Здоровье Всё о коронавирусе Будет ли в Тюмени вторая волна коронавируса? Подробный прогноз эпидемиолога

Будет ли в Тюмени вторая волна коронавируса? Подробный прогноз эпидемиолога

По мнению Александра Марченко, в новой реальности с COVID-19 нам жить еще минимум год

Александр Марченко считает, что большого подъема заболеваемости коронавирусной инфекцией в Тюменской области быть не должно

Тюменская область перешла на третий этап ограничений в связи с распространением COVID-19. Количество заболевших ежедневно — несколько десятков человек, но в городе открыли рестораны, кинотеатры, а с 1 сентября заработают школы. Читатели 72.RU опасаются, что осенью будет всплеск и всё снова закроют. Поговорили об этом с тюменским эпидемиологом Александром Марченко.

Александр Марченко — заведующий кафедрой гигиены, экологии и эпидемиологии Тюменского государственного медицинского университета, главный внештатный эпидемиолог Министерства здравоохранения РФ в Уральском федеральном округе, доктор медицинских наук

— Александр Николаевич, можно ли ожидать, что осенью количество заражений коронавирусной инфекцией снова увеличится?

— COVID-19 — новая инфекция. Если в целом сравнивать с респираторными инфекциями, заболеваниями, которые имеют свойство подниматься с началом осени, то, наверное, следует ожидать и небольшого подъема коронавирусной инфекции. Почему грипп и ОРВИ в осенний период поднимаются? Потому что происходит формирование новых коллективов в детских садах, школах, в вузах и так далее. Коронавирусная инфекция относится к респираторным, механизм заражения аналогичный, так что некоторый подъем не исключен на фоне общего сезонного подъема респираторных заболеваний.

К этому надо готовиться, соблюдать те меры профилактики, о которых мы говорили весной и летом: масочный режим, контроль температуры, дезинфекция, проветривание, обеззараживание воздуха в закрытых помещениях, использование перчаток в общественных местах с большим скоплением людей, социальное дистанцирование.

— Насколько небольшой подъем возможен, как вы это оцениваете?

— Трудно делать количественные прогнозы. Но, думаю, не так много, как в летний период, когда ежесуточно было по 70–100 случаев. Вряд ли так будет с учетом того, что провели исследование состояния иммунитета населения в разных регионах. В Тюменской области примерно у четверти (в пределах 24%) есть антитела, которые свидетельствуют, что люди переболели в легкой или незаметной форме.

«Уже есть определенный иммунитет у людей и надежда на то, что многократного подъема заболеваемости не будет»

Реален ли вариант введения новых ограничений в Тюменской области? Придется ли снова закрывать детские сады и школы?

— Я думаю, что нет, наверное, до этого не дойдет по тем причинам, о которых я только что сказал. И еще ведь предполагается вакцинация новой вакциной, разработанной в центре Гамалеи (НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи). Поэтому возврата к прежнему объему ограничений не будет. Но должен еще раз сказать, что все будет зависеть от нас, будем ли мы соблюдать те меры, которые остаются актуальными: масочный режим, проветривание, дезинфекция, антисептики, дистанцирование.

— Как вы относитесь к вакцине, разработанной в России? Можно ли ее массово применять уже сейчас? Многие опасаются, что не изучены последствия и нет доказанной эффективности.

— Вакцину против новой коронавирусной инфекции зарегистрировали 11 августа в Минздраве. Проводились доклинические исследования, потом клинические, в том числе на добровольцах. Нельзя сказать, все это произошло скоротечно. Любая вакцина, любой новый препарат проходят определенные фазы исследования, прежде чем запустить их в производство. Данную вакцину и на животных исследовали, в том числе на приматах — на безвредность, на иммуногенность. И вакцина показала высокие результаты.

Центр Гамалеи имеет богатый опыт создания вакцин. Они использовали аденовирусную платформу, которая была эффективна при создании вакцины против лихорадки Эбола, против MERS — ближневосточного респираторного синдрома, близкородственного COVID-19. Эта платформа, в принципе, используется для создания вакцин более 50 лет. В том числе за рубежом, не только у нас. Не совсем правильно говорить, что слишком быстро и неожиданно создали. Просто большинство людей не знает технологии, поэтому им кажется, что она неиспытанная.

У нас уже вторая вакцина вышла на клинические исследования на добровольцах, это в научном центре «Вектор» в Новосибирске. Так что к концу этого года или к началу следующего появится вторая вакцина.

— Она чем-то будет отличаться от первой?

— Там есть нюансы, но она будет такой же эффективной и безвредной, высокоиммуногенной. Нюансы в лабораторных исследованиях, в сборе белков вируса, которые берутся для выработки иммунитета. Будет она однокомпонентной или двухкомпонентной — это уже особенности. Вакцина, которую разработали в центре Гамалеи, — двухкомпонентная: сначала вводится один компонент, а через некоторое время — другой. Грубо говоря, два флакончика.

— Ее будут ставить внутримышечно?

— Да, как обычную прививку.

— У нас в России вакцину делали на основе вируса, который у нас ходит, а в других странах — на основе своего? Или везде одинаково?

— Нет, везде исследуют один и тот же вирус. Нет кардинальных особенностей, отличающих вирус, циркулирующий в Италии, России или Бразилии.

В пользу эффективности и надежности новой вакцины говорит то, что уже более 20 стран сделали заявку на ее закупку. Общий объем заявок — более миллиарда доз. Если бы медики в других странах не верили в эту вакцину, то не оставляли бы заявки.

«В числе стран, подавших заявки на российскую вакцину, — Израиль, Бразилия, ОАЭ, Мексика, Саудовская Аравия»

— Они обращаются прямо в Центр Гамалеи?

— Существует определенная процедура. Все идет через Минздрав, через госконтракты.

— Как вы считаете, в России вакцинация против коронавирусной инфекции должна быть обязательной или добровольной? Как вообще должна происходить прививочная кампания?

— Любая кампания по вакцинации — дело добровольное. Но существуют определенные группы населения — «контингенты риска», которым в силу их профессиональных особенностей эта вакцинация необходима в обязательном порядке: врачи, преподаватели, сотрудники детских садов, то есть, те, кто общается с большим количеством людей. Они должны быть привиты, независимо от того, хотят или нет. Это требование профессии. Все остальные в добровольном порядке.

— Когда начнут прививать, как вы считаете?

— Производство вакцины уже началось, регионы уже подают заявки в Минздрав на вакцину, в первую очередь для медицинского и преподавательского персонала. Сначала решатся все организационные моменты: доставка, распределение. Вероятнее всего, в конце сентября–в октябре процесс иммунизации начнется.

— А это не поздно?

— В принципе, нет. Нужно определенное время для наработки вакцины, она только 11 августа была зарегистрирована.

— Тюменская область тоже заказала вакцину? Сколько?

— Не могу пока сказать, какое количество. Но заявку делали, это все регионы сейчас делают — или уже подали, или в стадии формирования заявки.

— Главный вопрос, может, вы нас обрадуете. Когда окончательно поборем коронавирус? Когда можно будет жить, как раньше?

— Повторюсь, что это новая инфекция. Никто не ожидал, что развитие примет пандемический характер. Не так быстро будет мир выходить из пандемии. В некоторых странах, где раньше начался процесс заболеваемости, опять отмечается подъем. Так что, наверное, не меньше года нам придется соблюдать противоэпидемические меры.

Кто мог подумать, что коронавирус так изменит жизнь во всем мире. Воздействие на экономику, на здравоохранение, на социальную сферу, на всё.

«Выход из пандемии будет не таким быстрым, как хотелось бы. Следует рассчитывать как минимум на год режима повышенной настороженности»

— Вы говорили, что многое будет зависеть от людей. Но в последнее время растет число тех, кто не верит в коронавирус и, уж конечно, не будет делать прививку.

— К сожалению, есть неверие, есть мнения, что все это происки. Здесь нужна пропаганда в хорошем смысле этого слова. Конечно, это никакие не происки, это реальность, в которой нам придется жить. Если такие люди не думают о себе, то подумали хотя бы о детях, родителях, своем ближайшем окружении, что будет с ними, если они заболеют.

— А вы бы не побоялись делать прививку?

— Я обязательно буду. Вся моя семья готова прививаться.

— Последствий не опасаетесь?

— Я не первый год в эпидемиологии и знаю, как проходят испытания вакцин, внедрение в производство. Уверен, что вакцина, которую предлагают, будет безвредной, иммуногенной и высокоэффективной.

В последние дни количество заболевших в регионе — около 50 человек ежесуточно. Посмотрите, сколько за весь период пандемии заболело в Тюмени. Наш город — рекордсмен по количеству заражений. Армизонскому району повезло больше, там за все время заболел лишь один человек. Почитайте о прививочной кампании, которая уже началась в нашем регионе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем