Здоровье Диагноз «зависимость»

Диагноз «зависимость»

Чувства отчаяния и бессильного гнева знакомы многим наркологам, психологам, семьям наркоманов и алкоголиков, столкнувшимися с диагнозом «зависимость». До сих пор существует мнение, что зависимость – не более чем моральное уродство, порок, следствие плохог

Чувства отчаяния и бессильного гнева знакомы многим наркологам, психологам, семьям наркоманов и алкоголиков, столкнувшимися с диагнозом «зависимость». До сих пор существует мнение, что зависимость – не более чем моральное уродство, порок, следствие плохого воспитания. Однако уже давно признано, что это самая настоящая болезнь, справиться с которой в одиночку, без помощи профессионалов и близких людей, практически невозможно.

В Тюменской области начал работу проект по лечению и профилактике никотиновой, алкогольной, наркотической зависимости, организованный департаментом здравоохранения Тюменской области совместно с центром по лечению никотиновой зависимости и реабилитационным центром наркомании и алкоголизма. В рамках этого проекта, который называется «Вне зависимости» будет работать горячая линия (3452) 711-623 для информирования населения.

Жители Тюмени и области нередко обращаются за помощью к мошенникам, «целителям-экстрасенсам» и безответственным приезжим докторам, сообщает департамент здравоохранения области. Происходит это и потому, что не хватает информации о различных зависимостях, способах и методах их лечения. Горячая телефонная линия позволит предоставить точную и объективную информацию, где можно получить качественную и квалифицированную помощь. Родственники зависимого и сами пациенты смогут проконсультироваться у психолога, психиатра-нарколога о современных методах лечения, медицинских центрах, кабинетах. Кроме этого, будет поступать информация от населения о лекарях и методах лечения, наносящих вред здоровью населения.

По дороге к новым ощущениям

Мы можем видеть, как зависимость проявляет себя, посмотрев на нее в четырех ракурсах: с точки зрения организма и изменений в нем, с точки зрения психологии, то есть изменений в том, как человек чувствует, думает, ведет себя; с точки зрения социальной, то есть как она изменяет отношения с другими людьми, и, наконец, с точки зрения духовной – это изменения в системе жизненных ценностей человека. «Зависимость – это состояние, обусловленное возникновением регулярного приема психоактивного вещества или другого воздействия на психику, например, посредством игры, – объясняет психиатр-нарколог областного наркологического диспансера Оксана Конищева. – Зависимость возникает, когда в жизни человека смещены какие-то акценты: для нее должна быть почва. Например, депрессивный эмоциональный фон, нерешенные проблемы в личной жизни, в семье, на работе».

Плюс играет роль наследственный фактор, считает Оксана Николаевна. Когда пытаются найти какую-то генетическую предрасположенность, говорят о том, что зависимость – это то состояние, которое передается по наследству и обусловлено дефицитом генов, отвечающих за допоминовый и серотониновый обмен. Проще сказать, это те вещества, которые побуждают к поиску новых ощущений, желанию получить сильные эмоции. «Людям с дефицитом этих веществ нужен больший раздражитель, чтобы испытать приятные ощущения. Сейчас специалисты даже пытаются заняться ранней диагностикой зависимости, учитывая генетические факторы. Было доказано, что если у ребенка низкий уровень серотонина в крови и высокий уровень дофамина, это является маркером того, что ребенок предрасположен к развитию зависимости», – сообщает психиатр-нарколог.

Природа формирования зависимости едина. Есть факторы, которые ускоряют ее и замедляют. Например, в тех семьях, где изначально во главу угла ставятся деньги, и самое главное у родителей – получить прибыль любой ценой, больше шансов на появление наркомана, алкоголика, игромана. «Очень важно, чтобы в семье были доверительные, ровные отношения, чтобы была эмоциональная связь и она бы не прерывалась – дети могли бы делиться своими проблемами, обсуждать их. Если они не делают это с родителями, начинают входить в подростковые группировки, где уже в зависимости от того, какое психоактивное вещество выбрала для себя компания, начинают поздно или рано его употреблять», – говорит Оксана Конищева.

Кто виноват?

Формирование зависимости всегда очень индивидуально. Бывает ситуация, когда в семье пьющих родителей вырастает ребенок абсолютный трезвенник, который не употребляет алкоголь всю свою жизнь. И когда вырастает, создает семью, воспитывая детей в таких же установках. Бывают ситуации, когда такой трезвенник держится до 20-22 лет, а потом начинает пить и в кратчайшие сроки у него формируется зависимость. Чаще всего если родители пьющие, то и ребенок имеет доступ к алкоголю очень рано. «Наша практика показывает, что уже в пять-семь лет у некоторых детей есть свободный доступ к спиртным напиткам. Естественно, они начинают употреблять алкоголь рано. А чем раньше начал, тем быстрее формируется зависимость. Все это приводит к тому, что уже к 18 годам у этого человека существует зависимость от алкоголя средней степени. Бывает, что уже в эти годы человек попадает в стационар уже с многолетней зависимостью, сопровождающейся тяжелейшими последствиями», – рассказывает Оксана Николаевна. Она добавляет, что очень важен и макросоциум – в каком обществе находится человек, где его место проживания – город или село, какой именно город, есть ли материальный достаток, каковы жизненные ориентиры у тех, кто рядом.

«К сожалению, некоторыми каналами на Центральном телевидении ведется пропаганда не только употребления алкоголя, но и наркотиков. Становится страшно, когда даже на официальных каналах, таких как первый, второй, показывают передачи, где, можно сказать, рекламируют употребление наркотиков. Они, например, в тех же юмористических программах рассказывают о состоянии одурманивания наркотическими веществами», – сокрушается Оксана Конищева.

Все подается в таком ракурсе, что это нормально, так, обычная жизненная ситуация. Наркоман в юмористическом очерке выглядит как человек вызывающий положительные эмоции, жалость. «Это абсолютно напрасно делается, потому что наркотики они всегда были и будут вне закона и нельзя создавать подобные образы и вводить в заблуждение, что наркотики – это буквально повседневная часть нашей жизни. Я уже не говорю о фильмах. Мне очень понравилось, как на одном из форумов, где обсуждалось какое-то новое кино, участница написала шуточную претензию – почему в титрах на фильм не указали среди спонсоров наркомафию. Практически, смысл всего кино – курни и будет тебе хорошо, – рассказывает нарколог. – Ведь совсем недавно обсуждалось, что нужно запретить пропагандировать подобные образы, но все это быстро забывается. Все показывается без контроля и рецензирования. И самое главное заключается в том, что населению устойчиво пытаются вдолбить в сознание: плохо тебе, у тебя горе, депрессия, надо обязательно выпить; хорошо тебе, радость праздник, опять же надо выпить. Так и формируются алкогольные установки. Наверное, навскидку и не назовешь ни одного фильма, где на самом деле была бы правильная ориентация».

И что делать?

«Мы своим пациентам честно говорим, что вылечить больного алкоголизмом и наркоманией мы не можем», – заявляет Оксана Конищева. Ремиссия может быть длинною во всю оставшуюся жизнь. И тем, кто приходит на лечение, всегда объясняется – вылечить человека нельзя, невозможно научить пить культурно. Очень многие, особенно те, кто обращается в первый раз, надеются на то, что одномоментно будет проведена какая-то манипуляция – кодирование, химическая защита, затем пройдет срок, и они, как все другие, начнут выпивать. А почему нет? И люди живут этой иллюзией. «Однако при алкоголизме либо пить, либо не пить, по другому вопрос стоять никогда не будет. Возможно, какое-то время болезнь контролировать, но потом будет снова срыв, запой, даже если прошло пять, семь, десять лет, – добавляет нарколог. Также и одна инъекция может вернуть наркомана опять к тому уровню, который был до того, как он отказался от приема наркотиков. Не бывает легких наркотиков. Наркотик – это и есть наркотик, вещество, которое вызывает неудержимое влечение».

Неоднократно в Интернете можно встретить дискуссии о том, кто такие наркоманы. Если это хронически больные люди, высказываются некоторые участники форумов, то значит, наркотики, как лекарства, им нужно выдавать в лечебных учреждениях и аптеках. «Видимо, здесь речь идет о методоновой программе, которая имеет свои особенности, отмечает Оксана Конищева. – На сегодня официальная российская наркология такие программы не приемлет. Они признаны малоэффективными и запрещены в России». Предложение покупать или выдавать наркотик по рецепту на самом деле изначально не верны, считает Оксана Николаевна. Яркий пример тому – дезоморфиновая наркомания. На сегодняшний день наркотик спокойно можно купить в аптеке. Такой свободный доступ только привел к увеличению количества зависимых. Рецепты дурмана настолько просты, он получается очень дешевый, что проблема не решится, пока не будет рецептурного отпуска препарата.

Где заканчивается физическая и психологическая зависимость от алкоголя и наркотиков сказать трудно. Физическая зависимость – синдром отмены – на данный момент медикаментозно снимается достаточно хорошо. При лечении от наркотической зависимости, считают наркологи, необходимо стационарное лечение, а вот в случае алкоголизма возможна и амбулатория. Но самое главное – после лечения подавить тягу. Это тяжело снимается и требует психиатрического вмешательства. Само собой, необходимо, чтобы сам человек этого хотел, чтобы лечение было не формальным. «Наркоманы очень часто омолаживаются таким образом – «прокапаются», в стационаре полечатся, чтобы снизилась доза наркотиков. Либо под воздействием родителей, милиции. Установок на длительное воздержание у человека нет. Но если желание есть, путь предстоит сложный, без участия самого пациента ничего не получится», – заключает нарколог.

На шаг впереди

«Профилактика – это то, чем заниматься необходимо – это проще, легче, экономически выгоднее. У нас профилактические мероприятия проходят на достаточно высоком уровне, но есть свои трудности, – заявляет Оксана Конищева. То, что мы были по России в числе лидеров в проведении тестирования среди учащихся и студентов дало свой результат. Когда только начиналось тестирование в школах и вузах, для детей это был шок, ведь, оказывается, можно так просто узнать, что он употреблял наркотик. Становилось страшно от того, что так много времени прошло, а наркотик в крови остался».

Однако подобное тестирование – процедура очень затратная. По мнению Оксаны Конищевой, надо вернуться к принципам не поголовного, а избирательного тестирования. Либо существует другой мало затратный вариант, который был предложен, но так и не реализован в этом году – тестирование в рамках диспансеризации, особенно на базе появившихся Центров здоровья. Кроме того, сейчас усиленно продвигается идея диагностики скрытой наркомании инновационным методом «Дианарк». Он дает возможность надежно и достоверно выявить факт употребления наркотиков спустя два-четыре месяца с момента их последнего попадания в организм человека (в отличие от обычных тестов на наркотики). При его использовании ни один наркоман не останется незамеченным, даже когда периодичность употребления наркотика составляет одну-две недели. Метод основан на определении специфических маркеров, образующихся в организме после приема наркотического вещества. Он не настолько дорогой, чтобы от него отказываться. «В принципе, если тестирование проводить этим методом, то качество профилактической работы в разы улучшиться. Конечно, всех школьников не надо поголовно тестировать, но можно работать с группой риска, уже задерживаемых, для подтверждения ремиссии у больных наркоманией и так далее», – отмечает Оксана Николаевна.

Перекресток путей

После многих лет воздержания от наркотиков человек меняется кардинально. Он умирал, ненавидел себя, не боялся смерти. У него не было абсолютно ничего – ни семьи, ни денег, ни цели в жизни. «Но лечение невозможно только при наличии хорошего доктора или методики, это тяжелая работа самого пациента. После лечения они себя чувствуют совершенно другими: энергичные, с семьей, успешные. Аналогичная ситуация и с алкоголиками – после лечения не пьют годами, становятся активными, энергичными, начинают бороться с пьяным окружением, друзей приводят. Чудеса – за год покупают машину не просто взяв кредит, а зарабатывая на машину, успевают не только жениться, но и ребенка родить. Таких случаев за время работы наркологического диспансера вспоминается немало», – подчеркивает Оксана Конищева.

Но и наркомафия становится все более изобретательной – в последнее время активно появляются новые одурманиватели, не включенные в список наркотических веществ. Хотя для наркологов большой разницы нет – зависимость произошла от вещества, которое внесено в список наркотических веществ, либо не внесено. Вред для здоровья они наносят колоссальный и экспериментировать с ними одинаково опасно. Разрушается организм, страдает психика. «Мы сначала вынуждены обращаться к терапевтам, хирургам, а потом уже лечить сами – настолько тяжелы последствия», – отмечает нарколог.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем