ƒмитрий Ћюбомудров, член комитета по инвестиционной политике “оргово-промышленной палаты –‘: «Ѕанк не об€зан всем подр€д давать кредиты»

–азговоры о неизбежности скорого глубокого экономического кризиса в последнее врем€ звучат все чаще. —реди уверенных в том, что так и будет, ƒмитрий Ћюбомудров – генеральный директор  луба проектного процесса, член комитета по инвестиционной политике “оргово-промышленной палаты –‘.

Ћюбомудров – эксперт по финансам со стажем и репутацией. —пециализируетс€ на развитии организаций даже в услови€х кризиса. ѕообщатьс€ с московским гостем можно было на круглом столе «¬опросы финансировани€, эффективности и контрол€ строительных проектов» в рамках XIII специализированной выставки «—троймаркет-2013», чем мы и воспользовались.

– ƒмитрий ¬ладимирович, если вкратце и по сути, то чем занимаетс€  луб проектного процесса? Ќазвание такое... загадочное...

– ћы – федеральна€ компани€, межбанковска€ структура, котора€ занимаетс€ проблемами подготовки проектов к финансированию, вопросами взаимодействи€ инвесторов разных типов и контрол€ воплощени€. Ќаши партнеры – компании-аутсорсеры проектного процесса, те, кто свои услуги продает авторам идей и инвесторам. ¬се мы работаем дл€ того, чтобы жизненным проектам было проще начинать, меньше приходилось иметь претензий, проблем и рисков.

 роме того, мы работаем на межгосударственном уровне, €вл€€сь процессинговым центром Ўанхайской организации сотрудничества (Ўќ—), а также сотрудничаем напр€мую с “оргово-промышленной палатой –оссии и р€дом региональных “ѕѕ, в частности, “юменской. √рубо говор€, мы помогаем в таких ситуаци€х, когда банк отказывает предпри€тию в кредите, ведь это только кажетс€, что легко сейчас вз€ть заем, это касаетс€ лишь простых банковских продуктов. ћногим компани€м банки отказывают в длинных кредитах, например, на модернизацию по низким ставкам с большими суммами.

≈сли у компании не соответствует баланс, это объективно, и банк здесь не виноват, поскольку действует в рамках инструкции ÷ентробанка. » вот тогда нужны специалисты, которые помогут другими методами, найдут инвесторов иного типа, совмест€т их, перекроют, согласуют, и когда значительное количество рисков будет распределено, банку намного проще станет прокредитовать предпри€тие.

– “аким образом, реальна помощь и в услови€х прогнозируемого экономического кризиса?

– ƒа, кризис, действительно, на носу, мировой кризис уже пр€мо сказываетс€ на –оссии, и пока конца-кра€ этому не видно. Ёкономика –оссии замедл€етс€ – это официальные данные ћинэкономразвити€ –‘, –осстата, ѕравительства –‘: в сент€бре 2012 года их прогноз роста ¬¬ѕ –оссии был 3,7%, в декабре – 3,6%, в апреле 2013 года – прогноз был на 2,4%, а –осстат потом опубликовал фактическую цифру – 1,6%, в июне ћинэкономразвити€ уже говорил о 1,5% роста, а с учетом сезонного и календарного фактора – это нулевой рост.

¬ данном случае –осси€ следует в общем тренде мирового кризиса, и российским компани€м стоит обратить внимание на факты сокращени€ объемов продаж, выручки и прибыли крупнейших мировых компаний, массовые увольнени€ и закрыти€ заводов в разных странах мира, особенно – в ≈вропе. ƒолг разумного и добросовестного менеджера – предусматривать негативные сценарии развити€, заранее готовитьс€ к ним, чтобы см€гчить последстви€ кризиса дл€ своей компании.

–оссийским банкам тоже стоит приготовитьс€ к т€желой кризисной полосе – их заемщики наверн€ка испытают на себе сокращение спроса и выручки, и часть из них может просрочить выплаты по кредиту или вовсе обанкротитьс€. јвторитетное российское рейтинговое агентство «Ёксперт –ј» по данным Ѕанка –оссии в исследовании «–оссийские банки в 2013 году: глобальное торможение» делает вывод: «“орможение кредитного рынка способно привести к ухудшению качества ссудного портфел€ банков до конца 2013 года».

ѕервыми, кто почувствует проблемы, будут строители. ¬едь это сфера с капитальными затратами и вложени€ми, которые делаютс€ надолго. ј когда бизнес осознает, что на рынке стагнаци€, что у покупателей будут плохи дела, первым делом сократит именно капитальные вложени€. » тут возможно все: «заморозка» строек, банальное банкротство. ¬ыживут лишь сильнейшие, самые эффективные, динамичные.

Ќадо учитывать такую вещь: банк вовсе не об€зан всем подр€д давать кредиты, особенно в услови€х, когда спрос и ликвидность могут упасть, ведь банк должен заботитьс€ о средствах своих вкладчиков.

– ” вас как у эксперта есть свое мнение, как можно выжить в кризис, иметь банковское доверие, но при этом не прогореть?

– »менно поэтому мы инициировали заранее совместно со —бербанком программу поддержки и помощи предпринимател€м, не дожида€сь, пока начнутс€ массовые невозвраты денег, банкротства и так далее. ћы можем помочь оценить реальное текущее состо€ние инвестиционной привлекательности любой компании, баланс, финансовую устойчивость, все, что св€зано с конкретной продукцией, рынком, покупател€ми.   сожалению, часто бывает так, что за текучкой директора предпри€тий леса-то не вид€т, лишь деревь€ р€дом с собой... ј перспективна€ стратеги€ – это где-то далеко.

ћы не пишем бизнес-планов, мы делаем кредитную экспертизу, а потом вместе с предпри€тием и банком решаем, как улучшить качество работы, чтобы не допустить банкротства, сохранить и приумножить финансовую устойчивость, получить средства дл€ развити€.

– ј есть конкретные примеры таких «спасенных» предпри€тий?

– «наете, «спасенные» предприниматели не очень люб€т, когда их называют. ѕримеры есть и в “юмени, и во многих других регионах –оссии, но они прос€т соблюдать конфиденциальность. Ќаша специфика в том, что мы занимаемс€ теми, кому уже стало чуть-чуть не по себе. ƒопустим, отказали банки, это уже само по себе непри€тно, а свои ошибки мало кто любит признавать публично.

– ”частники круглого стола говорили об экономике транспортной составл€ющей в строительстве. ≈сть ли у вас комментарии как у контролеров инвестиционной привлекательности?

– ѕри анализе финансового положени€ строительных компаний мы видим различные подходы к транспортному обеспечению строительства. Ќекоторые создают собственный автопарк, другие нанимают транспортные компании, но дл€ всех актуальным вопросом €вл€етс€ качество грузовиков различных марок – некоторые компании покупают дешевые китайские грузовики, но, по мнению участников, часть такой автоколонны нужно сразу разбирать на запчасти, и срок их службы обычно один-два года. Ќапротив, грузовики европейских марок – «ћерседесы», MAN, «¬ольво» и другие – гораздо надежнее, хот€, конечно, дороже, но если компани€ хочет работать долго, покупка качественных машин экономически более выгодна.

 ак пример подтвержденной долговечности и надежности в суровых услови€х северного бездорожь€ участники круглого стола вспомнили и чешские TATRA, из которых многие годы на 60–70% состо€л грузовой автопарк северных компаний. –уководители автопредпри€тий вспоминали собственный опыт эксплуатации автомобилей разных марок, и по их словам, TATRA они всегда могли починить даже в поле, чего нельз€ сказать о других иностранных марках машин. ƒобрым словом вспомнили и отечественные грузовики, хот€ их традиционные «бол€чки» в виде посто€нных мелких и средних ремонтов из-за не всегда качественных узлов и агрегатов давно уже известны всем.

¬ большинстве случаев объективные экономические расчеты доказывают, что нужно выбирать высокое качество машин и сопровождать его качественным сервисом и обучением сотрудников.

– ’орошо, тогда какие преимущества получат те, кому понадобитс€ ваша поддержка, пока не гр€нул гром?

– „еловек сам своих ошибок почти никогда не видит. ѕредприниматель всегда стремитс€ развивать свое детище, что возможно лишь, когда у него по€вл€ютс€ новые рычаги, партнеры, механизмы.  то может прийти в банк и получить практически все, что ему нужно, любой кредит? ѕравильно, таких немного, например, «√азпром», «–оснефть» и так далее, примерно 0,01% российских компаний. ј мы, и “ѕѕ, и система Ўќ—, должны заботитьс€ о малом и среднем бизнесе, больша€ часть кредитных за€вок которого даже не выноситс€ на кредитный комитет, потому что требуют серьезнейшей доработки: там нужно исправл€ть перекосы в соотношении собственных и привлеченных средств, капитала, кредитов, качества активов, рентабельности. ј до этого все еще надо вы€вить, ведь не все даже сами себе признаютс€, что активы у них недооценены.

ћы работаем с любым регионом, обеспечива€ при этом федеральную международную часть финансировани€, сборку финансового конвейера, опира€сь на партнера в субъекте. ¬ данном случае это тюменское отделение —бербанка и региональна€ “ѕѕ. ѕри этом мы не даем рекламу, не привлекаем сами, а занимаемс€ теми предпри€ти€ми, которые реально работают в области, кому имеет смысл помогать, потому что они обеспечивают рабочие места, плат€т налоги. »менно таким компани€м мы поможем подготовить смешанные формы финансировани€, все то, что облегчает и дополн€ет банковское кредитование.

–  аждый регион имеет свои особенности, в чем трудности у нас?

– ¬ “юменской области всегда основой экономики были нефть и газ. ќднако не секрет, что с 2014 года без Ќƒѕ» бюджет вполне может стать дефицитным. ¬опрос открыт: на что теперь опиратьс€. ѕравда, запустили «“обольск-ѕолимер» – мощное, важное производство, это хороший пример, но его одного недостаточно. ј проблему €вную даже президент ¬ладимир ѕутин обозначил на открытии этого комплекса.

«десь плоха€ логистика, но возможность строительства транспортных комплексов есть. Ётим мы занимаемс€ пока в других регионах. ¬ “юмени инициировались три проекта, но поддержки властей они не нашли, поэтому остались нереализованными. ≈сли такой центр не по€витс€, никто не начнет собирать партнеров дл€ воплощени€, боюсь, транспортный поток пойдет через, например,  урганскую область. “огда перенаправл€ть его с уже созданными схемами, складами и коридорами будет очень сложно.

Ётим мы занимаемс€ пока в других регионах совместно с нашим партнером – компанией SCHÄFER-k, официальным дилером немецкой фирмы SSI SCHÄFER GmbH, крупнейшего мирового девелопера транспортно-логистических комплексов. ƒо 80% финансировани€ строительства таких комплексов готов осуществл€ть Deutsche Bank, содействие инвестиционному  процессу оказывает Dеutsche Bank Development, акционерами которого €вл€ютс€ Deutsche Bank AG и ќјќ «—бербанк –оссии».