Здоровье интервью По следам трагедии. Разбираемся с тюменским педиатром, нужна ли физкультура всем детям

По следам трагедии. Разбираемся с тюменским педиатром, нужна ли физкультура всем детям

Интервью с главным врачом детской больницы Тамарой Ворсиной

Педиатры отмечают, что ребенка не реже одного раза в год нужно обследовать, чтобы вовремя найти проблему, если она возникнет

На этой неделе в одной из тюменских школ произошла трагедия. Во время кросса на стадионе умер одиннадцатиклассник. Как следить за здоровьем своего ребенка, полезны ли всем детям уроки физкультуры, к каким врачам и в каком возрасте нужно обязательно водить детей? Эти вопросы мы задали главному врачу клиники «Детский доктор», педиатру высшей категории Тамаре Ворсиной.

— У многих родителей, после того как они прочитали новость о трагедии, возник вопрос: «Как сделать так, чтобы с моим ребенком такого не случилось?»

— Когда ребенок идет в школу, ему оформляют медицинские документы. Во-первых, его осматривают врачи из определенного перечня: они могут заподозрить отклонения в организме. Во-вторых, ребенок проходит обследование: УЗИ, эхокардиографию, электрокардиограмму (обследуется функция сердца), сдает клинический минимум, который тоже может сказать нам о каких-то изменениях, которые предполагают дальнейшее обследование.

После того как все врачи дали заключение, мы подписываем карту для посещения школы. Мы должны убедиться, что ребенок здоров, что ему разрешено посещать школу и что физкультурная группа у него основная. Если у него есть проблемы со здоровьем, то мы даем заключение, которое подразумевает ограничения по физическим нагрузкам: либо это лечебная физкультура, либо это подготовительная группа, которая ограничивает бег, прыжки, сдачу норм ГТО.

«Без медицинской карты в школу ребенок допускаться не должен! Если какие-то проблемы есть, то они должны выявляться изначально»

Если ребенок занимается спортом, то есть кроме физкультуры ходит в какие-то секции, то должно быть дополнительное обследование. Проводить его нужно ежегодно, чтобы в динамике следить за здоровьем.

К сожалению, современные дети мало двигаются. А в школах есть программы физической нагрузки. Там уже не смотрят — занимаешься ты в секциях или сидишь дома у компьютера, спортивный ты ребенок или нет. Учитель физкультуры абсолютно не знает про уровень физической подготовки ребенка. Ему дают большую нагрузку, а он просто физически не может эти круги бегать. Там у них еще есть нормы ГТО. Неспортивные дети не могут с этим справиться и у них могут возникать проблемы со здоровьем.

Тут нужно обратиться к родителям. Если у вас по каким-то причинам ребенок ограничен в физических нагрузках, то учителя об этом стоит предупредить. Можно сходить в поликлинику и поговорить с доктором, объяснить, что ребенок физически не может бегать, не может выдерживать такие нагрузки.

«Надо совместно с родителями и врачами обсуждать, стоит ли этому конкретному ребенку бегать десять кругов?»

У педагогов немного другие цели. Если им положено по уроку, то они и требуют это. Если педагог видит, что ребенок тащится в хвосте, встает и задыхается, так, может, не надо ему говорить: «Ваня, Петя, догоняй, ты же мальчик, ты же мужчина»? Может, не надо давить на него, а сказать: «Встань, отдохни кружочек, дети пробегут, а ты потом к ним присоединишься». Это более правильно, с моей точки зрения — как доктора и как мамы.

Я как врач сталкиваюсь еще с одной проблемой — когда родители, у которых ребенок с проблемами по здоровью, пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты. У меня были такие случаи, когда говоришь родителям, что есть проблемы по кардиограмме, по эхокардиографии, нужна консультация кардиолога, а они отвечают, что «вы ничего не понимаете», что «у ребенка стресс», что «он занимается много лет и надеется на Олимпийские игры». Не всегда можно достучаться до таких родителей. Они говорят, что всё хорошо, что и дальше будем заниматься спортом. У этих детей высокий риск, к сожалению, всевозможных осложнений. Иногда всё заканчивается печально.

— К каким специалистам и сколько раз в год надо водить ребенка, если не брать в расчет обязательное наблюдение в школах?

— Пока ребенок растет, процессы в его организме происходят достаточно быстро. Поэтому если не наблюдается особых проблем и он не стоит на учете у узкого специалиста, то раз в год он должен приходить к своему педиатру. К доктору, у которого ребенок наблюдается и которому доверяют родители. Доктор проводит полный медицинский осмотр с взвешиванием, измерением роста, определением индекса массы тела, нервно-психического развития. И сдача анализов, про которые мы уже говорили. Клинический минимум раз в год должен быть пройден. Дальше уже доктор смотрит, есть ли проблемы? Если есть — определяет к специалисту.

Еще с доктором нужно обсудить необходимость зарядки, как это ни банально. Мы ее все должны делать. Было бы очень хорошо не просто так, что: «Ваня, Маша, вставайте и делайте зарядку», а всем вместе — мама, папа и Ваня с Машей. Утром все встали на зарядку. 10 минут можно найти. То, что некогда, — это отговорка. Когда это входит в систему, то приносит удовольствие и полезно и маме, и папе, и детям.

Было бы очень хорошо, чтобы после зарядки ребенок принимал контрастный душ, если ему позволяет здоровье, если нет хронических заболеваний. Это один из методов закаливания.

Пациенты могут прийти и попросить «золотую» таблетку, чтобы ребенок не болел. Нет такой таблетки.

«Три правила — солнце, воздух и вода, если мы всем этим будем пользоваться, то будем здоровы»

Режим. Питание, которое тоже нужно обсудить с доктором. Фастфуд, газированные напитки, сладости могут присутствовать в рационе, но не как основная часть питания детей. К сожалению, подростки этим часто злоупотребляют.

В рационе должны быть фрукты, овощи, орехи, в которых содержатся аминокислоты. Мясо. Конечно, сейчас есть вегетарианцы. Я всех уважаю, но ребенок должен делать выбор, когда имеет хотя бы паспорт. А до этого он должен получать сбалансированное питание.

На завтрак лучше готовить каши, а не бутерброд с колбасой, все видят, что входит в их состав. В кашах хорошие углеводы, которые ребенку необходимы. Чай, бутерброд с сыром, маслом. Это правильный завтрак ребенка.

Обязательные прогулки на свежем воздухе. После или до школы надо гулять хотя бы сорок минут. В выходные дни с папой и мамой за город, где свежий воздух: дача, лес. Прогулки на велосипедах, зимой на лыжах. Летом плавание. Больше ничего не нужно, и всё будет хорошо.

— Какой возраст самый рискованный для ребенка с точки зрения возникновения патологий? Когда нужно особенно внимательно наблюдать?

С 3 до 7 лет, когда иммунитет встает на крыло, а потом подростковый возраст — где-то с 11 и до 15 лет, когда гормональный фон переключается с детского на взрослый организм, и психика меняется. Это очень важный период не только с точки зрения формирования хронических заболеваний, но и психических моментов, которые могут привести к проблемам.

— Как вы считаете, нужно ли ребенка в этот период водить к психологу или психотерапевту?

— Да. Если мама не в состоянии сама с этим справиться. У нас сейчас совершенно другой ритм жизни, много информации. Родители не могут отследить те моменты, на которые нужно обратить внимание. Есть семьи, где родители с детьми — единое целое. Ребенок им доверяет и родители в курсе всего.

— Мне кажется, это редкий случай.

— Но бывает! В таком случае, конечно, нет. Но если мама видит, что ребенок замкнут, закрывается в своей комнате, не хочет выходить к общему столу, то нужно бить тревогу и обратиться к психотерапевту или психологу, чтобы выяснить причину. Сейчас это хорошее подспорье, в Америке, по-моему, у всех есть психотерапевты.

— А как найти в Тюмени хорошего психотерапевта? Многие говорят, что это очень сложно.

— Да. Но это везде, наверное, не только в Тюмени.

— По знакомым искать?

— По знакомым, по отзывам.

— Какие проблемы у детей сейчас, они отличаются от тех, что были 10–20 лет назад? Говорят, что сейчас основная проблема — это ожирение.

— Да, это связано с питанием. Есть еще одна проблема, не только в Тюмени, в целом по России — растет процент сахарного диабета у детей. Это тоже проблема питания, а еще — нервно-психическое напряжение, то есть стрессы. Они могут вызвать сбой в работе эндокринной системы. В Тюмени еще есть специфическая проблема дефицита йода, заболевания щитовидной железы у детей достаточно актуальны. Это чисто наша проблема, нашего региона.

— Зрение? Все жалуются на гаджеты, с которыми растут дети.

— Проблема снижения зрения тоже есть. Если лет 10 назад основная масса детей в школу шла без очков, то сейчас достаточно высокий процент, когда они за парту садятся уже в очках.

Есть еще одно, это касается всех современных детей, — осанка. Нагрузки на позвоночник нет, мы сидим и в школе, и дома. Я читала про эксперимент в школе на Дальнем Востоке — для детей ставили стульчики с одной ножкой (в середине стула. — Прим. ред.), ребенок должен был на этом стуле сидеть. Очень хорошие были результаты. Ребенок не может развалиться, должен балансировать, держать позвоночником равновесие, соответственно, мышцы позвоночника укрепляются. Ортопедических проблем у нас тоже достаточно много, когда начинается школьный возраст.

— А с точки зрения эмоционального развития дети изменились? Или они всегда одинаковые?

— Дети есть дети. Тут всё зависит от родителей. Если они общаются, занимаются с ребенком, то он активный и позитивный. А если нет, в силу своих личных проблем или когда пытаются откупиться от ребенка, то, по моему мнению, тогда и возникают сложности. Если ребенок обделен вниманием, общением с родителями, то у него возникает обида в подсознании, желание отомстить детям, которые в этом плане счастливы. Начинается агрессия, конфликты со сверстниками, дома тоже конфликты. Всё идет от семьи, а дети — они просто хорошие. Ребенок — это очень большая ответственность, и люди должны это понимать и готовиться к этому.

— И последний вопрос. Часто родители помимо сада или школы стремятся ребенка везде записать в кружки развития. Это целесообразно?

— Есть дети, у которых на всё энергии хватает. Они всё успевают, вечером приходят домой, спокойно ложатся спать и высыпаются. А есть дети, которым тяжело. Нужно смотреть по ребенку. Вообще у нашего общества темпы развития очень большие. Многие родители так думают: «Я росла и всего этого не видела, так что своему ребенку я дам всё». Вопрос в том, а ребенку-то надо это всё? Либо нереализованные мечты: «У меня не получилось, вложусь в ребенка, пусть ходит на балет». А ребенок не хочет, плачет. Надо всё учитывать — нравится ли ему, успевает ли он и как себя ведет после этого. Если нагрузка большая, ему сложно, он начинает плакать, он утомляется, приходит домой и ложится, не реагирует на окружающих, негативно воспринимает всё, что говорят родители. Всё это должно насторожить, может, пересмотреть, уменьшить. Хорошо, что есть возможность дать детям многое, но каждый ребенок — это личность. В мире нет двух одинаковых людей. Мы все разные. Человек неповторим. Индивидуальность нужно учитывать. В этом мудрость родителей и педагогический талант — понимать, где можно добавить, а где — нет.

В свое время мы много писали о том, как правильно кормить ребенка, почитайте советы диетолога. А здесь мы разговаривали с тюменским нутрициологом и узнали много интересного о самых обычных продуктах. В новом учебном году у школ добавились нормы и правила из-за пандемии коронавируса.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем