Рамиль и Ирина Кабировы начали производить чай в конце 2017 года у себя на кухне. В ассортименте было всего 5 видов классических сборов, а продажи ограничивались 3–5 пачками в неделю. Супруги не понимали, как развивать бизнес, да и денег на это не было. 4 года спустя в ассортименте бренда «Дедушка рекомендует» — около 30 видов травяного чая, а фасовщики трудятся целыми днями, чтобы собрать заказы для всех желающих.
— В то время у нас совсем не было денег на развитие бизнеса. Чтобы заказать логотип компании у дизайнера, я сдала все свои украшения в ломбард. И этот логотип преподнесла мужу в его день рождения. Мы принципиально не берем кредитов и всё делаем своими силами, не хотим влезать в долги. А украшения мы, кстати, так и не выкупили. Но учитывая, как сейчас идут дела — думаю, это было хорошее вложение, — смеется Ирина.
Супруги верили в успех, но даже не надеялись так расширить производство
Почему «Дедушка рекомендует»?
— Я даже не задумывался над названием бренда, как-то само пришло в голову.
Кстати, как и название аккаунта для «Инстаграма». Причем многие подписчики даже думают, что бренд так и называется — «Дед секрет», — говорит Рамиль.
— Я даже не задумывался над названием бренда, как-то само пришло в голову.
Кстати, как и название аккаунта для «Инстаграма». Причем многие подписчики даже думают, что бренд так и называется — «Дед секрет», — говорит Рамиль.
искнули открыть бизнес без денег и с детьми на руках
— В 2017 году я был военнослужащим, а Ирина дома занималась детьми — у нас их двое, и в то время они были совсем маленькими. Нам нравилось заниматься чаями и травами, поэтому решили рискнуть и на последние деньги заказали разные травы, — рассказывает Рамиль.
Р
В 7 утра я вставал, развозил заказы, а к 9 часам спешил на службу. Ирина в это время общалась с клиентами. В 7 вечера я приезжал домой, помогал жене укладывать детей, а потом мы фасовали чай до 4 утра. И так каждый день. Почти не спали. Было забавно, когда мы заказали семейную фотосессию, а на всех фото у нас круги под глазами, хотя фотограф старалась отретушировать. Так что эти фотографии никто, кроме нас, не видел, — смеется Рамиль. — Сейчас мы, конечно, находим время на отдых, но первые три года было очень тяжело.
Сейчас у предпринимателей есть сотрудники, которые помогают перебирать, взвешивать и фасовать травы и ягоды
Вскоре супруги поняли, что на маленькой кухне уже не хватает места, и решились снять свой первый цех. Затем и там стало тесно, поэтому в 2020-м бизнес Кабировых переехал на Дзержинского, где они взяли в аренду два помещения под склад и фасовку. Было страшно, что не потянут аренду, но Рамиль и Ирина справились.
онкий вкус и целебные свойства в каждой пачке
— Я сертифицированный травник. Обучался у руководителя кафедры фитотерапии РУДН. Я и сейчас постоянно общаюсь с ведущими травниками страны: делимся опытом, иногда прошу оценить мои новые продукты, — рассказывает Рамиль.
Т
Сегодня в ассортименте «Дедушки» около 30 видов травяного чая — есть классические, ягодные, оздоровительные сборы. Здесь можно купить полезные сборы для легких, мужского и женского здоровья, для похудения. Состав каждого чая Рамиль продумывает сам.
— Наибольший спрос у нас на ягодные чаи, «Облепиховый» и «Пряный» чай на специях — однозначные хиты. В суровых сибирских условиях я бы посоветовал употреблять классические чаи: «Лесной» с эхинацеей и душицей, «Иммунный» с лабазником и курильским чаем, «Цветочный» со зверобоем и зизифорой. Ягодные чаи тоже полезны, но они всё-таки больше для удовольствия. А вот классические сборы с алтайскими и другими травами в составе отлично подходят для укрепления иммунитета.
Травы можно хранить до трех лет. Но Кабировы обновляют травы каждый год и избавляются от прошлогоднего сырья,
хотя оно всё еще пригодно к употреблению
а создание нового чая уходят месяцы
Компания продолжает создавать новые продукты. Причем разработка каждого нового чая — это долгий и трудоемкий процесс: Рамиль подбирает ингредиенты, заваривает, пробует, меняет состав и пропорции — и так десятки раз, пока не найдет идеальное сочетание вкуса.
Н
— На один чай может уйти месяц или даже несколько. Например, чай «Пряный» я пытался разработать еще в прошлом году, но до ума довел состав только недавно.
едкие травы, которые не купишь в магазине
— Мы предлагаем не только шиповник, душицу и иван-чай. У нас немало редких трав. Есть, например, саган-дайля. Кстати, летом он цветет, и некоторые пытаются продать летний сбор дороже просто из-за наличия цветков. А разницы на самом деле никакой.
Р
Зимний сбор даже более ферментированный — саган-дайля выделяет масла на поверхность, поэтому вкус у чая более насыщенный
Еще наши сборщики заготавливают цвет яблони. Не в Тюмени, конечно, где дорожная пыль — только с горных яблонь. Весной они начинают цвести, это продолжается всего несколько дней. В это время наши сборщики осторожно собирают цветки с яблонь, затем высушивают. Чай с такими цветками очень ароматный.
Сушеный цвет яблони из последнего «урожая»
еряем больше половины веса травы на мусоре»
— Сырьё собирают наши сборщики. Они проживают в Крыму, на Алтае, в Башкирии — в основном в горной местности. Зачастую это люди, семьи которых поколениями собирали травы и ягоды в своём регионе, — делится Рамиль.
«Т
У Кабировых довольно строгие требования к сборщикам: только ручной и бережный сбор без измельчения трав.
— На крупных производствах траву рвут с корнями и даже землей при помощи техники, это всё перемалывается в порошок и отправляется в фармкомпании или ликеро-водочные заводы, — говорит Ирина. — У нас такого нет. Сначала сборщики отбирают травы, а затем уже мы у себя в цеху доводим сырье до идеала.
— На крупных производствах траву рвут с корнями и даже землей при помощи техники, это всё перемалывается в порошок и отправляется в фармкомпании или ликеро-водочные заводы, — говорит Ирина. — У нас такого нет. Сначала сборщики отбирают травы, а затем уже мы у себя в цеху доводим сырье до идеала.
Процесс обработки листьев и плодов перед взвешиванием и упаковкой
— Пожалуй, мы единственные в стране предъявляем такие требования к травам. Из-за этого даже иногда конфликтуем со сборщиками, которые привыкли менее ответственно относиться к сбору трав для других заказчиков. Обычно производители не убирают стебли, а для сборщиков это дополнительные объем и вес, за которые они получают деньги. Стебли тоже можно заваривать, но мы предпочитаем только чистые сборы из листьев и цветов. В итоге мы вынуждены переплачивать за готовый сбор, потому что листья со стеблями, конечно же, весят больше, — сетует Рамиль.
Ирина показывает, как сотрудница перебирает зверобой из последней поставки. Всё сырье — со стеблями
— Мы все стебли тщательно удаляем. И проблема не только в том, что это долго. Можно потерять больше половины веса продукта на стеблях. А на душице и зверобое — даже до 70% веса. Но сделать с этим мы пока ничего не можем, — говорит Ирина.
уть трав и ягод от поля до покупателя
Рамиль заказывает определенный объем трав. Сборщики собирают и сушат травы, которые почти не теряют полезных свойств. А вот ягоды у «Дедушки» только сублимированные.
П
Сублимация позволяет сохранить больше вкуса и полезных свойств, чем обычная сушка. Именно такую ягоду можно попробовать в чае «Чёрная смородина»
— Правда, и цена в итоге вырастает — например, мешок такой клюквы стоит 4600 рублей, причем хватает его всего на 60 упаковок чая. Поэтому и цены у нас не самые низкие, — объясняет Рамиль.
Затем сборщики отправляют готовое сырье транспортными компаниями в мешковинах или коробках.
— Правда, и цена в итоге вырастает — например, мешок такой клюквы стоит 4600 рублей, причем хватает его всего на 60 упаковок чая. Поэтому и цены у нас не самые низкие, — объясняет Рамиль.
Затем сборщики отправляют готовое сырье транспортными компаниями в мешковинах или коробках.
В таких мешках приходит сырьё от сборщиков
И уже в Тюмени команда Кабировых заканчивает очистку трав, удаляет стебли, замешивает составы и упаковывает чай в фирменные крафтовые пакеты.
— В каждой пачке всё рассчитано по граммам. На ярмарках покупатели иногда пытаются взять конкретную пачку, потому что им кажется, что в ней чуть больше ягод. Но мы всё взвешиваем очень точно, — говорит Рамиль.
ланы на будущее
— Сейчас мы продаем чай покупателям из Тюмени, близлежащих и нескольких северных городов. Хотелось бы, конечно, развиваться и торговать по всей России, но пока для нас это очень сложно: производственной мощности не хватает, — объясняет Рамиль.
П
— А еще было бы здорово собирать травы самим и не зависеть от своенравных сборщиков, — делится Ирина. — Но тогда мы не сможем заниматься развитием бизнеса, а это не вариант.
Супругам предлагали сотрудничество кафе и рестораны. Но Рамиль и Ирина наотрез отказываются.
— Бывает, люди попробуют какой-нибудь чай в кафе, например, облепиховый, а наш травяной потом кажется им по вкусу недостаточно насыщенным, — говорит Ирина. — Но сотрудники общепита добавляют в такой чай топинги, сахарные сиропы, а саму облепиху давят до состояния пюре. Конечно, после такой «обработки» вкус у чая очень яркий, не такой, как у натурального. Поэтому мы не соглашаемся работать с ресторанами и кафе, чтобы не обманывать ожидания людей.
Супругам предлагали сотрудничество кафе и рестораны. Но Рамиль и Ирина наотрез отказываются.
— Бывает, люди попробуют какой-нибудь чай в кафе, например, облепиховый, а наш травяной потом кажется им по вкусу недостаточно насыщенным, — говорит Ирина. — Но сотрудники общепита добавляют в такой чай топинги, сахарные сиропы, а саму облепиху давят до состояния пюре. Конечно, после такой «обработки» вкус у чая очень яркий, не такой, как у натурального. Поэтому мы не соглашаемся работать с ресторанами и кафе, чтобы не обманывать ожидания людей.
«Но что радует — спрос на чай есть всегда. Наш бизнес не так сильно зависит от сезона, как многие другие. Думали, что летом будут серьезные просадки, но, оказывается, люди хотят поддерживать здоровый образ жизни круглый год».
— Сейчас мы даже не успеваем посчитать, сколько пачек чая отгружаем в месяц, — говорит Рамиль. — Но несем личную ответственность за каждую упаковку чая! Любим свое дело!
емейный бизнес — серьезная проверка отношений
Не каждая семейная пара выдерживает испытание общим бизнесом. Рамилю и Ирине тоже приходилось непросто.
— Первое время мы часто спорили с мужем, много нервничали, — рассказывает Ирина. — Вообще тяжело вести бизнес внутри семьи: ты приносишь рабочие проблемы домой и наоборот — если ссоришься по личным причинам, то потом тяжко общаться на работе. Но со временем мы привыкли, притерлись, не лезем в дела друг друга. Хотя можем, конечно, советоваться, и проблемы всегда решаем вместе.
— Первое время мы часто спорили с мужем, много нервничали, — рассказывает Ирина. — Вообще тяжело вести бизнес внутри семьи: ты приносишь рабочие проблемы домой и наоборот — если ссоришься по личным причинам, то потом тяжко общаться на работе. Но со временем мы привыкли, притерлись, не лезем в дела друг друга. Хотя можем, конечно, советоваться, и проблемы всегда решаем вместе.
С
Супруги разделили обязанности в бизнесе: Ирина фотографирует, ведет Инстаграм, общается с клиентами и принимает заказы. Рамиль отвечает за всю техническую часть — поставки, склад, разработка новых составов чая.
— Но мы, конечно, всё равно бизнес дома обсуждаем. Зато и детям показываем, что работать и зарабатывать — это круто. Так у них не сложится представление, что работа — это обязательно каторга, — объясняет Рамиль.
де купить
Купить проще всего онлайн — через аккаунт в Instagram или на OZON и Wildberries.
— У нас работает доставка до квартиры, и она бесплатная при покупке от 1300 ₽, — говорит Рамиль. — Кроме того, нашу продукцию можно купить в магазинах-партнерах — полный список есть в нашем Instagram. А скоро появится и удобный сайт с функцией онлайн-заказа.
Посмотреть ассортимент и сделать заказ: instagram.com/ded_sekret72/
— У нас работает доставка до квартиры, и она бесплатная при покупке от 1300 ₽, — говорит Рамиль. — Кроме того, нашу продукцию можно купить в магазинах-партнерах — полный список есть в нашем Instagram. А скоро появится и удобный сайт с функцией онлайн-заказа.
Посмотреть ассортимент и сделать заказ: instagram.com/ded_sekret72/
Г
ила тюменского региона
С
Компания «Дедушка рекомендует» участвует в проекте «Покупай тюменское». Проект появился в 2009 году. Он помогает стать ближе к полезным продуктам, произведенным на нашей земле, больше узнать о местных предприятиях. Многие удивятся, но таких эксклюзивных компаний в Тюмени около 300! Каждая из них не только вносит свой вклад в экономическую систему Тюменского региона, но и радует потребителей качеством выпускаемой продукции. Это маленькие и крупные предприятия, производители и переработчики.
ИП Кабирова Ирина Анатольевна
ОГРНИП
318723200076538
ИНН
720414594015