Город НКО в России: не просители, а партнеры

НКО в России: не просители, а партнеры

Некоммерческие организации, занимающиеся благотворительностью, постепенно становятся полноправным сектором экономики. К этому надо не только привыкнуть, но и понять, что деятельность специалистов НКО давно уже переросла роль плакальщиков и просителей, превратившись в работу профессионалов, социальных партнеров.

Не секрет, что для профессионального роста любому человеку, любой организации, какими бы благими и совершенно искренними ни были цели их деятельности, необходимо постоянно пополнять копилку знаний, чтобы не стать жертвой конкуренции. Почерпнуть солидную порцию информации о фандрайзинге, систематизировать ее и даже попробовать применить на деле смогли участники практической конференции «Благотворительность в Тюменской области – поиск точек роста», организованной сайтом 72.ru и проходившей в Тюменской областной научной библиотеке имени Дмитрия Менделеева. Больше всего в таких знаниях были заинтересованы, конечно, представители НКО – их-то на конференции оказалось больше всех, а вот бизнес-сообщество особой активности не проявило.

Спикером конференции стал известный специалист в области фандрайзинга, генеральный директор, тренер-консультант ООО «Центр РНО», председатель экспертного совета СПбРБОО «Волонтерская служба», один из создателей конференции «Белые ночи фандрайзинга» Егор Кудаков. Ценностью двухдневного мероприятия, по откликам многих участников, стала его, прежде всего, практическая направленность: теория теорией, а вот возможность примерить на себя поочередно роль благотворителя и благополучателя – дорогого стоит.

Также в рамках практической конференции в научной библиотеке открылась фотовыставка «Особое счастье», посвященная семьям с детьми с ограниченными возможностями. Это истории 16 детей-инвалидов из Тюменской общественной организации «Особый ребенок», рассказанные с помощью средств фотосъемки. Руководитель «Особого ребенка» Нина Нежиборская познакомила организаторов с будущими моделями, а фотошедевры создала руководитель имидж-агентства Impression Managment, тюменский фотограф Марина Кочаровская.

Открыли мероприятие снятые видеогруппой 72.ru социальные ролики, в создании которых приняла участие председатель комитета по реализации социальных проектов Торгово-Промышленной палаты Тюменской области, руководитель тюменского представительства Благотворительного фонда «Колыбель надежды» Гульнара Прадедова.

В перерывах участники могли обменяться мнениями о полученной информации и впечатлениями от фотовыставки за чашечкой кофе или чая – об этом позаботилась Ресторанная федерация «Вкус72». Официально зарегистрировать свою точку зрения можно было в рамках интерактивного опроса с помощью системы получения обратной связи CRM-Sensor, предоставленной Тюменской инновационной компанией.

Управляй и получай

Первый день работы конференции по большей части был посвящен внутренней работе некоммерческих организаций и социальному проектированию. Факт, что сегодня в некоммерческих организациях зачастую развивается одна и та же функциональная модель: есть руководитель, безусловный умница и сподвижник, на котором и замыкается вся деятельность НКО. По мнению Егора Кудакова, такой подход не только вреден, но даже опасен – глава организации может куда-то уехать, заболеть и тогда вся работа окажется под угрозой?

Прежде всего, участники мероприятия поговорили о том, что такое социальный проект, чем он отличается от программы и каким должен быть, чтобы заслужить финансовую поддержку. Ясность, четкость, актуальность и важность – набор «нехитрых» признаков, по которым проект могут признать достойным денежного сопровождения. Кроме того, необходимо, чтобы он был реалистичным и экономичным, соответствовать интересам дарителя и его благотворительной политике.

В идеале отзыв у меценатов получают уже работающие интересные программы, которые могут только выиграть от поступления дополнительных средств. Большие шансы есть у ряда разрозненных программ, выигрывающих от объединения. Ну и, конечно, не оставит равнодушной абсолютно новая идея, предлагающая нестандартный, оригинальный и яркий подход. Спикер также рассказал о том, какими инструментами должен владеть проектный менеджер, о том, как распознать мотивацию работника и правильно его стимулировать, чтобы получить максимальный эффект.

Такой объем знаний на первый взгляд может показаться утомительным – сложно представить себе людей, которым нудно вещают о том, как стать более успешными. Но только не в случае с Егором Кудаковым: всю информацию слушатели получили в ненавязчивой форме либо беседы, либо игры. Участники конференции знакомились друг с другом, демонстрировали навыки коммуникации в процессе воссоздания модели самого обычного автобуса. И это было только началом.

Никто никому не должен

Второй день практической конференции был посвящен непосредственно фандрайзингу – деятельности по привлечению средств на некоммерческие проекты. Как выяснилось, в этой сфере существует еще немало белых пятен. «В нашем регионе нет закона о благотворительной деятельности, поэтому когда мы говорим о благотворительности, мы понимаем, что это поле законодательно не оформлено, – говорит директор Благотворительного фонда развития города Тюмени Вера Барова. – Сегодня нет недостатка в замечательных проектах, сегодня, слава Богу, у многих бизнесменов сохранилось желание участвовать именно в социальном развитии региона, но, увы, наши депутаты непоследовательны. Этот закон по-прежнему у нас отсутствует».

По ее словам, в последнее время очень многое изменилось: «Государство продекларировало очень многие вещи именно в русле развития некоммерческого сектора как сектора экономики. В нашем регионе, увы, пока нет программы, которая была бы реально наполнена финансами и имела бы прозрачный механизм предоставления средств на реализацию социальных проектов».

Что должен уметь фандрайзер, если он обращается к государственным структурам, к бизнесу, в фонды или к частным жертвователям? Почувствовать себя как в роли просящего, так и в роли дающего смогли участники конференции в процессе деловой игры «Фандрайзинг на 360 градусов», условия которой были максимально приближены к реальности, в которой сегодня существует немало проблем. За тремя столами сели представители благотворительного фонда, государственной власти и бизнеса. Игроки же за короткое время должны были не только грамотно и четко изложить суть своего социального проекта, но и убедить предполагаемые источники финансирования в том, что только их дело заслуживает материальной поддержки.

Прямо скажем, удалось добиться необходимого финансирования далеко не всем. «Неприемлемо, когда человек, не получив деньги, начинает ныть. Привыкайте, что вы уже становитесь полноправным сектором экономики. Принесите мне нормальный внятный проект, чтобы я понимала. Фонды ждут убедительных аргументов. Работа фандрайзеров должна вестись, прежде всего, профессионально. И помните – никто никому ничего не должен», – посоветовала Вера Барова. А Егор Кудаков порекомендовал запомнить еще одно правило: не попросишь – не дадут.

Не потерять пыл в сердце

Какое же мероприятие без обмена мнениями. Поделиться своей точкой зрения и послушать другие участники конференции смогли в рамках дискуссионной площадки, организованной в финале мероприятия с помощью Фонда общественной дипломатии «Диалог».

«Самое главное – это понять, где из возможных каналов получения ресурсов и денег проект сможет реализоваться до того, как вы потеряете тот пыл в сердце, с которым пришли, если стукнетесь об одно стекло, потом о другое, – говорит президент Фонда общественной дипломатии «Диалог» Ирина Ульянова. – Это не вопрос самокритичности, это вопрос внутреннего чутья, помощь тех знаний, которые получили сегодня, внутренняя адекватность, понимание».

«Приятно встретить очень много единомышленников в такой сфере довольно-таки узкой, найти какие-то новые идеи, вдохновение, – поделилась директор Тюменской региональной автономной некоммерческой благотворительной организации помощи инвалидам «Открой мне мир» Маргарита Суворова. – В нашей сфере очень большой процент эмоционального выгорания, то есть мы подпитались. Мы получили эту энергию. Мы будем теперь ее использовать в течение какого-то времени».

Все разложили по полочкам, четко и конкретно, – добавила председатель совета фонда помощи животным «Горячая линия "Потеряшки"» Евгения Здорнова. – Я поняла, какие у нас есть недостатки и уже написала своим девчонкам, что будем кое-что менять, улучшать работу с людьми с нашими благотворителями».

А Егор Кудаков выразил надежду, что вскоре в России благотворительность станет модной, войдет в норму: многие организации поймут, что не заниматься благотворительностью это вообще странно, это то же самое, что быть бескультурным.

Фото: Фото Павла СОЛДАТКИНА, видео Анастасии ЖЕРДИНОЙ и Юрия БЫБИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем