Город Соль или не соль? Отчего в Тюмени грязь и как нужно убирать улицы. Интервью с промышленным экологом

Соль или не соль? Отчего в Тюмени грязь и как нужно убирать улицы. Интервью с промышленным экологом

Ученый из Российской академии наук Илья Ярмошенко рассказал, в чем проблема тюменских коммунальщиков

Ученые выясняют, почему в российских городах так грязно. Никакой драмы, просто нужно лучше следить за городом во всех его частях

Почему в российских городах грязно и пыльно? Из чего состоит уличная грязь? Как сделать так, чтобы стало чисто? Этими вопросами задаются не только жители мегаполисов и сотрудники служб благоустройства (правда, мы это точно знаем!), но и настоящие ученые из Академии наук. Сотрудники Института промышленной экологии УрО РАН из Екатеринбурга даже провели масштабное исследование в нескольких российских городах. Они буквально собирали грязь на улицах, в том числе в Тюмени, и изучали ее. В прошлом году мы уже писали об этом на 72.RU, а сейчас решили пообщаться с одним из идеологов большого научного эксперимента, заместителем директора института Ильей Ярмошенко.

— Илья Владимирович, расскажите, почему вы решили исследовать грязь? Может, вас попросили об этом представители местных властей?

— Это большое научное исследование про то, как устроены современные российские города, но обычно в этой работе всех интересует именно грязь. Хотелось бы упомянуть, что исследование поддержал Российский научный фонд. Мы выезжали в шесть городов, в том числе Тюмень, собирали там ландшафтные данные по дворам и прилегающим территориям. Собирали пробы грунтов, снега, смотрели грязевые отложения, их характеристики, источник происхождения, минеральный состав, проводили химический анализ.

— Что это за города, кроме Тюмени?

— Екатеринбург, Мурманск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Челябинск.

— Чем в плане благоустройства Тюмень отличается от этих городов и как вы это сравнивали?

— Мы брали шесть экспериментальных площадок в каждом городе. Экспериментальная площадка состояла из многоэтажного дома, двора перед ним, всей инфраструктуры вокруг, вплоть до улицы. Обычно это около 10 тысяч квадратных метров. Иногда два дома на общий двор.

Заметное отличие Тюмени от других исследуемых городов — зеленая зона во дворах. В Тюмени она меньше. Если в отдельных городах зеленая зона в жилых районах может быть больше 50%, то в Тюмени она занимает 42% площади дворов без дорог. В жилой зоне Тюмени больше всего территории занято дорогами, больше, чем в других исследуемых городах. В целом в вашем городе 39% площади дворов занято автотранспортом (проезды, парковки и т.д.). Это достаточно много. Просто представьте: двор и почти 40% занято зоной автотранспорта. И это в целом существенная характеристика современных больших российских городов.

Посмотрите, сколько пространства занимают автомобили в жилых зонах Тюмени — это не только дороги, но и зона автотранспорта (парковки, проезды и так далее). Зеленой зоны гораздо меньше

Если взять обычный тюменский многоэтажный дом, то около него 48 парковочных мест. В среднем на экспериментальной площадке мы находим 68 автомобилей. Из них 36 стоят внутри двора. В части загрузки автотранспортом городской инфраструктуры (под автотранспорт выделена большая часть города. — Прим. ред.) Тюмень находится на первых местах вместе с Челябинском и Ростовом.

Важный параметр — количество неорганизованных парковок, то есть захват газонов, детских, спортивных площадок: мы выяснили, что из 100 машин 15 паркуются на газонах. А это существенная характеристика для образования грязи и пыли.

— Это очень популярная версия образования грязи, что ее развозят безответственные автомобилисты, которые паркуются на газонах. Для них даже специальный термин придумали — «гряземесы».

— Мы оценивали общую площадь экспериментальной площадки, которая является источником пыли и грязи. Это площадь, которая не имеет нормального покрытия или покрытие повреждено: разрушенный асфальт, вообще никакого покрытия, вытоптанный или изъезженный газон. Во дворах 25% покрытия нарушено и является источником образования пыли и грязи.

Если брать внешнюю территорию экспериментальной площадки, со стороны улицы, то там только 15% площади нарушенного покрытия. То есть за уличной частью города следят лучше, чем за дворовой. Это характерно для всех городов России. Районные и городские администрации больше внимания уделяют проезжей части и тротуарам, а не дворам, которые находятся на балансе управляющих компаний. И содержание дворов хуже практически во всех городах.

«Районные и городские администрации больше внимания уделяют проезжей части и тротуарам, а не дворам»

Также мы смотрели параметр качества уборки, ставили положительные и отрицательные оценки. В Тюмени в целом по сравнению с другими городами всё выглядит лучше. Но в Тюмени обращает на себя внимание низкое качество уборки проницаемых поверхностей.

— Это поверхности, которые не заасфальтированы?

— Грубо говоря, город делится на два типа поверхностей: проницаемые и непроницаемые. Проницаемые поверхности должны обеспечивать сток воды, а по непроницаемым — вода идет ручьем. Непроницаемые поверхности: асфальт, тротуары, проезды и т.п. — убираются неплохо, а проницаемые: зеленую зону, спортивные площадки и т.д. — убирают не так хорошо. По ним 80% оценок неудовлетворительного качества уборки. Там и мусор, и пыль, и грязь. А еще в Тюмени техническое состояние зеленых зон намного хуже, чем на других участках, например, зонах автотранспорта, проездах, тротуарах, бордюрах. У Тюмени высокие оценки состояния зоны автотранспорта, самые высокие в сравнении с другими городами. Наружная, уличная часть дворов тоже получила положительные оценки.

— А что такое плохое техническое состояние проницаемых поверхностей в Тюмени? Трава плохо растет?

— Грубо говоря, да, трава плохо растет. У нас был такой параметр — проективное покрытие трав. Примерно 70% зеленой зоны в Тюмени имеет достаточно высокое проективное покрытие, то есть смотришь сверху и видно, сколько процентов площади трава занимает. Если более 50% — это более или менее прилично. Но тут есть важный нюанс — это дикоросы или культурные травы? В Тюмени культурных трав в газонах меньше 20%, если точнее — примерно 15%. Это мало.

Культурные травы специально приспособлены для того, чтобы в городах они росли с ранней весны до поздней осени и сопротивлялись внешним воздействиям, то есть они лучше защищают от грязи. В Тюмени основная часть проективного покрытия — это дикоросы, что выросло, то выросло. Дикоросы не предназначены для того, чтобы быть покрытием в городской среде. Но зато в Тюмени — самое большое количество клумб во дворах среди исследуемых городов (клумбы нельзя относить к газонам). Но тут есть минус — открытая земля. Если клумба организована правильно, есть бордюр и с нее ничего не переливается на дороги, то это всё равно лучше, чем участок без присмотра и благоустройства.

Еще один важный источник грязи в городе — земельные и ремонтно-строительные работы в пределах жилых кварталов. Практически во всех городах, включая Тюмень, отмечено следующее: грунт, который вскрывается при рытье канав, складируется прямо здесь же, на газонах, тротуарах, разных поверхностях, ничем не закрывается, не препятствуется тому, чтобы по нему проезжали машины, дождями поливало и ветрами разносило. Происходят эрозия и разнос грязи. Правда, в Тюмени при этом наименьшее количество брошенных разрытых участков, где после окончания работ не была бы проведена рекультивация. В других городах таких участков больше, то есть рекультивация не сделана, газон не восстановлен и является источником дальнейшего загрязнения городской среды.

Это общая проблема городов — неухоженные территории, где необходимо покрытие, недостаточное техническое содержание, плохая уборка. Всё это в итоге становится причиной возникновения грязи и пыли.

Кстати, в европейских городах количество пыли и грязи, как говорят ученые, составляет от полукилограмма до одного килограмма, то есть Тюмени есть к чему стремиться

Мы посчитали количество пыли и грязи на квадратный метр по содержанию в снеге. На литр талой воды снега — 6,2 грамма пылевого твердого осадка. Это примерно два килограмма пыли и грязи на квадратный метр. (В Екатеринбурге этот показатель больше почти в два раза.) Но в Тюмени всё равно достаточно много. По среднемировым характеристикам раза в три выше, чем в европейских городах, где примерно полкилограмма. Речь идет о пыли, которая копится годами.

— А как вы считаете эту пыль и грязь?

Посчитать это можно зимой. Мы берем снегогрязевую пульпу. Когда снег выпадает, автомобиль проезжает по дороге, перемешивает снег с пылью, которая там была, лежала на дороге. Потом снег собирают и складируют в кучи. Мы из этих куч берем снег, растапливаем его и смотрим, сколько на литр талой воды граммов твердого осадка и в каких фракциях. Пыль и грязь мы называем поверхностным осадком городской среды. Обычная история в любой геологической среде, когда происходит эрозия поверхности, образуются осколки и обломки малого пылевого размера, в городских условиях они считаются грязью. Пылегрязевой осадок городской среды.

Ученые из УрО РАН специально приезжали в Тюмень, чтобы набрать грязного снега для исследования

— А можно ли сказать, что грязь — это мокрая пыль?

— Если грубо, то да. Мы проводим сейчас исследование по связи погодных условий и грязи. В период активного снеготаяния получается большой поверхностный сток, он смешивается с поверхностным осадком, и получается грязевая смесь. И вот тут год на год не приходится. Всё зависит от того, как быстро стаивает снег и сколько литров воды на квадратный метр образуется. Когда весной много грязи, это связано с интенсивным снеготаянием. Когда снег тает медленно, то грязь меньше ощущается, хотя в целом количество твердого осадка одно и то же.

— То есть в наших климатических условиях побороть весеннюю грязь практически невозможно? Всё зависит от скорости таяния снега?

— Образование пылегрязевого осадка — это многофакторный и многокомпонентный процесс, невозможно выделить один фактор, который был бы ключевым. Большое количество площадей, которые находятся в недостаточной степени благоустройства. Недостаточно хорошие покрытия, и за ними не следят. Плюс накладывается природное воздействие. Плюс антропогенное воздействие, в том числе автомобили — перегруженность городской среды автомобилями. Их неоптимальное размещение по городу, то есть когда они размещены во дворах. Разделение городских территорий на обслуживаемые муниципальными предприятиями и управляющими компаниями, и качество работы тех и других. Проведение строительных работ. В городские контракты часто не вписывают требования экологического менеджмента, то есть складирование грунта в короба, закрытие от пыления, незамедлительная рекультивация.

— В Тюмени очень многие люди уверены, что грязь зимой исключительно от соли.

— Соль входит в определенную технологию содержания дорог. Когда гололед, муниципальные службы обязаны его удалить в короткий срок. Соль используется, чтобы растопить лед, но технология предусматривает, чтобы после того, как его растопили, надо тут же убрать: лопатами, инструментами, машинами. Технология четко подразумевает, что если вы посыпали, то через несколько часов пришли и полностью всё смели, убрали грязную жижу с дорог. Если технология не соблюдается или плохо соблюдается, то возможно образование грязи.

"Если вы посыпали, то через несколько часов пришли и полностью всё смели, убрали грязную жижу с дорог"

Есть альтернатива — не убирать снег, а утрамбовывать и посыпать его мелким щебнем или песком. Но у этой технологии тоже есть плюсы и минусы, там тоже нужно соблюдать правила. Этот щебень потом необходимо с улиц убирать. По технологии щебень собирается обратно, промывается и снова используется. Содержание города — это хорошо развитая технология, этим нужно заниматься, следить, предъявлять требования к качеству работ.

— И еще вопрос по поводу шипов. Есть мнение, что шипованные шины разрушают дорогу, отчего образуются пыль и грязь.

— Безусловно, шипы снимают с поверхности шлиф, и это попадает в окружающую среду. Такой источник образования пыли, безусловно, существует. Мы видим отличия и по химическому составу, и по минеральному составу зимней пыли от летней, скажем так, в сторону шлифа дорожного полотна.

Кстати, в Тюмени в составе пыли мы видим минералы — кварц (это обычно для Западной Сибири), и еще добавляется серпентин, видимо, то, из чего у вас делают дороги. В Тюмени в зимних пробах мы этот серпентин обнаруживаем, что доказывает связь пыли с истиранием дорожного полотна. Примерно до 20% материала, который мы видим в снегогрязевой пульпе, — как раз этот самый серпентин. Мы пока еще не взялись исследовать, из чего у вас дороги в последнее время делают. Скорее всего, материал завозной. Его, например, нет в Челябинске.

— А если не использовать шипованные шины, будет меньше пыли?

— В части развития городской среды надо думать глобально. В больших городах, расположенных в холодных климатических условиях, стоит продумывать более глобальные идеи, например, дороги подогревать. В Тюмени и в Екатеринбурге есть огромные торговые центры, где люди зимой гуляют, потому что там тепло. Возможно, и дороги нужно переводить на защищенные от климата технологии.

— Но в других северных странах используют обильно соль и запрещают шипы. Весной у них тоже всё тает, лужи, вода, но нет грязи и серости.

— Когда мы проводили свое исследование, то изучали зарубежную прессу северных стран. И с легкостью нашли публикации с критикой грязи в городах, типа сколько это можно терпеть, как весна, так сразу всё!

Но все-таки у них чище.

— Чище, конечно. Но я хотел бы обратить внимание на работу дорожной техники. Например, у нас в Екатеринбурге всё лето ездит техника — подметает, моет, делает влажную уборку. Это касается всех основных улиц, они вылизаны, к августу всё блестит. Как только холодает, техника на приколе и пыль возвращается из дворов обратно на дороги, потому что дворы до такой степени чистоты никто не убрал. А ветер, машины всё это очень быстро обратно переносят. Очень четко город делится на части. Проезжая часть, большая улица с общественным транспортом — всё это в ведении муниципального предприятия. Тротуарами занимаются районные администрации. Но заходим во двор, там зона ответственности управляющей компании, у которой тарифы, минимальный набор услуг. Если двор вычищать и содержать так же, как улицу, это надо брать согласие жителей, чтобы они были согласны всё это оплатить. Эта система не очень налажена.

Больше внимания дворам, парковкам, газонам и обработке реагентами — таковы советы ученых

У нас пылесборниками являются дворы. Улицы чистят до идеала. Но как только перестаем чистить улицы, то через пару недель город становится равномерно покрытым слоем пыли. Деревья пыльные, дома пыльные, фактически всё это надо мыть. Во дворах и качество покрытий хуже, и убирают меньше, потому что там другая система. И согласованности нет. Это как если в квартире убирать только одну комнату, то через некоторое время — вся будет грязной. Надо повышать качество содержания дворов. Это большая проблема для российских городов.

Как проводят исследование грязи в лаборатории

Все работы ученые ведут в лаборатории, которая находится в Екатеринбурге

В лаборатории в Екатеринбурге изучают пробы грязи из разных городов России. Как рассказывал нашим коллегам из E1.RU научный сотрудник лаборатории Андриан Селезнёв, сначала грязь высушивают, а потом разводят водой и размешивают.

— Часть материала помещают в колбы с водой для взмучивания, осевшую на дно грязь в колбе с водой перемешивает палочкой, и она поднимается. Это делается для того, чтобы пробы разделить на фракции — сначала оседают крупные частицы, потом более мелкие, — объяснил Селезнёв.

Ее сушат, взбалтывают и смешивают
Всем знакомая субстанция как материал для исследования

После взмучивания грязь отправляется на отстаивание в 5-литровые пластиковые бутылки с дистиллированной водой, а потом в колбу Бунзена — стеклянную емкость с резиновой трубкой, к которой прикреплен вакуумный насос. В верхнее отверстие колбы кладут фильтр и на него медленно выливают воду с грязью. Параллельно включают вакуумный насос, который гудит на всю лабораторию.

Некоторые пробы дали ростки

Потом грязь измельчают до состояния пыли и отправляют под микроскоп, где ученые изучают, из каких частиц она состоит.

При взмучивании грязь делится на фракции: сначала оседают крупные частицы, потом мелкие

На прошлой неделе мэрия Тюмени объяснила, что грязно в городе не из-за соли, а из-за теплой погоды и некоторых других факторов. Не все тюменцы с этим согласились. Грязь в Тюмени когда-то была легендарной. Про нее часто писали путешественники. Всерьез убирать город начали при губернаторе Сергее Собянине, но до идеала пока далеко, это хорошо понимают тюменцы, живущие в спальных районах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем