Top.Mail.Ru
Галдарейки, парадные, вестибюли:
как за последние два века изменились подъезды многоэтажек
Большинство подъездов в российских многоэтажках — это порталы между улицей и квартирой. Максимум, что можно здесь встретить, — почтовые ящики, цветы в горшках на лестничных площадках, а если повезет, то лифты, мусоропроводы и закрытое помещение для колясок и лыж. В старых многоквартирниках эту картину уже не переписать. Зато в новых домах типичное представление об этих пространствах меняется в корне. Мы решили вспомнить, как выглядели первые подъезды, как менялся их функционал и что сегодня ждет жителей за входной дверью в их новый дом.
Первым домом с парадным подъездом стал каменный дворец Александра Меншикова, который сдали в 1714 году в Санкт-Петербурге. Главный вход расположили со стороны Невы. Его украсили портиком из деревянных колонн, которые имитировали камень, а над ним сделали лоджию для оркестра — он встречал гостей, прибывающих по реке. Именно с этого момента в России появилась мода на парадные входы (подъезды), которые призваны с порога погружать гостей в роскошь и уют.
Где появились первые
подъезды в России
Каменный дворец Александра Меншикова
В середине XVIII века подъезды стали появляться в особняках богатых петербуржцев и москвичей. Снаружи их украшали портики, статуи и пилястры. Внутри — лепные розетки и карнизы на потолке, роспись на стенах, и если не мрамор, то хотя бы метлахская плитка на полу.
Привычным делом подъезд стал с появлением доходных домов. В конце XVIII века представители сельского населения начали перебираться в города, где им было необходимо жилье.
Функция парадных была всё та же — погрузить постояльцев в тепло и уют. Например, входы в доходный дом Ларисы Нежинской охраняют статуи бога солнца Ра. А в доходном доме Чубаковых по сей день сохранились пилястры, потолочная лепнина и кованые балюстрады вдоль широкой лестницы.
Доходный дом Ларисы Ивановны Нежинской
Владельцы некоторых доходных домов экономили на подъездах. Вместо закрытых теплых пространств они просто делали галдарейку — внешний коридор, который вынесен за основной объем здания. Подъездом это пространство, конечно, не назвать. Здесь сушили белье, курили и обсуждали последние новости. Такого плана здания часто встречались в Москве. Но в основном их строили в городах с теплым климатом, например в Тбилиси.
В Тюмени как таковых доходных домов не было. Зато имелись гостиницы и меблированные комнаты. Город вырос на пересечении торговых путей — купцам, приезжим и ямщикам было необходимо где-то останавливаться. Например, на перекрестке улиц Знаменской (сегодня она Володарского) и Садовой (ныне Дзержинского) в начале XX века появился «Коммерческий меблированный дом Лошкомоева». К сожалению, до наших дней дошел только каменный пристрой.
Также были популярны дома с лавкой на первом этаже и
жильем на втором. В какой-то мере их тоже можно назвать доходными: внизу торговали, наверху жили сами или сдавали комнаты. Яркий тому пример — дом «Соколовой А. И. Наследники». Он принадлежал семье екатеринбургской купчихи второй гильдии А. И. Соколовой, проживающей в Тюмени в конце XIX — начале XX века, а название получил из-за того, что построили его наследники Аграфены Ивановны. На первом этаже был хозяйский магазин. Также торговля велась в двух из десяти комнат второго этажа. В остальных восьми размещались квартиры. Краеведы утверждают, что парадные этих домов были довольно скромными, если сравнивать с петербургскими. А из-за сурового климата двери были глухие, без красивых стеклянных вставок. Также имелся небольшой тамбур для отсечки холодного воздуха.
дом «Соколовой А. И. Наследники»
По всей стране с приходом большевиков большинство доходных домов превратилось в коммуналки, а особняки и индивидуальные многокомнатные квартиры тщательно уплотнили. Богатое убранство парадных оставили в прошлом — это пережиток буржуазии. На смену этому пришел максимально практичный конструктивизм. Одним из основоположников направления был Моисей Гинзбург, который создал знаменитый дом Наркомфина в Москве — идеал дома-коммуны, где должен жить каждый советский человек.

На первых этажах располагались заведения бытового назначения и социальные объекты: прачечная, фабрика-кухня, детский сад, поликлиника и прочее. Попасть в них можно было по галерее, где легко встретить соседа и обсудить новости на производстве.
Что скрывалось за дверями
конструктивистских домов
Дом Наркомфина в Москве
Конструктивистские дома строили по таким принципам:

  • жилье должно быть удобным для советского человека, но без вычурности, только всё необходимое;
  • товарищи не должны надолго отлучаться от коллектива, поэтому все бытовые вопросы надо решать вместе — для этого были предусмотрены столовые, прачечные и другие заведения на первом этаже дома;
  • до завода и социальных объектов дорога должна занимать не более 15 минут пешей прогулки.
Подъезды в таких домах были аскетичны. Коридорный тип считался самым удобным способом организации пространства. В начале и конце здания есть порталы с лестницами и лифтами. Обычно в этих частях дома делали витражное остекление. Между ними располагается довольно широкий коридор, где с одной стороны — стройный ряд дверей квартир, а с другой — ленточное остекление. Возле квартиры можно было оставить велосипед или коляску.
Отказ от широких лестниц и больших площадок позволил увеличить полезную площадь жилья. А окна в подъезде давали естественный свет, из-за чего можно было экономить на общедомовом освещении. Зайти в дом можно было с одного угла здания, а выйти с другого.
Богатое убранство ненадолго вернулось в советские подъезды с приходом постконструктивизма и сталинского ампира. В столичных городах вместо каменных атлантов и гипсовых купидонов появились барельефы и росписи с ликами создателей и строителей коммунизма. Получились идеологически правильные парадные, не имеющие ничего общего с буржуазным прошлым. Во многих домах вновь сделали по два входа — с улицы и со двора.
В Тюмени конструктивизм не был так популярен, как в Екатеринбурге или Москве, например. В эпоху его расцвета здесь построили лишь круглую баню. Жилые дома в стиле конструктивизма появились только в 70–80-х. На улице Республики, 92 отстроили дом длиной 300 метров и высотой в 13 этажей. Его особенность была в том, что стоял он «на ножках» — бетонных опорах. Такие здания еще в конце 20-х годов проектировал почитатель конструктивизма, пионер архитектурного модернизма и функционализма, французский архитектор Ле Корбюзье. Так что «муравейник» — так местные прозвали дом из-за наличия 576 квартир — вполне можно считать представителем конструктивизма. Подъезд здесь так устроен, что для перехода с лестничной площадки к квартирам необходимо проходить через открытые общественные балконы, выходящие на улицу Республики.
дом по улице Республики, 45
В Тюмени всё было немного скромнее, тем не менее уютно. Самой старой сталинкой центра города считают дом на улице Республики, 45 (год постройки — 1947). Здесь есть парадный выход с улицы, над которым сохранились таблички с указанием номера подъезда в необычной орфографии: «Под’езд», и черный ход со двора. Лестничные марши довольно широкие, ступени декорированы мраморной крошкой, вдоль них тянутся железные гнутые перила с широким деревянным поручнем. Жилые площадки также довольно просторные — места, чтобы оставить велосипед или коляску, хватит.
В начале ноября 1955 года было выпущено постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». На смену пышному сталинскому ампиру пришли «голые» хрущевки. Подъезды стали буферной зоной между улицей и квартирой. Их площадь была еще меньше, чем в конструктивистских домах. Вместо ленточного остекления и витражей появились узкие горизонтальные окна, которые уже не давали много света. От лифтов тоже отказались: шахта занимает много места, да и времени на решение сложных инженерных вопросов не было. Подъезды тогда стали окрашивать в типовой зеленый, так как после войны осталось много казенной краски этого цвета.
Какими были подъезды времен оттепели и как они встретили свободную Россию
Тем не менее ряд изначальных функций подъезд сохранил. Оставить коляску на площадке, конечно, не получалось, но под лесенкой на первом этаже — вполне. Там же люди обустраивали кладовые. Почтовые ящики размещали между первым и вторым этажом, а доску для объявлений — у входа.
В таких домах на подоконниках стали появляться цветы — их выносили местные тетушки, чтобы хоть как-то украсить пространство. Чистоту поддерживали сами, устраивая дежурства. Жители какой квартиры сегодня моют полы и протирают пыль, было видно по соответствующей табличке на ручке двери.
Чисто утилитарная функция подъезда перекочевала и в новостройки 90-х. Это был буфер между двором и квартирой. Без прикрас.
Двери в эти буферы из соображений безопасности стали глухими и железными. Длинный ключ, похожий на сверло для перфоратора, лежал в кармане каждого жителя больших городов. Первые этажи подъездов толком не освещались, лампочки постоянно кто-то выкручивал. Узкие лестницы стали опасным местом — здесь воры часто нападали на людей, блокируя пути отхода. В этом деле им помогали темные тамбуры между двумя рядами глухих дверей. В подъездах регулярно собирались подростки, страдающие от дефицита развлечений. Из-за всего этого жители новых постсоветских домов пытались скорее миновать это малоприятное пространство и оказаться дома, за железной дверью.
В эпоху оттепели Тюмень тоже отличилась. Пока страну застраивали пятиэтажными хрущевками, здесь продолжали возводить дома высотой в 2–3 этажа. Более высокие здания стали появляться только в начале 60-х годов. Массовым продуктом известные панельки стали после решения горисполкома в августе 1963 года запретить отвод земельных участков под строительство 2–3-этажек. В итоге до перестройки в Тюмени было возведено 689 хрущевок, где расположилось 55 176 квартир — примерно шестая часть всех квартир в городе.
Бичом домов 90-х были ступени. Одна (почти обязательная) — до входной двери, еще пять или шесть — до лифта. Пандусы если и были, то под очень большим уклоном. Это осложняло жизнь маломобильным людям, многие из них, по сути, были заточены в своих квартирах.
В конце 90-х — начале 2000-х ключи-«гвозди» сменились магнитными от домофона, курить в подъезде (и вообще) стало не модно, и мало-помалу места общего пользования перестали быть столь опасными.
В Тюмени начали отстраивать первые «элитные» дома — малоквартирные и полностью из кирпича. В них стали появляться колясочные, комнаты консьержа и более просторные холлы. Один из представителей этой эпохи — дом на улице Володарского, 9/1. На полу и ступенях плитка. Строгие черные перила украшены массивным деревянным поручнем. За счет довольно больших окон в подъезде светло.
В итоге после двух веков архитектурных экспериментов мы вернулись к тому, что человеку всё же необходим не буфер, а уютное пространство, которое будет говорить: «Оставь все проблемы за порогом. Ты дома. Расслабься». Современный подъезд, по сути, — переосмысление двухвекового опыта многоквартирного домостроения.
Как в подъезды вернулись интересные интерьеры
Сегодня интерьеры выполняют согласно современным течениям в дизайне, зачастую вдохновляясь лобби модных европейских отелей. Пример тому — «Европейский квартал» от Брусники. Особенность этого проекта в том, что в каждом доме интерьер подъезда выполнен по индивидуальному дизайн-проекту. В уже готовых домах холлы выполнены в скандинавском стиле: светлые гладкие стены сочетаются с текстурой дерева на сейф-дверях квартир и керамограните, которым выполнены функциональные зоны.
При создании интерьера для «Дома у озера» дизайнеры вдохновлялись востоком: в отделке сочетаются коричневый, желтый и белый цвета, повторяющие колористические решения фасадов.

Также в проекте есть подъезды в стиле 70–80-х годов: текстура дерева сочетается с сочными акцентами и абстрактными картинами.
Интерьерные решения в каждом доме разные, но сама концепция не меняется. На первом этаже есть мягкие зоны отдыха и ожидания гостей. Благодаря витражным входным группам в холлах много естественного света. Торшеры, бра и потолочные споты создают многоуровневое и теплое освещение по вечерам. Украшены подъезды картинами, зеркалами и другими элементами декора. Почтовые ящики утоплены в стену и больше похожи на еще одно декоративное панно. Благодаря всему этому места общего пользования воспринимаются как продолжение квартиры, где так же уютно и безопасно.
На этажах выполнена навигация, которая поможет легко сориентироваться. В этом доме просторные жилые холлы, но коляски и велосипеды здесь не хранят, их оставляют в колясочной или кладовых, которые расположены на цокольном этаже. Так пространство остается эстетичным и отвечает всем требованиям пожарной безопасности.
Конструктивизм дал им прозрачные и высокие входные группы. Жители видят, что происходит внутри подъезда и снаружи во дворе. Это дает чувство безопасности. Входные группы расположены на уровне земли, что удобно для маломобильных групп населения и родителей с малышами. Вход в подъезд по индивидуальным смарт-ключам. Домофон на входе в подъезд установлен в теплом тамбуре: гостям не нужно ждать открытия двери на улице. Для удобства в каждом подъезде есть просторные колясочные и велосипедные комнаты с доступом только для жителей.
Какие решения современные подъезды взяли из разных архитектурных стилей
Так современный подъезд стал не просто местом для встреч с соседями, хранения вещей и проверки корреспонденции, а настоящим продолжением квартиры — таким же уютным, теплым и дружелюбным.
Новые технологии подарили домам большие лифтовые кабины, где комфортно стоять рядом с соседями и перевозить крупногабаритные вещи. Также теперь можно спокойно оставлять коляски, велосипеды, самокаты и другой мини-транспорт в специальном пространстве на первом этаже — всё под охраной и видеонаблюдением.

Сталинский ампир дал сквозные проходы, которые связывают улицу и двор. Европейский опыт — стеклянные входные группы. Как в США, в коридорах уложен ковролин, чтобы было чисто и тихо: текстиль хорошо гасит звуки.
Офис продаж в «Европейском квартале»:
Тюмень, ул. Газовиков, 34;
телефон: +7 (3452) 69-74-86;
сайт: tyumen.brusnika.ru.
Застройщик: общество с ограниченной ответственностью «Брусника. Специализированный застройщик». Продажи осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Проектная декларация на сайте наш дом.рф.