19 сентября четверг
СЕЙЧАС +14°С
Фото пользователя

Федор Карнаков

издатель интернет-газеты «Нефть»
Фото пользователя

Федор Карнаков

издатель интернет-газеты «Нефть»

5 простых шагов, после которых Тюмени позавидует сам Париж: колонка тюменца про комфортный город

Что нужно убрать с улиц города? А что добавить? И о чем стоит подумать властям?

Поделиться

Тюменцу Федору Карнакову небезразлично, как выглядит Тюмень. Он предлагает 5 простых решений, которые помогут улучшить городское пространство

Фото: Федор Карнаков, Ирина Шарова

За последнее время центр Тюмени обзавелся сразу несколькими «шрамами», уродующими его лицо. Чего только стоит гостиница-ангар на набережной. То, что с городом происходит что-то не то, начинают понимать и люди, далекие от урбанистики и архитектуры. Среди неравнодушных к облику Тюмени — наш земляк Федор Карнаков, издатель интернет-газеты «Нефть». Его возмутило то, что сделали с домом тюменского архитектора Константина Чакина, и он критично высказался об этом на своей странице в Facebook. Мы попросили Федора поделиться своими мыслями: что надо сделать с Тюменью, чтобы она стала выглядеть лучше и стала привлекательной для гостей. И вот его мнение. Присодиняйтесь к обсуждению в комментариях.

1. Перестать белить деревья

В это трудно поверить, но белить деревья не нужно. Побелка не защищает от насекомых, зверей, солнечных лучей или чего-либо еще. В лесу, например, деревья отлично живут без этого.

Никому не приходит в голову белить деревья в Париже<br>

Никому не приходит в голову белить деревья в Париже

Или в Риге

Или в Риге

Раньше вдоль загородных трасс не было освещения, поэтому приходилось белить деревья — чтобы водители различали путь в темноте. Потом эта практика перебралась в города. Сегодня фонари стоят везде, но на побелку деревьев по-прежнему каждый год тратят бюджетные деньги. Наверняка им можно найти лучшее применение. Например, на разработку дизайн-кода.

2. Принять дизайн-код города

Во времена дикого капитализма каждый коммерсант привлекал клиентов, как умел. В основном умели делать большие кричащие баннеры, которые размещали на самом заметном месте. Никаких маркетологов и дизайнеров не было, поэтому никто не задумывался над визуальной привлекательностью рекламы и вывесок.

Сегодня клиентов можно привлекать миллионом разных способов. В основном, конечно, за счет качественного сервиса и хорошего продукта. Если не получается сделать что-то самому, можно нанять в помощь специалистов. Времена изменились, но коммерсанты остались прежними: они до сих пор считают, что вывеска во весь фасад работает лучше всего. Из-за этого на улицах Тюмени очень много визуального мусора.

В районе «Центрального» время застыло в нулевых. Все пестрит рекламой, как 20 лет назад

В районе «Центрального» время застыло в нулевых. Все пестрит рекламой, как 20 лет назад

Современные предприниматели знают, что клиентов нужно привлекать не вывеской, а сервисом и качественным продуктом<br>

Современные предприниматели знают, что клиентов нужно привлекать не вывеской, а сервисом и качественным продуктом

Коммерсанты через дорогу над ними смеются. Кстати, мы слишком легко отдали мозаику с дельфинами на торце «Океана»<br>

Коммерсанты через дорогу над ними смеются. Кстати, мы слишком легко отдали мозаику с дельфинами на торце «Океана»

Продвинутые власти российских городов поняли, что владельцам бизнеса плевать на красоту города, и решили регулировать внешний вид фасадов. Для этого законодательно принимается дизайн-код: предпринимателей заставляют убирать колхозные перетяжки и менять их на аккуратные вывески.

Только посмотрите, что получилось сделать в Ижевске. А ведь это даже не лучший город земли.

Конечно, для внедрения дизайн-кода нужна управленческая воля тюменской администрации. Предприниматели будут против, будут говорить, что у них нет денег. Но нужно донести, что изменения работают на благо бизнеса, а не наоборот.

3. Контролировать владельцев исторической архитектуры

Проблема та же: предприниматели хотят заработать и не хотят думать об историческом облике города. Поэтому они покупают или арендуют здания и реставрируют с минимальными вложениями, используя дешевые материалы. В лучшем случае получается, как с домом Чакина, а в худшем — как с «Океаном» или любым домом, где поселился «Магнит». Фасад просто обшивают китайским вентфасадом, который превращает наш любимый город в базар.

Если мы не будем обращать на это внимание — ничего не изменится. А наши дети будут жить в окружении пластиковых декораций и не смогут прикоснуться к истории. В таких условиях сложно воспитывать патриотизм.

4. Убрать заборы вдоль дорог

Это непростой шаг. В России есть ГОСТы, согласно которым, заборы должны стоять для безопасности и их должно быть много. Но они создают гораздо больше проблем, чем приносят пользы. Например:

  • автомобилисты и пассажиры вынуждены выходить не на тротуары, а на проезжую часть;
  • сложно убирать снег механически — приходится использовать ручной труд;
  • на содержание — помывку и покраску — уходит много бюджетных денег;
  • город выглядит уродливо.
Ограждения у дорог активно устанавливали всю зиму

Ограждения у дорог активно устанавливали всю зиму

Самое главное: заборы никак не влияют на безопасность пешеходов. Ограждения не способны остановить автомобиль, который вылетает на тротуар. И не могут остановить пешехода, который хочет перейти дорогу в неположенном месте — посмотрите на перекресток улиц Республики и Дзержинского.

Для безопасности пешеходов нужно успокаивать трафик на дорогах: сужать полосы, создавать островки безопасности и снижать допустимую скорость движения. Когда-нибудь власти это поймут и заборы демонтируют раз и навсегда.

5. Подумать о пешеходах

Городские власти должны постоянно думать, насколько та или иная деталь города удобна для пешеходов. Комфортно ли переходить дорогу в этом месте, не приходится ли делать огромный крюк для прохода в этом направлении, безопасно ли здесь проехать на велосипеде. Задавая такие вопросы и меняя среду, можно мотивировать людей иногда отказываться от автомобиля в пользу пеших прогулок.

Пешеходы гораздо более выгодны городу. Там, где гуляют люди, появляется спрос на кафе и магазины. Предприниматели больше зарабатывают, отчисляя в бюджет больше налогов. Увеличивается благосостояние горожан, появляются новые смыслы и растет любовь к городу.

Дальше можно улучшать общественный транспорт, расширять зону платной парковки, развивать действительно полезную велоинфраструктуру и заниматься туристической привлекательностью региона. Тогда в Тюмень будут приезжать туристы со всех уголков мира — чтобы посмотреть на сибирский город, который смог.

Кто ещё говорил о Тюмени

Внешний облик Тюмени не впервые становится поводом для дискуссий. Наша коллега Анастасия Жердина однажды устала смотреть, как город уродуют некрасивыми ограждениями и заборами, и написала про это колонку. Под публикацией появилось более сотни комментариев тюменцев, большинство из которых поддержали автора. 

О Тюмени пишут не только местные. Политик и сооснователь «Школы местного самоуправления» Наталия Шавшукова после посещения города поделилась своими впечатлениями. Москвичка заявила, что Тюмень выглядит «как вычищенная до блеска советская квартира со следами евроремонта». Активно высказывался о Тюмени и известный блогер Илья Варламов. Последнее, что его зацепило, так это нелепая реставрация дома купца Брюханова

В прошлом году в Тюмени завершился конкурс проектов по новому облику центральной улицы — от Исторического сквера до улицы Мориса Тореза. Проект получился достаточно масштабным и амбициозным. Мы его изучили и сравнили с тем, как сейчас выглядит улица Ленина. Предлагаем вам посмотреть на фотографии до и после.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
8 апр 2019 в 18:30

Опять вредные так называемые "урбанисты", пытаются быть самыми умными, при том что совсем не разбираются и даже не пытаются думать, повторяя одни и те же догмы, в которые свято верят.
Опять видим борьбу с вывесками бизнеса. Хотя никакого обоснования, кроме как того, что это не нравится этим "экспертам", привести не могут. Видимо хотят сделать чтобы все было одинаково, как в советском союзе, и ходить видимо стоит строем, а то устроили броуновское движения на улицах.
И особенно опасное вредительство про сужение улиц, платные парковки, велоинфраструктуру и "стимулирование" отказа от личного транспорта. И бред про то, что пешеходы стимулируют бизнес. Никакой бизнес пешеходы не стимулируют, от того что вы будете больше ходить пешком, больше в кафе вы не находитесь, потому что большинство походов, вы будете проклянать, что тратите столько времени на дорогу до работы, и денег у вас от этого больше не станет. Необходимо делать все в точности наоборот: все городские парковки должны быть бесплатными и их необходимо строить больше, активно строить дороги, у нас их большой дефицит, не вмешиваться в выбор транспорта, каждый должен сам решать как ему удобнее передвигаться, весь общественный транспорт сделать коммерческим со свободным ценообразованием.
И еще кучу аргументов против (символов не хватает).
Редакция 72.ru, почему всегда освещаете тему развития города с позиции аля Варламов?

Гость
8 апр 2019 в 16:01

Очередные бредни псевдоурбаниста, считающего что он знает лучше всех. Причем настоящих специалистов 72.ру упорно не публикует и не цитирует. Заказуха?

Гость
8 апр 2019 в 15:49

Полностью поддерживаю.