Здоровье интервью

Малыш на полмиллиона: как в Тюмени выхаживают недоношенных детей. Интервью с врачом

Что нужно знать об особенностях ребенка, родившегося раньше срока

17 ноября отмечается Международный день недоношенных детей

В ноябре отмечается Международный день недоношенных детей. Его учредили, чтобы привлечь внимание к проблеме преждевременных родов и трудностям, с которыми сталкиваются и врачи, и родители. О том, где и как выхаживают малышей в Тюмени, мы поговорили с главным врачом госпиталя «Мать и дитя» Татьяной Ербактановой.

— Каких детей принято считать недоношенными?

— Недоношенным считается ребенок, вес которого при рождении составляет 500 граммов и выше. Плод с меньшей массой тела до 22 недель нежизнеспособен. Медицина пока не в состоянии спасти такого человека.

После 22 недели беременности дети, появившиеся на свет с экстремально низкой массой тела, выхаживаются в отделениях реанимации и интенсивной терапии новорожденных. Такие отделения оборудованы специально разработанными аппаратами для поддержания дыхания. У недоношенного ребенка еще не созрели органы и системы, особенно, дыхательная. То есть, грубо говоря, легкие еще не готовы работать, не вырабатывается сурфактант.

Сурфактант — вещество, благодаря которому люди дышат и усваивают кислород. Он нужен для того, чтобы не слипались альвеолы. Только в этом случае легкие выполняют функцию газообмена. В естественном цикле у плода сурфактант вырабатывается после 34 недели беременности. В России для выхаживания недоношенных детей используют препарат «Куросурф» — натуральный сурфактант, производимый в Италии.

У недоношенных детей функция газообмена не развита. Чем меньше срок, тем менее зрелые легкие, тем больше доз сурфактанта необходимо.

Выходить недоношенного ребенка можно только в специально оборудованной больнице, по классификации российского здравоохранения это учреждения третьего уровня — перинатальные центры и федеральные институты. В таких больницах есть детская реанимация, оснащенная всем необходимым. Недоношенные дети не должны рождаться в учреждениях первого и второго уровня (поликлиники, больницы, диспансеры. — Прим. ред.). Задача медицинских чиновников в каждом регионе — сконцентрировать все преждевременные роды в учреждениях третьего уровня.

— Сколько таких учреждений в Тюменской области?

— Два, и оба расположены в Тюмени. Это Перинатальный центр и госпиталь «Мать и дитя».

Недоношенных детей можно выходить только в тех больницах, где есть специальное отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных

— То есть если в больнице райцентра или небольшого города Тюменской области рождается глубоко недоношенный ребенок, то шансов выжить у него мало?

— Почему? Всех рожениц, у которых есть риск преждевременных родов, доставляют в Тюмень транспортом медицины катастроф. Доставляют и недоношенных детей, всё это происходит быстро.

— Почему отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных не открывают во всех районных больницах?

— Это нерационально. Во-первых, дорогостоящее оборудование. Во-вторых, такие преждевременные роды в районной больнице, может, будут происходить два-три раза в год — врачи просто не наработают опыта.

— Сколько стоит выходить недоношенного ребенка?

— Конкретной стоимости выхаживания недоношенных детей нет, всё зависит от срока недоношенности и от региона. Если говорить в целом, то это порядка 300–500 тысяч рублей, иногда миллион, на одного ребенка. Государство квотирует выхаживание всех недоношенных детей, родившихся после 22 недели, без ограничений.

— Насколько люди осведомлены о проблемах недоношенных детей? Что, на ваш взгляд, главное в понимании этой проблемы?

— Нужно понимать, что недоношенный ребенок — это не просто маленький ребенок, который, грубо говоря, должен «наесть массу». Это функционально незрелый человек: у него не созрели жизненно важные органы и системы — терморегуляция, пищеварение, дыхание, — не полностью сформированы органы. Это целый комплекс проблем, с которыми поэтапно должны разбираться врачи-реаниматологи. Это ювелирная кропотливая ежедневная работа.

Врачам иногда приходится чуть ли не лекции читать родителям недоношенных детей, предупреждать их о том, что не будет «вау-эффекта», не получится сразу быстро всё наладить, чтобы ребенок рос так же, как обычные доношенные дети. Очень многое зависит от настроя родителей. Если они вникли и поняли суть проблемы, то должны набраться огромного терпения и не торопить события. Они должны принять ситуацию и понять, что даже наметившиеся положительные сдвиги могут в любой момент обернуться отскоком назад.

Выхаживание недоношенного ребенка — это очень длительный тяжелый труд. Всё зависит совместной работы врачей и родителей. От доктора зависит грамотное, профессиональное ведение такого пациента, а от родителей — доверие к врачу и настрой, позитивные эмоции, которыми родители должны каждый день обеспечивать своего ребенка.

Есть такой специальный раздел терапии недоношенных детей — общение родителей с ребенком. В отделениях реанимации ставят удобные кресла, в них садятся мама или папа, и даже глубоко недоношенного ребенка, который находится на искусственной вентиляции легких, выкладывают на грудь родителя (чаще, конечно, мамы). Это нужно для того, чтобы был тактильный контакт, кожа к коже, чтобы было слышно сердцебиение мамы: научно обосновано, что это приносит положительный эффект в выхаживании таких детей.

— Есть мнение, что недоношенные дети отстают в развитии от своих сверстников.

— У недоношенных детей достаточно много проблем, они требуют постоянного наблюдения. Есть кабинеты катамнеза, там наблюдают недоношенных детей, потому что осложнения у них в любом случае остаются: у таких малышей развиваются особые заболевания, типичные только для тех, кто родился сильно раньше срока.

Отделения для выхаживания недоношенных детей должны быть оснащены высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием

В плане умственного развития каждый случай индивидуален. Когда я работала в Перинатальном центре, у нас была пациентка с крайне отягощенным соматическим анамнезом: с тяжелой эндокринной патологией, с артериальной гипертензией и возрастным багажом. Детей у нее не было, но она очень хотела. Первая беременность у нее закончилась неблагополучно, развились осложнения — преэклампсия на сроке 26 недель. Ребенка спасти не удалось.

Преэклампсия — состояние беременной женщины, при котором возникает угроза ее жизни и жизни плода. Характеризуется повышением артериального давления, отеками, головными болями.

Буквально через пару лет пациентка снова забеременела. Врачи, которые вели ее беременность, приложили все усилия, чтобы не повторилась предыдущая ситуация, но были генетически заложенные осложнения, и снова развилась преэклампсия, однако срок беременности на этот раз был больше — 28 недель. После срочного родоразрешения мы получили живого ребенка, хоть и глубоко недоношенного. Нашим неонатологам и реаниматологам удалось этого ребенка (девочку) выходить.

Пациентка жила неподалеку от Перинатального центра и гуляла на его территории с ребенком. Мы часто виделись. Девочка, конечно, была меньше своих сверстников. Помню, иду как-то на работу и вижу эту девочку — ей был год и девять месяцев. Она стояла на крыльце Перинатального центра и читала стихи! В год и девять месяцев! Это, конечно, была невероятная радость!

Напомним, наша коллега Мария Токмакова проводит исследование тюменских роддомов. Она уже рассказала о тюменском Перинатальном центре — это как раз одно из учреждений третьего уровня, где выхаживают недоношенных детей. В отделении Перинатального центра на улице Энергетиков, кстати, есть шведская стенка для беременных. А в тюменском роддоме № 2 работают санитарки-близнецы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем