменским купцам Плотниковым.
Когда-то фасад деревянного особняка украшали наличники со сложным растительным орнаментом, сегодня он потерял былую роскошь. Дом известен тем, что в 1897 году электротехник Иван Плотников получил здесь первые рентгеновские снимки. Впоследствии он организовал мастерскую, где изготавливал на продажу различные приборы.
Когда-то фасад деревянного особняка украшали наличники со сложным растительным орнаментом, сегодня он потерял былую роскошь. Дом известен тем, что в 1897 году электротехник Иван Плотников получил здесь первые рентгеновские снимки. Впоследствии он организовал мастерскую, где изготавливал на продажу различные приборы.
Торговый дом «М. Д. Плотников и сыновья»
В одном из справочников сохранилось его объявление с довольно внушительным перечнем услуг:
Объявление И. Н. Плотникова
«Электротехник И. Н. Плотников, собственный дом около пристани товарищества Курбатова и Игнатова, принимает на себя устройство телефонных линий на дальние расстояния, домашние телефоны по системе без центральной станции, электрозвонки и кнопки, пожарные известители, известители об открывании ворами дверей, ворот, окон, ящиков и проч.; элементы, изолированная проволока, электрические зажигатели, лампочки накаливания, работающие от батарей, аккумуляторы для домашнего освещения, индукционные катушки для опытов Рентгена и трубки Крукса и проч. В мастерской — ремонт электрических, физических и других точных приборов и машин».
Талантливого инженера в 1893 году заметили и пригласили руководить строительством первой в Тюмени электростанции, освещавшей пристань и прилегающую к ней улицу. Это одно из немногих кирпичных зданий той эпохи, сохранившихся в районе Тычковки.
XIX
Утраченные символы
Чтобы увидеть еще одну достопримечательность Тычковки, придется подключить воображение. Чуть выше электростанции и дома Плотникова в середине позапрошлого века был расположен Александровский сад, также известный как Загородный. Своим названием он обязан приезду в Тюмень будущего царя Александра II, который по легенде посадил на берегу реки Туры дерево.
Сад появился в Тычковке в 1851 году, спонсором его создания выступил купец Иван Иконников. На ста десятинах земли (по современным меркам 40 тыс. кв. метров) были высажены сотни лип, берез, елей и сосен, построены двухэтажный дом с верхней галереей, дом для отдыхающих, здание для охранников, танцевальная площадка, где периодически играл военный оркестр, а также палатки, в которых продавались фрукты и выпечка. На территории Загородного сада организовали оранжерею, где росли ананасы и другие тропические растения, а спустя двадцать лет здесь открылась публичная выставка промышленных товаров и изделий кустарных промыслов.
В 30-е годы прошлого века популярная среди тюменцев территория пришла в запустение. Лишь после войны Загородный сад начал преображаться, правда, на советский манер: без памятников и досок почета не обошлось. К восстановительным работам приступили сотрудники судостроительного завода. Так в парке появился пруд, был отстроен тир и ресторан с верандой.
В 60-е площадь сада, к тому времени вновь пришедшего в упадок, стала сокращаться. Сначала здесь были отстроены несколько административных корпусов завода АТЭ и детского сада № 61. К 1986 году парковая территория уменьшилась более чем втрое, а через пару лет — еще в два раза. На картах Тюмени 1999 года этого объекта уже не существовало. Сегодня Загородный сад изменил положение и теперь располагается на противоположной стороне улицы Профсоюзной.
Сад появился в Тычковке в 1851 году, спонсором его создания выступил купец Иван Иконников. На ста десятинах земли (по современным меркам 40 тыс. кв. метров) были высажены сотни лип, берез, елей и сосен, построены двухэтажный дом с верхней галереей, дом для отдыхающих, здание для охранников, танцевальная площадка, где периодически играл военный оркестр, а также палатки, в которых продавались фрукты и выпечка. На территории Загородного сада организовали оранжерею, где росли ананасы и другие тропические растения, а спустя двадцать лет здесь открылась публичная выставка промышленных товаров и изделий кустарных промыслов.
В 30-е годы прошлого века популярная среди тюменцев территория пришла в запустение. Лишь после войны Загородный сад начал преображаться, правда, на советский манер: без памятников и досок почета не обошлось. К восстановительным работам приступили сотрудники судостроительного завода. Так в парке появился пруд, был отстроен тир и ресторан с верандой.
В 60-е площадь сада, к тому времени вновь пришедшего в упадок, стала сокращаться. Сначала здесь были отстроены несколько административных корпусов завода АТЭ и детского сада № 61. К 1986 году парковая территория уменьшилась более чем втрое, а через пару лет — еще в два раза. На картах Тюмени 1999 года этого объекта уже не существовало. Сегодня Загородный сад изменил положение и теперь располагается на противоположной стороне улицы Профсоюзной.
Загородный сад
Если бы в позапрошлом веке по Тычковке проводили экскурсии, гид не обошел бы стороной еще одну достопримечательность — пивоваренный завод Н. М. Давыдовской. Он был основан в 1846 году и тогда принадлежал Акцизно-откупному комиссионерству. Спустя почти пятнадцать лет предприятие было продано за внушительные по меркам того времени две тысячи рублей, и с тех пор его владельцы менялись с завидной периодичностью.
Надежда Давыдовская, под чьим именем сегодня известен завод, стала его хозяйкой в 1868 году. Именно при ней он приобрел славу на отечественном рынке. В 1887-м продукцию завода высоко оценили на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге. Сама Давыдовская была награждена малой серебряной медалью Министерства финансов.
Начало XX века ознаменовалось выходом на международный уровень. «За высокое качество пива по вкусу и блестяще выдержанный химический анализ» завод получил награды на выставках в Милане и Лондоне. Радовались недолго: после сильнейшего пожара в 1911 году предприятие пришлось отстраивать заново, но на этот раз из камня. В таком виде оно просуществовало до начала 2000-х. В годы Великой Отечественной войны на его территории расположились эвакуированные в Тюмень Таганрогский, Серпуховский и Московский мотоциклетные заводы, а также завод автотракторного электрооборудования № 2, который в мирное время стал одним из лучших предприятий города. В 90-е гордостью АТЭ стал гальванический цех. Здесь действовала единственная в мире линия штамповки свеч зажигания. Патент на нее приобрели Англия и Венгрия, а электрооборудование для автомобилей, мотоциклов и сельскохозяйственной техники, производимое на тюменском заводе, экспортировалось в 47 стран. В 2002-м предприятие прекратило свое существование, и теперь на его месте стоят жилые дома.
Кстати, недалеко от завода были построены ясли для детей сотрудников. В саду существовала специальная интернатная группа: родители, которые работали в ночные смены, могли оставить здесь малышей на ночь.
Надежда Давыдовская, под чьим именем сегодня известен завод, стала его хозяйкой в 1868 году. Именно при ней он приобрел славу на отечественном рынке. В 1887-м продукцию завода высоко оценили на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге. Сама Давыдовская была награждена малой серебряной медалью Министерства финансов.
Начало XX века ознаменовалось выходом на международный уровень. «За высокое качество пива по вкусу и блестяще выдержанный химический анализ» завод получил награды на выставках в Милане и Лондоне. Радовались недолго: после сильнейшего пожара в 1911 году предприятие пришлось отстраивать заново, но на этот раз из камня. В таком виде оно просуществовало до начала 2000-х. В годы Великой Отечественной войны на его территории расположились эвакуированные в Тюмень Таганрогский, Серпуховский и Московский мотоциклетные заводы, а также завод автотракторного электрооборудования № 2, который в мирное время стал одним из лучших предприятий города. В 90-е гордостью АТЭ стал гальванический цех. Здесь действовала единственная в мире линия штамповки свеч зажигания. Патент на нее приобрели Англия и Венгрия, а электрооборудование для автомобилей, мотоциклов и сельскохозяйственной техники, производимое на тюменском заводе, экспортировалось в 47 стран. В 2002-м предприятие прекратило свое существование, и теперь на его месте стоят жилые дома.
Кстати, недалеко от завода были построены ясли для детей сотрудников. В саду существовала специальная интернатная группа: родители, которые работали в ночные смены, могли оставить здесь малышей на ночь.
Пивоваренный завод
Этикетки
Замыкает список достопримечательностей Тычковки, оставшихся только на старых фотографиях, — «Победа», первый широкоэкранный кинотеатр на берегу Туры. Здание с мезонином и балконом было деревянным и стояло вдалеке от центральных улиц, в самом начале Пристанской. Популярность «Победы» возрастала к лету: кинозал славился простором и прохладой и был спасением в жаркие дни. Перед входом бил небольшой фонтан, а в тени деревьев можно было посидеть на скамейке и полакомиться мороженым.
Кинотеатр «Победа»
Кинотеатр «Победа»
1896–1985 годы
Плавно навстречу идет пароход
Берег Туры, испещренный швартовыми стоянками и небольшими частными причалами, был преобразован в городскую государственную пристань
Двигаемся в сторону речного порта — еще одной достопримечательности Тычковки. В 1896 году берег Туры, испещренный швартовыми стоянками и небольшими частными причалами, был преобразован в городскую государственную пристань. Со временем она превратилась в сердце речного судоходства региона: Тюмень стала «воротами в Сибирь». По реке на баржах перевозили зерно и соль, металл и пушнину, рыбу и лес. Увеличившийся поток грузовых и пассажирских перевозок потребовал расширения инфраструктуры.
В 1960 году началось строительство капитальной 300-метровой причальной стенки, и через шесть лет пристань приобрела статус порта. На прилегающей территории продолжали появляться мастерские с кузнечными цехами и современным станочным парком.
В 60-е и 80-е годы в связи с активным освоением месторождений природных ископаемых Тюменской области порт пережил небывалый подъем. Добываемую в регионе нефть на танкерах и баржах по Туре доставляли на Омский нефтеперерабатывающий завод. В 1985 году был достигнут исторический максимум грузооборота — почти три миллиона тонн.
Но расцвет продолжался недолго. Развитие железнодорожной и автомобильной инфраструктуры привело к сокращению спроса на некогда безальтернативные речные перевозки. В итоге порт утратил значение.
Но расцвет продолжался недолго. Развитие железнодорожной и автомобильной инфраструктуры привело к сокращению спроса на некогда безальтернативные речные перевозки. В итоге порт утратил значение.
Постепенно пристань превратилась в крупный перевалочный пункт и обросла деревянными и каменными береговыми пакгаузами. Поскольку ничего, кроме тачек, ручных крючьев и заплечных подушек, не было, на погрузке работали сотни людей. Впоследствии именно из них сложился костяк водников-портовиков. Спустя годы их труд был механизирован: появились пластинчатые и ленточные транспортеры, а после войны и первые портальные краны грузоподъемностью от 1,5 до 5 тонн.
Иван Игнатов
главный тюменский реформатор,
превративший Тычковку из неблагоприятной окраины в престижный район
Продолжаем двигаться в сторону набережной и доходим до еще одного памятника архитектуры — правления «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли». В числе его основателей известный купец Иван Игнатов, главный тюменский реформатор, превративший Тычковку из неблагоприятной окраины в престижный район.
На фоне других компаний контора Игнатова, имевшая на балансе 59 пароходов, выглядела настоящим гигантом. Историки считают его уникальным для своего времени человеком: помимо того, что ему удалось объединить в товарищество несколько, как бы сказали сегодня, частных предпринимателей, с его именем связано создание в 1864 году судостроительного завода. Тычковский инноватор Игнатов открыл на его территории поликлинику для рабочих и училище для подготовки новых кадров, провел электричество. Жабынский завод (именно под таким названием он известен потомкам) пережил не только своего создателя, но и революцию 1917 года, национализацию и Великую Отечественную войну, в годы которой здесь изготавливали торпедные катера.
Игнатов создал настоящую транспортную монополию: почти все пассажирские и грузовые перевозки находились в его ведении, на одном заводе строились суда, на другом — ремонтировались, а электростанция освещала их территорию. Так в XIX веке выглядел крупный сибирский бизнес.
Круг знакомств Ивана Ивановича был очень широк: он включал и знаменитого племянника, писателя Михаила Пришвина, которого отправили к дяде на перевоспитание, и Николая II. Последнего судьба столкнет с Игнатовым в один из самых драматичных моментов, в 1917-м, когда отрекшийся от престола император вместе с семьей будет следовать в тобольскую ссылку.
Сегодня в доме правления пароходства на Госпаровской, 3 находится частный музей «Царская пристань». Часть его экспозиции посвящена развитию пароходства и судостроения в Тюмени, здесь можно увидеть многочисленные схемы, старые карты и раритетные фотографии, рассказывающие об истории этого района.
Круг знакомств Ивана Ивановича был очень широк: он включал и знаменитого племянника, писателя Михаила Пришвина, которого отправили к дяде на перевоспитание, и Николая II. Последнего судьба столкнет с Игнатовым в один из самых драматичных моментов, в 1917-м, когда отрекшийся от престола император вместе с семьей будет следовать в тобольскую ссылку.
Сегодня в доме правления пароходства на Госпаровской, 3 находится частный музей «Царская пристань». Часть его экспозиции посвящена развитию пароходства и судостроения в Тюмени, здесь можно увидеть многочисленные схемы, старые карты и раритетные фотографии, рассказывающие об истории этого района.
Правление «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли»
Электростанция И. И. Игнатова
Дальше по курсу Пристанская, 14 — дом судовладелицы Давыдовой, также известный как гостиница Ковальского, в которой в конце XIX — начале XX века селились приезжие торговцы и капитаны судов. Принимала она и знаменитостей: в 1885-м здесь останавливался американский журналист, путешественник и писатель Джордж Кеннан, а в 1887 году в ней побывал изобретатель радио Александр Попов. Об этом событии напоминает табличка на парадном фасаде здания.
Гостиница Ковальского появилась в городе одной из первых. Кирпичное здание построено по классическим канонам: в основе композиции трехчастная симметрия и плоские графичные обрамления окон. Строгость фасада смягчают криволинейные очертания аттика и контрастные декоративные элементы. Джордж Кеннан писал об этом месте так: «В городе есть две или три гостиницы, но мы, по рекомендации нашего ямщика, остановились в номерах для приезжающих Ковальского, помещавшихся в двухэтажном каменном доме, недалеко от реки в восточной части города».
Гостиница Ковальского появилась в городе одной из первых. Кирпичное здание построено по классическим канонам: в основе композиции трехчастная симметрия и плоские графичные обрамления окон. Строгость фасада смягчают криволинейные очертания аттика и контрастные декоративные элементы. Джордж Кеннан писал об этом месте так: «В городе есть две или три гостиницы, но мы, по рекомендации нашего ямщика, остановились в номерах для приезжающих Ковальского, помещавшихся в двухэтажном каменном доме, недалеко от реки в восточной части города».
Гостиница «Пристань»
Гостиница «Пристань»
«Тычковский» маршрут заканчивается около станции Тура, с 1885 года расположенной по адресу Пристанская, 13. Обшитое тесом деревянное одноэтажное здание с ажурными наличниками придется поискать среди гаражей.
С начала 2000-х здание станции считается заброшенным, хотя на его фасаде красуется мемориальная доска, напоминающая прохожим о том, что дом находится под охраной государства, и в далеком 1899 году здесь останавливался Д. И. Менделеев. Станция была узловой: здесь заканчивалась железная дорога, шедшая из Екатеринбурга, товары перегружались на пароходы, а затем по рекам доставлялись в другие сибирские города. В мае 2018 года здание горело, пожаром повреждены тридцать квадратных метров истории. В рамках проекта благоустройства набережной планируется провести реконструкцию «погорельца», а также сохранившихся рядом кирпичных станционных пакгаузов.
С начала 2000-х здание станции считается заброшенным, хотя на его фасаде красуется мемориальная доска, напоминающая прохожим о том, что дом находится под охраной государства, и в далеком 1899 году здесь останавливался Д. И. Менделеев. Станция была узловой: здесь заканчивалась железная дорога, шедшая из Екатеринбурга, товары перегружались на пароходы, а затем по рекам доставлялись в другие сибирские города. В мае 2018 года здание горело, пожаром повреждены тридцать квадратных метров истории. В рамках проекта благоустройства набережной планируется провести реконструкцию «погорельца», а также сохранившихся рядом кирпичных станционных пакгаузов.
Менделеевский тупик
Здание железнодорожной станции Тура
2022
Речной порт сегодня
Брусника объявляет о старте проекта по редевелопменту территории речпорта. К 2028 году здесь появится очень европейский по характеру район. Он будет состоять из нескольких среднеэтажных кварталов, башен и урбан-вилл.
Мы создаем новый город в центре Тюмени, который органично вписан в существующее окружение. Он сохраняет историческую структуру, не разрушает, а обогащает ландшафт. Речной порт — это место выхода города к реке, территория концентрации и развития новых функций и сценариев жизни.
Мы стремились сформировать проницаемую среду и сделать Туру смысловым центром района. Поэтому отдали предпочтение сомасштабным человеку кварталам, высотность которых снижается по направлению к береговой линии. Разряженный фронт на улицу Госпаровскую (в виде односекционных домов — урбан-вилл и торговых павильонов) призван минимизировать контраст новой жилой застройки и существующих зданий, вовлечь объекты культурного наследия в пространство улицы.
Василий Большаков
руководитель группы мастер-плана Брусники
Мы стремились сформировать проницаемую среду и сделать Туру смысловым центром района. Поэтому отдали предпочтение сомасштабным человеку кварталам, высотность которых снижается по направлению к береговой линии. Разряженный фронт на улицу Госпаровскую (в виде односекционных домов — урбан-вилл и торговых павильонов) призван минимизировать контраст новой жилой застройки и существующих зданий, вовлечь объекты культурного наследия в пространство улицы.
Василий Большаков
руководитель группы мастер-плана Брусники
К процессу проектирования администрация Тюмени и Брусника привлекают экспертов, жителей, городские сообщества, владельцев земельных участков и других девелоперов. Главная цель — создать сбалансированную городскую среду, учитывающую интересы каждой из этих групп, исторический и культурный контекст локации.
В компании говорят, что намерены сберечь дух места за счет сохранения некоторых его артефактов. Например, Ганца и Альбрехта — двух портальных кранов на рельсовом ходу. Первый переедет ближе к жилым домам, второй — станет частью нового общественного пространства на береговой линии. Таким образом, история будет интегрирована в пространство нового района.
Ревитализация бывших портовых зон — распространенная в Европе практика: Хафенсити в Гамбурге, Медиенхафен в Дюссельдорфе, Анкер Брюгге в Осло, Докландс в Лондоне. Поскольку для Тюмени это одна из самых ценных территорий, где происходили значимые для города и страны события, местные власти стараются привлечь к застройке лучших архитекторов и девелоперов. Это знаковый, символический проект, новая страница в истории речного порта.
В компании говорят, что намерены сберечь дух места за счет сохранения некоторых его артефактов. Например, Ганца и Альбрехта — двух портальных кранов на рельсовом ходу. Первый переедет ближе к жилым домам, второй — станет частью нового общественного пространства на береговой линии. Таким образом, история будет интегрирована в пространство нового района.
Ревитализация бывших портовых зон — распространенная в Европе практика: Хафенсити в Гамбурге, Медиенхафен в Дюссельдорфе, Анкер Брюгге в Осло, Докландс в Лондоне. Поскольку для Тюмени это одна из самых ценных территорий, где происходили значимые для города и страны события, местные власти стараются привлечь к застройке лучших архитекторов и девелоперов. Это знаковый, символический проект, новая страница в истории речного порта.
Речной порт — это место концентрации современных градостроительных практик. При создании мастер-плана архитекторы руководствуются международным стандартом BREEAM Communities. Он предполагает проведение экологических, акустических, социологических и демографических исследований, ветро-, шумо- и энергомоделирования, создание транспортной карты с новыми пешеходными и велосипедными маршрутами, а также вариантами решения проблемы загруженности дорог (от пересмотра сетки улиц до режима работы светофоров).
Застройщик: ООО «Брусника». Проектные декларации — на Наш.дом.рф. Продажи осуществляются в соответствии с законом РФ № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».