Город Павел Перевалов, директор департамента ЖКХ Тюменской области: «У нас в стране всегда было принято помогать друг другу всем миром»

Павел Перевалов, директор департамента ЖКХ Тюменской области: «У нас в стране всегда было принято помогать друг другу всем миром»

Жилищно-коммунальная сфера в нашей стране остается одной из самых трудоемких и проблемных, тем более что она напрямую влияет на качество жизни поголовно всех россиян. И люди, работающие в этой отрасли, всегда находятся под прицелом общественной критики.

В жилищно-коммунальном хозяйстве Тюменской области проблем тоже предостаточно. Это и работа ресурсоснабжающих организаций, и состояние сетевого комплекса, и деятельность управляющих компаний, и темпы расселения ветхого и аварийного жилья и так далее. Наиболее актуальные вопросы этого сектора мы обсудили с директором департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области Павлом Переваловым.

Какие проблемы ЖКХ требуют сегодня первостепенного внимания со стороны органов власти?

– Один из самых острых вопросов, который стоит перед системой жилищно-коммунального хозяйства, в том числе перед нашим департаментом, заключается в привлечении новых источников финансирования, чтобы система функционировала, выполняла свои задачи, а также, что очень важно, развивалась, и чтобы это происходило в условиях приемлемой и доступной для населения стоимости услуг. Естественно, речь идет в первую очередь о внебюджетных источниках. Очевидно, что государственных средств на решение всех стоящих перед нами задач недостаточно. При этом бюджетные ресурсы следует использовать не для решения вопросов капитального характера, а как раз для стимулирования притока инвестиций в эту сферу.

В коммунальном секторе инвестиционная деятельность развивается достаточно давно. И к сегодняшнему дню ситуация сложилась таким образом, что единственным эффективным и разумным форматом привлечения инвестиций в этом направлении является повсеместный переход на концессионные отношения. Такая задача поставлена правительством РФ перед всеми субъектами. Концессия – это принципиально новый вид отношений, который не просто делает возможным передачу государственных объектов коммунальной инфраструктуры некоему частному оператору в длительное пользование, а подразумевает обязательства инвестора по реконструкции этих объектов и строительство новых с целью улучшения качества коммунальных услуг.

Кроме того, соглашение подразумевает жесткий контроль со стороны органов власти через установление четких целевых показателей работы концессионера, за невыполнение которых он несет ответственность, прежде всего материальную. При этом в случае строительства новых объектов возникает вопрос передачи земельных участков для этих нужд. Соглашение также регулирует этот вопрос.

Естественно, устанавливая столь жесткие условия для инвестора, государство должно в каких-то вопросах идти ему навстречу, чтобы проект был реализуем и экономически оправдан. Одним из таких шагов является долгосрочная тарифная гарантия. То есть заранее оговаривается тариф на коммунальные услуги, а также его прогнозный рост на определенный период. Таким образом, концессионер получает гарантии возврата инвестиций. Но доходность должна быть адекватной.

Очень важно, что такой формат взаимоотношений не позволит зайти на этот рынок компаниям, не готовым вести долгосрочную системную деятельность в коммунальной сфере. Но этот же нюанс усложняет поиск инвесторов. Да и сам процесс подготовки концессионного соглашения, проработки всей экономической составляющей с учетом интересов потребителей занимает длительное время, порой до года. И это оправдано, поскольку на всем протяжении действия концессионного соглашения, а это может быть 30 лет и более, мы должны исключить возникновение каких-либо форс-мажорных ситуаций, потому что они непременно скажутся на населении.

В вопросе привлечения инвестиций мы уже добились серьезных результатов в сфере водоснабжения. В частности, решили вопросы с подключением к сетям водоснабжения и водоотведения города Тюмени новых объектов жилищного строительства. Расходы на себя берут застройщики, и это не сказывается на стоимости квадратного метра жилья. Кроме того, в последнее время практически прекратились разговоры о проблемах газификации благодаря взаимодействию правительства области с дочерними структурами «Газпрома», в частности с «Газпром межрегионагаз Север» и «Газпром газораспределение Север». Замечу, в обоих случаях из бюджета не было потрачено ни копейки.

Между тем много вопросов вызвало обсуждение новой схемы теплоснабжения. В результате на публичных слушаниях проект, предложенный компанией «Фортум», не получил поддержки населения и муниципалитета.

– И это объяснимо. Публичные слушания как раз и проводятся для того, чтобы заинтересованная общественность, одобряя предусмотренные схемой мероприятия, одновременно соглашалась с тем, что будет через увеличенный тариф их оплачивать. Общественность хочет понимать, что эти мероприятия не избыточны, их стоимость оправдана и запредельного скачка тарифа не будет. Представленная схема на эти вопросы не ответила, а также не учла ранее поступившие замечания. Здесь нужна очень тонкая работа по поиску баланса интересов плательщиков и теплоснабжающих организаций. Эта работа компанией «Фортум» сделана не была.

Схема теплоснабжения также отвечает на вопрос о том, кто из участников рынка станет единой теплоснабжающей организацией. Она получит практически неограниченные полномочия, в том числе в вопросе формирования цены на конечный продукт и транспортировку теплоносителя по всем не принадлежащим ей сетям. Если она будет выбрана неправильно, то потребитель может стать заложником ситуации. И местные органы власти не будут иметь рычагов влияния на оператора. Причем создание единой теплоснабжающей организации предусмотрено в рамках действующего законодательства, которое не предоставляет права реального выбора. Критерии определения этой организации таковы, что ею в любом случае становится владелец объектов генерации тепла и магистральных тепловых сетей. Ему нет дела до распределительного теплосетевого комплекса, который в Тюмени находится в муниципальной собственности и к которому подключены практически все потребители. Именно эти сети нуждаются в наибольшем внимании, именно на них происходит подавляющее количество отключений. Если владелец генерации и магистралей начнет финансировать эти сети по остаточному принципу, что крайне вероятно, то ситуация будет только ухудшаться.

Почему же федеральные законодатели не видят этой ловушки?

– Они видят, в том числе и благодаря нам. Мы обращаемся с этой темой, помимо прочего, и в федеральные антимонопольные органы. Определенные подвижки и понимание есть, но пока конкретных изменений еще не произошло. В этих условиях речи о том, что кто-то захочет стать концессионером на муниципальных сетях, быть не может. Это финансовое самоубийство. Ведь обязательствами концессионера должны быть полная реконструкция и обеспечение надлежащей эксплуатации. Как это делать, не понимая, сколько средств из общей цены на тепло тебе завтра выделит единая теплоснабжающая организация, а органы власти не могут дать гарантий?

От коммунальных проблем перейдем к жилищным вопросам. Судя по отзывам наших граждан, одной из больных тем стала новая система капитального ремонта.

– Это, я считаю, как раз тема выздоравливающая. Больной она была до недавних пор по двум причинам. Первая – долгое время вообще не было системного подхода к ремонту жилищного фонда. Вторая – не существовало полностью объективных критериев определения очередности проведения капремонта. То есть какие-то работы проводились, но целостного понимания не было.

Сегодня же выстраивается принципиально новая система, согласно которой все дома должны ремонтироваться в сроки, предусмотренные нормами эксплуатации тех или иных конструктивных элементов. Она в чем-то несовершенна, мы продолжаем ее дорабатывать, но в целом это достаточно объективный подход.

При этом одной из ключевых проблем, которая стоит перед нами в ближайший период, – это ликвидация недоремонтов прошлых лет. В этом нам поможет рейтинг конструктивных элементов всех многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта. Про рейтинг уже много сказано, но вкратце скажу, что каждому элементу – кровля, фасад, лифт – в соответствии с его состоянием, сроком службы, межремонтным интервалом и другими показателями присваивается определенное количество баллов, по которому и определяется время ближайшего капитального ремонта этого элемента.

Преимущество балльной системы – в ее беспристрастности. То есть повлиять на выбор дома для проведения капремонта в тех или иных целях невозможно. Например, если какой-нибудь кандидат в депутаты захочет продвинуть тот или иной дом в очереди на капремонт, чтобы завоевать доверие избирателей, или чиновник в своих интересах решит что-то скорректировать, ему это не удастся.

Рейтинг корректируется, данные обновляются не реже одного раза в год, поскольку по тем или иным домам данные уточняются. И этот процесс еще потребует определенного времени. Но уже сегодня мы можем ответить практически любому жильцу на вопрос о том, почему тот или иной элемент его дома будет отремонтирован в такой-то год, а не раньше.

Глава фонда капитального ремонта Тюменской области Светлана Цынская на одном из собраний с жителями заметила, что ситуация, при которой каждый дом имел бы спецсчет для капремонта, была бы идеальной. Вы с этим согласны?

– И да, и нет. В чем соглашусь: содержание своего имущества – это обязанность собственника. С этой точки зрения граждане должны сами принимать все решения, ни к кому не обращаясь. Например, если мы живем в частном доме, то не зовем ведь чиновников, чтобы спросить, когда нам чинить кровлю или крыльцо. Так и здесь: граждане должны сами копить средства на своем счете, чтобы иметь возможность самостоятельно решать, когда и как их расходовать.

Но у нас в стране сложилось другое отношение к вопросу содержания общего имущества в многоквартирных домах. Собственники никогда не уделяли этому должного внимания. И сейчас только начался процесс формирования иной степени ответственности граждан в вопросе обслуживания своего жилья. В этом плане предоставление возможности самостоятельно распоряжаться своими деньгами, собранными на капремонт, я поддерживаю.

Однако есть одна сложность, возвращающая нас в суровую реальность. Чтобы отремонтировать достаточно изношенный элемент, например, через год, а во многих домах уже сейчас требуется что-то починить и заменить, может понадобиться очень серьезная сумма. Вы уверены, что 7,5 рубля в месяц, собранных с каждого квадратного метра в одном доме, будет достаточно? Думаю, что нет. Может понадобиться и 30, и 40 рублей, кто знает, возможно, и тысяча с квадрата.

Именно для того, чтобы сгладить подобную ситуацию, и создана система общего «котла», когда в своеобразную кассу взаимопомощи каждый сдает объективно посильную сумму. 7,5 рубля с квадратного метра жилплощади – не такие уж огромные деньги, по УрФО меньше платят только в Курганской области. В итоге общими усилиями мы финансируем ремонт тех домов, которыми надо заниматься уже сейчас или через год, и сами они накопить достаточную сумму не смогут. А жители этих домов впоследствии оплатят ремонт новостроек, которые состарятся через 20-30 лет.

Помогать друг другу всем миром – так у нас в стране было принято всегда. То есть это разумно с точки зрения не только законодательства, но и этических норм. Все справедливо – сегодня помог ты, завтра помогут тебе.

При этом всегда есть возможность выбора. Замечу, в краткосрочный план капремонта попали пять домов, которые выбрали спецсчета. Нам с профессиональной точки зрения будет очень интересно понаблюдать за тем, как они справятся с этим самостоятельно.

Подытожу тему. Я думаю, что лет через 10-15, когда будет ликвидирована проблема недоремонтов, когда люди начнут по-другому относиться к своему имуществу и ответственности за него, система будет работать эффективно и бесперебойно. И тогда, возможно, действительно потребность в региональных операторах исчезнет.

Еще одна очень важная тема, которая сейчас набирает обороты, касается наемных домов. Какие перспективы это направление имеет в нашем регионе?

– Это совершенно новая модель, которая призвана решить множество проблем. Главная из них – расселение аварийного жилищного фонда. Согласно Жилищному кодексу всем нанимателям муниципального жилищного фонда при сносе аварийного дома муниципалитет обязан предоставить в наем другое жилье.

В отношении собственников Жилищный кодекс выстраивает логику так, что они должны либо реконструировать свой дом за собственные средства, либо снести его, продать землю и поделить деньги. Собственники таких решений не принимают, так как это связано либо с колоссальными затратами, либо с потерей крыши над головой. Ведь вырученных за землю денег в большинстве случаев не хватит на приобретение нового жилья. И Жилищный кодекс собственника в данном случае страхует. Муниципалитет обязан изъять жилое помещение у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Сегодня мы рапортуем, что завершаем программу переселения из жилья, которое признано аварийным до 1 января 2012 года. И программа действительно выполняется. Выполняется в рамках описанного мною алгоритма. Но надо признать, что по ней расселяются главным образом 8-16-квартирные дома. А когда мы ее выполним и дело дойдет до признания аварийными 90-квартирных домов? Мы откуда в бюджете возьмем деньги, чтобы расселять в таких объемах?! По нашим данным, в ближайшие годы в регионе возникнет необходимость расселения примерно 1 миллиона квадратных метров. На это по грубым подсчетам потребуется 45 миллиардов рублей. Это чуть меньше половины годового бюджета области!

В этой ситуации формирование института наемных домов будет своевременно как никогда. Это обеспечит переселение из домов, где граждане свою собственность утратили. Это объективный процесс. Когда у нас машина развалилась от старости, мы сдаем ее в металлолом, никто нам новую взамен не выдает. Переезд в наемный дом станет хорошим выходом из ситуации.

Наша задача – создать модель функционирования института наемных домов, предусматривающую вложение требуемой суммы инвестором. Последующий возврат вложенных средств должен осуществляться как за счет платы за наем, так и за счет бюджетных субсидий, которые, по прикидочным расчетам, не будут превышать трех миллиардов рублей в год. Согласитесь, это уже совсем другая сумма. Ею бюджет области располагает. Все наемные дома будут оформляться в госсобственность, что позволит государству после расчета с инвестором вернуть часть затраченных на проект средств, чтобы вложить их в новые наемные дома по той же схеме. Важнейший момент в том, что развитие такого института сделает плату за наем процентов на 50 ниже, чем стоимость аренды жилья сейчас. Льготы и субсидии для отдельных категорий граждан тоже должны быть предусмотрены.

При этом граждане избавляются от необходимости участия в собраниях жильцов, решения всех организационных вопросов текущего содержания, капитального ремонта и так далее – всем этим занимается собственник. Это поможет также решить вопросы трудовой мобильности, то есть человек может переехать в наш регион и не думать о проблеме покупки жилья. И наоборот, если он живет здесь в наемном доме, может без особых хлопот поменять место жительства, если где-то нашел более прибыльную работу.

Фото: Фото Надежды Корнеевой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем