Город интервью «Газоны, по которым нельзя ходить — колхоз»: урбанист Аркадий Гершман — о плюсах и минусах Тюмени

«Газоны, по которым нельзя ходить — колхоз»: урбанист Аркадий Гершман — о плюсах и минусах Тюмени

Блогер-урбанист рассказал 72.ru об изъянах города на Туре и дал советы по исправлению этих ошибок

Друг Ильи Варламова, автор сайта «Веломосква» Аркадий Гершман часто бывает в разных российских городах. И предлагает властям идеи по превращению скучных общественных пространств в площадки, где хочется бывать

Обновление Тюмени за последний год невозможно не заметить — новый облик приобрела площадь у драмтеатра, превратился в комфортное пространство для отдыха Затюменский парк, активно ведутся работы по благоустройству левого берега Туры. Тем не менее, у горожан остаётся ряд вопросов к уже обустроенным территориям: на набережной сложно укрыться от ветра и дождя. А при капитальном ремонте улицы Осипенко, который завершится в 2019 году, деревья вдоль проезжей части вырубят для создания парковки. Журналист 72.ru поговорил с известным московским урбанистом-блогером Аркадием Гершманом о том, можно ли сделать Тюмень максимально удобной для её жителей. И что для этого нужно?

Аркадий Гершман — юрист, студент факультета права Высшей школы экономики. Уроженец Красноярска, который уже почти 10 лет живёт и работает в Москве. Автор блога «Город для людей» и создатель сайта «Веломосква». Пишет о том, как делать российские города комфортными для их жителей.

Чем Тюмень отличается от других городов России?

— Многие уверены, что российские города бедные, и от этого все проблемы. Это часть правды. Деньги есть всегда, вопрос приоритетов — на что и куда их направлять. Кто-то расходует их на благоустройство комфортных общественных пространств, архитектуру — то, чем пользуются все жители. Эти вложения со временем окупаются. Другие воплощают свои представления о том, каким должен быть город, и не всегда эти представления оказываются правильными.

Если мы спросим строителя, окажется, что нужно больше строить, и неважно что. Если дорожника — то он скажет, что нужно делать как можно больше дорог, и всё будет нормально. Но городом должны рулить не строители и дорожники, а компетентные менеджеры, понимающие, куда они вкладывают средства и кого зовут.

В Тюмени видно, что есть деньги: у вас очень дорогая набережная, на которой нечего делать, очень много эстакад и развязок, которые не помогают решить проблему пробок. Получается, чтобы сделать Тюмень комфортным местом для жизни, нужно не просто внедрять новое, а ещё и исправлять старые ошибки. Для переустройства набережной можно пригласить новых специалистов, развязки некоторые — снести, как бы радикально это ни звучало, отдав приоритет общественному транспорту.

Из-за возможного превращения улицы Мельникайте в магистраль уже весомо подешевели квартиры в этом районе

Четыре яруса набережной. Что на них есть для отдыха тюменцев?

— На вашей набережной, как я понимаю, есть коммуникации. Есть возможности, например, устроить торговую линию на одном из ярусов, чтобы жителям было место где и чем заниматься на этой площадке. Просто гулять туда-обратно — довольно сомнительное занятие. Если в определенные периоды вода разливается — это можно использовать: установить МАФы по примеру Перми, где красуется надпись «Счастье не за горами». Когда воды нет, там все фотографируются, когда есть — это украшение на водной глади. То есть надо воспринимать набережную не как проблему, а как вызов для внедрения нестандартных решений.

Чиновники почему-то гордятся, что у набережной — четыре уровня, но горожанам-то с этого что? В Красноярске — три яруса, но набережная живая и очень крутая. Есть одноуровневые набережные, сделанные очень круто. Никто не мешал сделать так же и в Тюмени.

Общая протяженность обустроенного участка набережной — около трёх километров

Один из вариантов оживить тюменскую набережную — сделать там пляж. Нижний уровень затапливается, но ничто не мешает засыпать его песком, поставить там временные шезлонги. Можно будет летом загорать, гулять по песку. Такой вариант не соответствует представлениям советских градостроителей о набережной. Время не стоит на месте, современные подходы — совсем другие.

На набережной и в парках велополос быть не должно. Там приоритет стоит отдавать пешеходам, которым вряд ли понравится, если в них на скорости влетит велосипедист. А родители при этом ещё и переживают за детей, которых боятся отпустить дальше, чем на пару шагов от себя. Так быть не должно.

По ПДД, взрослые велосипедисты должны передвигаться по проезжей части, дети и подростки могут ехать по тротуарам. Все без исключения — по велодорожкам

Многолетние растения в Тюмени приживутся. Кому выгоднее высаживать однолетники?

— Газоны на той же набережной, на которых нельзя присесть отдохнуть — это колхоз. Потому что они создаются для того, чтобы по ним ходить. Когда от университета до автобусной остановки ежедневно движется большой поток людей — это одно, а когда в свободное время жители города хотят устроить пикник, но не могут этого сделать — совсем другое.

В московских парках нет ни одной таблички, которая запрещает горожанам передвигаться по газонам. Бывшие руководители раньше накладывали такие запреты, но позже этих начальников всех поснимали. Качество газонной травы от этого не изменилось, поменялось отношение к этому элементу общественного пользования.

Ежегодно в Тюмени на однолетние цветы тратится несколько миллионов рублей

Цветы-однолетники — это большое зло: они стоят очень дорого. И тут важно обратить внимание на приоритет расходов из городского бюджета. Те, кто высаживает растения на один сезон, заинтересованы в том, чтобы на следующий год сделать это снова, а через год — ещё. Это стало частью бизнеса. Между тем хорошим правилом считаются именно многолетние растения.

Можно высадить такие цветы, кустарники и деревья, которые будут иметь разные цвета в течение года. В Якутске многолетники не приживутся, а вот в Тюмени, Красноярске и Новосибирске, например, можно сделать очень крутое озеленение, которое будет требовать определенного ухода, но поможет сэкономить солидную сумму бюджетных денег.

Так выглядит одна из клумб в столичном парке Горького. Композиция из многолетников сформирована так, чтобы цветы радовали жителей и туристов с мая по конец ноября

Также впустую тратятся деньги при ежегодной побелке бордюров и стволов деревьев. Это делается от непонимания современных принципов расходования денег. Можно экономить, делая всё грамотно. Вместо ежегодных закупок цветов и мраморных плит можно обустроить удобный для отдыха сквер, например. Красивое пространство с качелями, ровным тротуаром. Просто сделать хорошее место.

Тюменские новостройки. Что с ними не так?

— Успел побывать во многих новых жилых кварталах в вашем городе. Это ужас! Есть один относительно неплохой. Но когда ежегодно вводятся миллионы квадратных метров жилого фонда, и только три объекта из них можно назвать современными — это большая проблема. Так быть не должно.

Основная часть жилых комплексов в Тюмени возводится по принципу — «как бы нам раскидать одинаковые дома по полю, которые не будут состыковываться друг с другом». В самом центре города у вас есть одна красивая высотка. Но она окружена высоким забором, что ее совсем не красит.

Урбанисту не понравилось, что многие жилые кварталы в Тюмени состоят из новостроек-близнецов. А как считаете вы?

Удачные примеры архитектурных решений в городе на Туре

— То, что в вашем городе стало намного меньше маршруток — это хорошо. Понравилось деревянное зодчество, точнее, его остатки. Памятник архитектуры сам по себе ценен, но важна и среда вокруг памятника. Вот стоит у вас красивый деревянный дом с резными ставнями, а рядом с ним невнятная высотка — с одной стороны и дом в стиле евроремонта — с другой.

Одноэтажка теряется на их фоне, и важно сохранять именно историческую среду. Имеет смысл сделать в Тюмени исторический квартал, чтобы красота всех этих построек раскрывалась в полной мере, а не какими-то урывками. Если администрация сдаёт историческое здание в аренду, а арендаторы меняют те же оригинальные деревянные окна на пластиковые, то «квартирантам» надо просто бить за это по рукам.

Чем больше город — тем больше стоит вопрос устойчивого развития. Этот термин мало кто понимает. Означает он, что приток новых жителей не должен ухудшать положение уже имеющихся. С этой точки зрения Лондон, например, планирует всеми силами ограничивать въезд в центр города и пользование автомобилями, строить велодорожки. Вводят кучу ограничений для личного транспорта, потому что считают: в приоритете — пешеходы. Именно таким и должен быть город, в котором хочется жить. Тюмень может.

Кстати, Аркадий приезжал в наш город этим летом, 30 июля, вместе с другим блогером-урбанистом Ильей Варламовым, который очень резко высказался о Тюмени. Позже столичный бизнесмен всё же нашёл, за что похвалить тюменские улицы, но и на этот раз количество найденных им изъянов перевесило число плюсов.

Согласны ли вы с доводами урбанистов? Расскажите нам, что, по вашему мнению, правдиво, а что нет. Может быть, блогеры что-то совсем упустили из виду?

Если вы хотите одним из первых читать интересные и важные материалы, то подписывайтесь на Telegram: t.me/news_72ru.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем